Как сердце наше отзовется…

12 июля в 07:02
12 просмотров

На днях в Карачаевске отмечали 80-летие заслуженного учителя КЧР, преподавателя детской музыкальной школы по классу теоретических дисциплин и хорового пения Светланы Ильиничны Сауловой.
И надо сказать, праздник получился и светлый, и чуточку ностальгический. В концертном зале городской «музыкалки» собралось несколько поколений учащихся виновницы торжества, представители творческой интеллигенции, старожилы города. И сама атмосфера вечера создавала ощущение встречи с «прекрасным далеко» – старым добрым Карачаевском, о котором известный поэт – песенник Николай Доризо, не раз бывавший у нас, сложил идущие от сердца стихи: «Я хотел бы жить как дома в этом горном городке, где друг с другом все знакомы на предельном коротке. В магазинчике районном все друг друга узнают, говорят: «Салам!» с поклоном, твердо руки подают».
Именно таким мироощущением встретил в далеком 1959 году город у слияния Теберды и Кубани юную выпускницу Ставропольского музучилища Светлану Саулову, которая приехала по распределению в детскую музыкальную школу. Однако, прибыв на место, никакой ДМШ и тем паче хора, которым ей было предписано руководить, она не обнаружила.

На днях в Карачаевске отмечали 80-летие заслуженного учителя КЧР, преподавателя детской музыкальной школы по классу теоретических дисциплин и хорового пения Светланы Ильиничны Сауловой.
И надо сказать, праздник получился и светлый, и чуточку ностальгический. В концертном зале городской «музыкалки» собралось несколько поколений учащихся виновницы торжества, представители творческой интеллигенции, старожилы города. И сама атмосфера вечера создавала ощущение встречи с «прекрасным далеко» – старым добрым Карачаевском, о котором известный поэт – песенник Николай Доризо, не раз бывавший у нас, сложил идущие от сердца стихи: «Я хотел бы жить как дома в этом горном городке, где друг с другом все знакомы на предельном коротке. В магазинчике районном все друг друга узнают, говорят: «Салам!» с поклоном, твердо руки подают».
Именно таким мироощущением встретил в далеком 1959 году город у слияния Теберды и Кубани юную выпускницу Ставропольского музучилища Светлану Саулову, которая приехала по распределению в детскую музыкальную школу. Однако, прибыв на место, никакой ДМШ и тем паче хора, которым ей было предписано руководить, она не обнаружила. Была просто комната, нашедшая приют на первом этаже Дома Советов (это монументальное каменное здание – главная историческая ценность города – вмещало в себя и райком, и райисполком, и коммутатор, и даже общежитие пединститута), где фронтовик, орденоносец Федор Бурак, он же прекрасный баянист, только собирался организовывать музыкальную школу. Свою вновь прибывшую коллегу Федор Георгиевич встретил радушно и в свойственной ему шутливо-покровительственной манере витийствовал, дабы как-то скрасить первое разочарование молодого специалиста (ни рабочего места, ни кола, ни двора!): «Приветствую тебя, о дочь Эллады! Прошу прощения за скромность обстановки, но эти издержки возместят наши общие устремления создать истинный храм музыки». Последние его слова были сказаны под аккомпанемент растянутых мехов баяна… Его поддержала расположившая к себе с первых же минут знакомства преподаватель по классу фортепьяно Лидия Польшина: «Ты из Хасаут – Греческого? Считай, землячка. Не тушуйся, мы всегда рядом».
Так в жизнь Светланы Сауловой вошли ее первые коллеги, ставшие ей родными людьми, с которыми был пройден большой тернистый путь становления их любимого детища. Спустя некоторое время в маленький коллектив ДМШ влился Александр Ячменцев, «человек-оркестр», владеющий почти всеми народными инструментами.
…Свой юбилей Светлана Ильинична встречала с необыкновенно высоким душевным подъемом. И причиной тому были два обстоятельства – с утра из Греции позвонили дочери Татьяна и Полина, к ним присоединились внуки, и вместе со словами поздравлений, признаний в любви и приглашения приехать на лето (о виде на жительство они уже помалкивают, потому что знают, звать бесполезно!) она получила массу радостных эмоций. Второй причиной приподнятого настроения было, разумеется, предвкушение встреч с любимыми учениками и коллегами, которые должны были приехать отовсюду на торжество. Любимой музыкальной школе без перерыва отдано 58 лет.
Она родилась в 1937 году в многодетной семье колхозника Ильи Саулова в селе Хасаут-Греческом. К тому моменту, когда начала осознавать себя на белом свете, началась война. И каждый раз, когда из черной тарелки репродуктора звучала скорбно-яростная песня «Вставай, страна огромная!», у маленькой девочки сжималось сердечко. Обладая прекрасным музыкальным слухом и чистым голосом, она моментально схватывала мелодии песен и их настроение. И когда после Победы по радио передавали жизнеутверждающие, лирические песни, она вслед за Лидией Руслановой, Клавдией Шульженко, Марком Бернесом исполняла их на свой лад. Ее одинаково завораживали и арии из опер. Особенно ей запала в душу песня девушек из оперы Верстовского «Аскольдова могила», также звучавшая по Всесоюзному радио:
   Ах, подруженьки, как грустно
   Круглый год жить взаперти!
   Из-за стен лишь любоваться
   На широкие поля.

И как-то увидев в клубе кинохронику, где показывали какой-то академический хор, которым властно дирижировала строгая красавица в концертном платье, Светлана загорелась мечтой вот так же когда-нибудь управлять многоголосьем большого певческого коллектива.
После окончания семилетки в родном селе она, как и все ее одноклассники, поступила в Кардоникскую среднюю, где несколько классов были приспособлены под интернат. Это было начало тяжелых 50-х годов, и что могли дать родители этим детям в качестве провизии на неделю – разве что картошку в мундирах, краюху хлеба с луковицей да в лучшем случае бидончик кислого молока… Но те, кто жаждал окончить среднюю школу и был окрылен мечтой получить любимую профессию, выдерживали сей спартанский быт и выходили во взрослую жизнь с аттестатом зрелости.
На вступительных экзаменах в Ставропольское музучилище Светлана Саулова покорила всех своими вокальными данными и выигрышной внешностью – тонкие одухотворенные черты лица, большие выразительные глаза, врожденная аристократичность облика – то, что в народе зовется породой. Многие пророчили ей счастливое сценическое будущее, а она, оттачивая вокал, сольфеджио, игру на фортепьяно, твердо знала, что ее будущее – в детской музыкальной школе… И она часто представляла себе, как на занятиях будет рассказывать ученикам о великих композиторах Чайковском, Моцарте, Мусоргском, Вагнере, чтобы они смогли прочувствовать колорит и атмосферу их эпохи, а вместе с этим и внутренний мир мэтров мировой классической музыки.
В то утро своего юбилея, оглядываясь на все годы работы в ДМШ Карачаевска, Светлана Ильинична вновь и вновь с благодарностью обращалась к светлой памяти первого директора Федора Георгиевича Бурака, сумевшего буквально на ровном месте создать, как он и мечтал, храм музыки, истинный островок духовности и служения высокому искусству. Многие выпускники стали профессиональными музыкантами, композиторами. К примеру, талантливая скрипачка, бывший преподаватель ДМШ Любовь Узденова живет в Дании и играет в Копенгагенском муниципальном оркестре. Любовь Кубанова, окончив Московскую государственную консерваторию по классу композиции у Арама Хачатуряна, стала успешным композитором. Талантливым композитором, воспевшим родной город, была и незабвенная преподаватель по классу фортепьяно Ирина Комарчук. Прекрасный сборник песен собственного сочинения вышел у нынешнего директора ДМШ Риммы Ортабаевой в соавторстве с поэтессой Байдымат Кечеруковой. Умея радоваться успехам коллег, чуждая зависти, Светлана Ильинична подтверждает тем самым свойство истинного таланта – уметь восхищаться чужими успехами в большей степени, чем собственными.
…Случилось так, что накануне юбилейного вечера Сауловой я встретилась случайно с Натальей Бурак, сотрудником КЧГУ им. У. Алиева. И когда мы заговорили о Светлане Ильиничне, сколько же восторга, искренности я почувствовала в ее словах:
– Какие хоры в свое время звучали в Карачаевске! Саулова одновременно создала несколько хоровых коллективов (в «музыкалке» – само собой!), в пединституте, в средних школах и даже милиции. Это, безусловно, придавало значительность общегородским праздникам. Я тоже с удовольствием пела в нашем студенческом хоре под управлением Сауловой. И как же слаженно звучали наши голоса, когда мы исполняли песню девушек из оперы «Аскольдова могила»: «Ах, подруженьки, как грустно»… Феномен любви учеников к ней в том, что от Светланы Ильиничны веет той праведностью, возвышенностью натуры, которые никогда не обесцениваются. И я горжусь тем, что она с моим отцом Федором Бураком стояли у истоков нашей городской музыкальной школы…
…И вот, наконец, «театр уж полон, ложи блещут» – в концертном зале ДМШ царит праздничная атмосфера, букеты цветов в руках прибывающих соперничают друг с другом буйством красок, кругом – улыбающиеся лица, и все внимание – виновнице торжества. Узнаю Владимира Аванесова, в свое время лучшего кларнетиста и саксофониста Карачаевска, также ученика Сауловой (ее универсальному предмету сольфеджио обучались все: от баянистов до скрипачей, от пианистов до тех, кто увлекался духовыми инструментами), который приехал поздравить любимую учительницу из Ставрополя. А ее коллега Людмила Иванова из Черкесска вместе с мужем Игорем Николаевичем работали вместе с Сауловой в 60-70-е годы… Идущие от сердца слова поздравления приготовили юбилярше Светлана Савенко, директор Тебердинской ДМШ, Алла Шульга, бывший культработник, библиотекари Светлана Григорова и Ирина Харибова и многие другие.
Творческий вечер открыла директор детской музыкальной школы, заслуженный работник КЧР Римма Ортабаева, вложившая все вдохновение, чтобы чествование любимого педагога превратилось в теплый, уютный праздник. И она с волнением вспоминала, как благодаря Светлане Ильиничне после окончания «музыкалки» удалось убедить родителей отпустить ее на учебу в Черкесское музучилище. И сложилось так, что почти всю жизнь они шагают рядом, служа посредниками между классической музыкой и юными сердцами. Ведь нельзя научить по-настоящему владеть инструментом, если безучастна душа…
Вручая Сауловой почетные грамоты Министерства культуры КЧР и мэрии Карачаевска, Шамиль Хубиев, начальник городского отдела культуры, также ученик Светланы Ильиничны, подчеркнул, что благодаря таким преподавателям у многих сидящих в зале музыка заняла особое место в сердце и там останется навсегда. И именно благодаря таким подвижникам выковываются и формируются ценности, которыми Россия будет жить ближайшие десятилетия. И здесь, в данной музыкальной школе, история родного города, приближающегося к своему 90-летию, обретает зримые черты.
А потом в честь Светланы Ильиничны был дан большой концерт, который открыла юная скрипачка Юлия Найденко, исполнившая «Венский вальс» Штрауса. И казалось, вместе с полетом смычка душа, обретя гармонию, парит в возвышенном мире. Лауреат региональных конкурсов Юлия подает большие надежды и является гордостью школы. Как всегда, блистала на сцене преподаватель по вокалу, заслуженная артистка КЧР Лейла Гагуа, дав волю своему колоратурному сопрано в раздольной песне «Волга-реченька». Впечатляюще звучала фантазия на темы мелодий Северного Кавказа в исполнении ансамбля народных инструментов под управлением Александра Ячменцева. Маэстро, тряхнув стариной, под овации зрителей посвятил С. Сауловой ее любимую песню «Моя Маритана». Фортепьянные этюды сменялись игрой на гитаре, баяне, национальной гармонике, был исполнен даже рэп. А под занавес вновь зазвучала скрипка – произведение Жоржа Массне «Размышления» в исполнении все той же «звездочки» музыкальной школы Юли Найденко было очень кстати. Какой же юбилей без дум и мыслей о прожитых годах?

НА СНИМКАХ: Светлана Ильинична САУЛОВА; Музыкальный сувенир от Юли НАЙДЕНКО.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях