Лицо народа

29 июня в 08:55
 просмотров

В конце XIX века невиданное по тем временам дело – фотография – стало проникать и на Кавказ. Как и всякое новое дело, оно требовало образования, навыков, использования специального оборудования, материалов и реактивов. Сам процесс фотосъёмки, подобно позированию для художника, был значимым событием в жизни человека, а снимки, наклеенные на плотный картон, сохранялись и сохраняются в семьях на протяжении десятков лет, не теряя качества и выразительности. За каждой фотографией – не только судьбы тех, кто на них изображён, но и тех, кто сохранил эти свидетельства истории в самых разных, зачастую неблагоприятных и трагических, обстоятельствах бурного ХХ века. Каждая из них достойна отдельного рассказа, а то и многотомного исследования. Собранные же в один большой фотоальбом, они представляют собой концентрированную, сжатую визуальную историю народа, его обычаев, привычек, одежды, орудий труда, жилищ.

В конце XIX века невиданное по тем временам дело – фотография – стало проникать и на Кавказ. Как и всякое новое дело, оно требовало образования, навыков, использования специального оборудования, материалов и реактивов. Сам процесс фотосъёмки, подобно позированию для художника, был значимым событием в жизни человека, а снимки, наклеенные на плотный картон, сохранялись и сохраняются в семьях на протяжении десятков лет, не теряя качества и выразительности. За каждой фотографией – не только судьбы тех, кто на них изображён, но и тех, кто сохранил эти свидетельства истории в самых разных, зачастую неблагоприятных и трагических, обстоятельствах бурного ХХ века. Каждая из них достойна отдельного рассказа, а то и многотомного исследования. Собранные же в один большой фотоальбом, они представляют собой концентрированную, сжатую визуальную историю народа, его обычаев, привычек, одежды, орудий труда, жилищ.
Наверное, потому и назвал журналист и литератор Хыйса Османов альбом фотографий, которые он собирал около двадцати лет, «Балкария сквозь века». Альбом вышел в одном из издательств Пятигорска и исполнен на очень высоком полиграфическом уровне. В нём собраны фотографии, десятилетиями сохранявшиеся в балкарских семьях, а также архивные материалы, почтовые открытки начала ХХ века, натурные зарисовки. Часть собранных в книге снимков сделана приезжими путешественниками и этнографами в высокогорных аулах. В них отражена повседневная жизнь, одежда, оружие и орудия труда как представителей княжеского сословия, так и простых крестьян-общинников. Большая же часть – фамильные снимки на память для потомков, сделанные в открывшихся в Нальчике, Владикавказе, Пятигорске фотосалонах. Понятно, что люди небогатые не особо увлекались созданием портфолио, поэтому эта часть фотоматериалов представляет в основной своей массе членов влиятельных, родовитых фамилий, известных не только в Балкарии.
В книге представлено около 800 фотографий – результат большого подвижнического труда автора. Материалы разделены на пять разделов по числу горских обществ, в начале каждого даны карты ущелий с обозначением существовавших на начало прошлого века поселений. Открывается книга текстом известного прошения о принятии в российское подданство, поданного генералу Эммануэлю на имя императора Николая I от имени пяти балкарских и дигорского обществ и подписанного 11 января 1827 года местными старшинами – ровно 190 лет назад.
Материалы, собранные в книге, требуют анализа и отдельного исследования. К чести автора следует отметить, что большинство фотографий имеют подписи с именами изображённых на них лиц, а в некоторых случаях и краткую историю их жизни. Поэтому уже по имеющимся в книге сведениям можно проследить не только историю отдельных фамилий, но и родственные, семейные связи, а также связи межнациональные и межгосударственные. Некоторые из фотографий – яркие иллюстрации к народным песням и легендам, запечатлевшим большие события и больших людей балкарского народа.
Фотоальбом наверняка вызовет интерес не только родственников и потомков попавших на его страницы людей: здесь достаточно интересно представлены изменения в женской и мужской моде начала ХХ века на Кавказе, натурные зарисовки многих уже не существующих архитектурных объектов. Но, конечно, самое главное – лица. Лица людей разного сословия, достатка, образованности, профессии. Никого из них уже нет в живых, а потомство разбросало по всему свету. Остались их дела – большие и малые, и остались фотографии, с которых смотрят на нас выразительные лица с открытым взглядом.
…Наверное, не стоит идеализировать старину и говорить о том, что раньше люди были лучше и жизнь красивее. Все мы – порождение своего времени, определённых экономических и политических условий. У каждого своя судьба, которая маленьким ручьём вливается в большую реку истории целого народа. Чтобы понять эту историю, её повороты, полезно пройти до каждого истока – настолько, насколько это возможно. И каждому, кто захочет это сделать, книга Х. Османова поможет не заблудиться.

Р. ГУРТУЕВ,
газета «Кабардино-Балкарская правда».

Поделиться
в соцсетях