Помнят по обе стороны Эльбруса

9 июня в 08:58
 просмотров

Мисост Абаев – первый балкарский историк-этнограф, просветитель и публицист появился на свет в селении Шканты в семье царского офицера Кучука Абаева, происходящего из старинного рода балкарских князей, в 1857 году. О детских годах  Мисоста известно немногое. Почти все сведения о них, и не только, мы черпаем из исследовательских работ широко известного в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии доктора филологических наук Тамары Биттировой, и они таковы.  Когда отец скоропостижно скончался, семилетнего Мисоста  устраивают в Нальчикскую горскую школу, где он обучается за казенный счет. Осенью 1870 года 13-летний Мисост был зачислен в первую Владикавказскую гимназию. В эти годы в гимназии преподавал известный на Кавказе скрипач и композитор Султанбек Абаев, который оказал большое влияние на формирование личности Мисоста. Буквально через четыре года юноша знакомится с народовольцами и становится активным членом созданного в 1874 году  Владикавказского кружка революционных народников, в котором пульсировала напряженная и непрерывная интеллектуальная деятельность. Мисост Абаев сразу включился в революционную борьбу, кстати, это был момент «хождения в народ революционно-народнического движения России». 

Мисост Абаев – первый балкарский историк-этнограф, просветитель и публицист появился на свет в селении Шканты в семье царского офицера Кучука Абаева, происходящего из старинного рода балкарских князей, в 1857 году. О детских годах  Мисоста известно немногое. Почти все сведения о них, и не только, мы черпаем из исследовательских работ широко известного в Кабардино-Балкарии и Карачаево-Черкесии доктора филологических наук Тамары Биттировой, и они таковы.  Когда отец скоропостижно скончался, семилетнего Мисоста  устраивают в Нальчикскую горскую школу, где он обучается за казенный счет. Осенью 1870 года 13-летний Мисост был зачислен в первую Владикавказскую гимназию. В эти годы в гимназии преподавал известный на Кавказе скрипач и композитор Султанбек Абаев, который оказал большое влияние на формирование личности Мисоста. Буквально через четыре года юноша знакомится с народовольцами и становится активным членом созданного в 1874 году  Владикавказского кружка революционных народников, в котором пульсировала напряженная и непрерывная интеллектуальная деятельность. Мисост Абаев сразу включился в революционную борьбу, кстати, это был момент «хождения в народ революционно-народнического движения России».  
Владикавказские народники ставили первоочередными своими задачами  «развертывание просветительской деятельности и революционной пропаганды в народе, вовлечение в пропагандистскую работу учащейся молодежи, рабочих и женщин, усиленный поиск связей с русскими и грузинскими народническими кружками».
В конце августа 1876 года Абаев подает прошение начальнику округа о зачислении «в специальное отделение при Нальчикской окружной горской школе для приготовления аульных учителей Терской области». Но ему было отказано в связи с его политической неблагонадежностью.
Зимой 1877 года Абаев вступил всадником в состав кабардино-кумыкского конного полка, сформированного из числа коренных народностей Кавказа для отправки на войну с Турцией. К окончанию военной кампании Мисост Абаев был «произведен в корнеты с зачислением по армейской кавалерии». После окончания войны деятельность Абаева была связана со службой в административных органах Терской и Кубанской областей, но об этом подробнее чуть позже.
 Особо широкое признание, как мы уже сказали, Абаев получил как историк-этнограф, творчество которого замечательно реалистическим богатством содержания и благородством замыслов. Понимая исключительно важное значение собирания предметов материальной культуры народа, он провел большую работу по фиксации этнографических памятников карачаевцев и балкарцев. До сих пор в фондах Грузинского исторического музея имени Джанашиа хранятся экспонаты, переданные Абаевым в 1908 году этнографическому отделению Кавказского музея.
 Абаев оставил большое литературное наследие, вершиной которого является его исторический очерк  «Балкария», опубликованный в парижском журнале «Мусульмане» и посвященный истории балкарцев, их связям с другими народами Кавказа. Творческий мир  Мисоста Кучуковича удивительно разносторонний. Он автор серии публицистических статей и очерков, опубликованных в конце 19 – начале 20 веков: «Наши миротворцы», «Калым и его последствия» (над разрешением этой проблемы ломают копья и по сей день), «Интересный документ», «Горские школы», «Открытие Панежукоевского училища», «О горских школах», «Горцам Северного Кавказа» «Кабарда проснулась», «В погоне за славой и пятачком»  и многие другие.
 Но если в первых своих публикациях Абаев констатирует различные факты из аульной жизни, как-то: сообщение о находке исторического памятника в Хуламе, об этнографических реалиях Балкарии и так далее, то по мере глубокого проникновения  в проблемы горской действительности на первый план выступают уже не «интересные»  ее детали, а вопросы социального устройства, аграрные вопросы, но самое главное – вопросы просвещения. Абаев постоянно пишет о необходимости открытия начальных школ в аулах, сельскохозяйственных школ и училищ. И это не пустое сотрясение воздуха. Занимая ответственные посты в администрации Терской и Кубанской областей, Абаев оказал большое содействие открытию школ и училищ в аулах Карачая, Балкарии, Черкесии, Адыгеи.
Ну а теперь о занимаемых постах, как и обещала. Абаев не только публицист и просветитель, но и благотворитель. Так, в 1881 году он был одним из учредителей «Благотворительного общества» в Нальчике, на пожертвования членов которого содержалась женская бесплатная школа, оказывалась денежная помощь студентам и неимущим. В разные годы он избирался старшиной Нижне-Балкарского общества, был переводчиком в Нальчикском окружном полицейском управлении, им же во Владикавказском окружном суде, командиром сотни Терской постоянной милиции, начальником Хумаринского участка Баталпашинского отдела Кубанской области, начальником 1-го участка Нальчикского округа, начальником 2-го участка этого же округа, начальником 1-го участка Баталпашинского округа Кубанской области. В 1917 году был избран в состав «Временного комитета горцев Кавказа Нальчикского округа»… И параллельно все это время деятельный преобразователь Абаев «ставил» своим пером острые вопросы, пользуясь самыми различными формами – от журнального очерка до эссе. К примеру, его философская притча «Горская легенда» и эссе «У могилы Ислама» читаются на одном дыхании, настолько эмоционален в высшей степени язык, богат интонациями и прост…
Мисост Абаев в меру своих возможностей постарался дать образование и своим детям. И такому образованию даже в наше просвещенное время можно только позавидовать. К примеру, старшая дочь Сафият окончила учительские курсы, работала в школе Нальчика, а после расстрела мужа, обвиненного в «буржуазном национализме», переехала в Москву с шестью детьми. Сын Исмаил окончил медицинский факультет Киевского университета и стал впоследствии одним из организаторов здравоохранения Кабардино-Балкарии. Фатима окончила Коммунистический университет трудящихся Востока, преподавала в Баку, вела партийную работу в Баку, Ижевске, Москве, Новгороде. Гошаях, в отличие от других сестер, начала преподавательскую деятельность в Карачае, затем работала в Дагестане, она автор статей по вопросам женского образования и детской беспризорности. О Джаннете  известно лишь то, что она жила в Москве.
В 1928 году Мисост Абаев, внесший большой вклад в формирование общественного сознания горцев на рубеже веков, скончался после тяжелой болезни в Буйнакске, где и был похоронен, но образ его, перешедший из личной памяти многих карачаевцев и балкарцев в общественную, народную, ничего не теряет в своей яркости и убедительности. Его, чье влияние на два родных для него народа было бесконечным и благотворным, будут долго помнить по обе стороны Эльбруса…
Материал подготовлен
Аминат Джаубаевой.
На снимке: Мисост Абаев с семьей.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях