Фонтан идей на Балтийском берегу

9 августа в 11:56
3 просмотра

В нынешнем году профильная смена «Молодые учителя» Всероссийского молодежного образовательного форума «Балтийский Артек», проходившего в Калининградской области,   объединила более 400 педагогов из 70 субъектов Российской Федерации. Большая часть форума посвящена защите педагогами своих проектов для того, чтобы получить возможность выиграть грант на их реализацию. О своих впечатлениях от форума расскажет наша землячка Клавдия Николаева, педагог Центра доп. образования детей города Черкесска.
Нежданно-негаданно
«Поедешь на форум в Калининград от нашей республики?» – внезапный вопрос руководителя нашего центра Земфиры Хамидовны Джанкезовой застал меня врасплох. О форуме я слышала, но не ожидала, что это коснется лично меня.

В нынешнем году профильная смена «Молодые учителя» Всероссийского молодежного образовательного форума «Балтийский Артек», проходившего в Калининградской области,   объединила более 400 педагогов из 70 субъектов Российской Федерации. Большая часть форума посвящена защите педагогами своих проектов для того, чтобы получить возможность выиграть грант на их реализацию. О своих впечатлениях от форума расскажет наша землячка Клавдия Николаева, педагог Центра дополнительного образования детей города Черкесска.

Нежданно-негаданно
«Поедешь на форум в Калининград от нашей республики?» – внезапный вопрос руководителя нашего центра Земфиры Хамидовны Джанкезовой застал меня врасплох. О форуме я слышала, но не ожидала, что это коснется лично меня. Попросила время на раздумье, подумала и уже через сутки сказала «да». Так я попала в смену «Молодые учителя» форума «Балтийский  Артек», организованную  при поддержке Российского движения школьников,  в 60 км от Калининграда.
В день открытия у нас был танцевальный бал с учениками и учителями. Это был верный ход – легкая и непринужденная атмосфера помогла раскрепоститься и познакомиться. Затем нас разделили по классам, и у каждого класса, как в настоящей школе, был классный руководитель. В нашем третьем «з» – самый классный!  Поделили нас так, чтобы мы все были из разных регионов. В мою группу попали мальчики и девочки из Удмуртии, Оренбурга, Марий Эл, Башкортостана, Чувашии, Мордовии, Самары и Пятигорска. Все оказались очень доброжелательными, интересными, умными и веселыми. Ребята всегда во всем поддерживали друг друга. С утра мы вместе шли на зарядку, днем делились опытом и знаниями, сидели за своими проектами, помогали друг другу правильно их оформлять, а вечером после всех мероприятий у нас была неформальная обстановка: мы пели песни под гитару, пили чай и говорили обо всем хорошем. 

Учебные суровые будни

Одна из организаторов форума – глава Росдетцентра и ответственный секретарь координационного совета Российского движения школьников Алиса Крюкова  предупредила нас сразу,  что  форум – это совсем не  «расслабуха» и что  программа мероприятия составлена таким образом, чтобы в сжатые сроки дать его участникам как можно больше информации.
– Это образовательный форум, для отдыха здесь нет времени. Вы  должны впитать максимум знаний, чтобы увезти их к себе в регионы, – сказала  она. Поэтому особо отдыхать нам не пришлось.
Программа форума оказалась очень насыщенной, график мероприятий был плотный, поэтому не у всех хватало сил  рано подняться. Но тем, кому удавалось побороть лень и сонливость, предоставлялась великолепная возможность вырваться за пределы нашего маленького лагерного городка и пробежаться по балтийскому побережью: вдохнуть свежий морской воздух, забраться на склон горы неподалеку и созерцать прекрасную панораму, успеть сделать крутое селфи и, вернувшись назад с полным чувством удовлетворения и счастья, отправиться на общую зарядку.
После завтрака нас ждали разнообразные панельные дискуссии и мастер-классы, на переменах  с нами проводили  интеллектуальные игры, физкультура включала сдачу нормативов  ГТО,  в которой  я приняла участие и получила золотой значок отличия. Площадки для проведения дискуссий  в лагере были  названы в честь великих русских писателей – например, шатер «Ломоносов», шатер «Чехов», дискуссионная площадка «Толстой» и т. д., что придавало оригинальности нашим урокам.
На переменах между уроками нам давали немного разгрузить голову от большого потока информации и занимали интересными заданиями  с  целью  дальнейшего знакомства. Например, мы сделали клип, который включал в себя все направления РДШ. Сначала по фотографиям искали место сделанного снимка и там находили задание, а именно – выражения из известных нам произведений. Написанное в задании нам предстояло изобразить, для этого мы наряжались, делали грим, дурачились, а потом с новыми силами и вторым дыханием шли учиться.

Были речи, были встречи
Одними из первых в нашей смене были дискуссии «Система образования в современной России» и «Региональный опыт развития РДШ». Спикером первой дискуссии выступила заместитель министра образования и науки РФ Татьяна Синюгина. Она ответила на наши вопросы о ЕГЭ, проблемах этики в школах, о межведомственном и межрегиональном взаимодействии. Пробовали мы обсудить и основные вопросы системы образования в современной России. Эксперт назвала приоритетные направления развития и рассказала нам о комплексе мероприятий по реализации основных направлений деятельности Российского движения школьников, создании ресурсных центров РДШ в регионах.
Понравилось, что при всей серьезности вопроса дискутировали мы легко – не только задавали вопросы, но и выступали с предложениями, давали рекомендации, исходя из реалий, с которыми каждый сталкивался у себя в регионах. Так, специалист одной из школ Пензенской области Евгений Шелковой предложил построить более тесное взаимодействие с учреждениями дополнительного образования и профессиональными центрами, вести со школьниками профилактическую работу по вопросам здорового образа жизни, асоциального поведения, а также выстроить со специалистами ведомств методическую подготовку в отделениях РДШ.
Позже состоялась панельная дискуссия с участием руководителя Федерального агентства по делам молодёжи Александра Бугаева и директора Департамента государственной политики в сфере воспитания детей и молодёжи Игоря Михеева. С ними мы обсуждали роль Российского движения школьников в системе воспитания детей. Александр Бугаев рассказал о базовых принципах воспитания, на которых мы должны быть сконцентрированы, а также акцентировал внимание на основах развития РДШ.
– Важно содержание работы, чтобы в каждом регионе движение развивалось по понятным направлениям, определенным стандартам – тем критериям, которые разрабатываются людьми, непосредственно работающими с детьми в регионах. Это и наша общая задача, – заявил он.
Игорь Михеев в свою очередь отметил, что «Российское движение школьников – организация, которая должна развиваться творчески и «снизу»: сами дети должны дойти до решения, по какому пути им дальше идти, а мы должны им в этом помочь».
Главная задача форума, как нам потом не раз напоминали в ходе занятий, в том, чтобы подготовить людей, которые смогут «транслировать» полученные знания в регионах.
«Молодежи в стране очень много, мы своими образовательными мероприятиями можем охватить не более 1%. Задача состоит в том, чтобы каждый из тех, кто побывал здесь, вернулся домой и рассказал то, что здесь узнал, увидел, услышал – это и будет кумулятивный эффект. Вот именно на это и направлена наша образовательная площадка», – сказал Бугаев.

Ужасно интересно все то, что неизвестно
Интересными оказались мастер-классы по потокам «Дизайн-оформление образовательных организаций. Современное решение». Дизайнер Михаил Комаров рассказал нам, насколько важно сегодня для успеха учебного процесса создавать креативное пространство. Очень занятно вела с нами беседу дизайнер Марина Борода – о специфике ландшафтного дизайна и оформлении помещений в образовательных учреждениях, о том, как влияют арт-объекты на формирование личности школьника. Примером стал проект, реализованный в одной из средних школ Санкт-Петербурга, – здание, построенное по типовому проекту, по замыслу дизайнеров «пронизывает» дерево как символ преемственности поколений. Оно проходит через все этажи и выходит на крышу. «Зелень» на крыше, которая так привлекает взгляды прохожих, – романтический образ, олицетворяющий рост детей в школе.  Самое интересное, что в одном из шатров, где проходили наши занятия, тоже росло большое дерево, что нам очень понравилось.
Об ораторском мастерстве как способе раскрытия творческого потенциала нам рассказывала Лина Арифуллина. «Волнения как такового нет. Это все лень в работе над собой, над своим я!» Такие неожиданные вещи она очень доступно подносила нам «на блюдце», заставляя на сцене моделировать человеческие отношения и избавляться от комплексов. Было весело и одновременно очень необычно.
Спикер Иван Колечкин говорил о современных технологиях, показав на примере, как даже самая обычная тема может стать интересной с неожиданной концовкой.
Посетили наш форум и  известные всей стране лица. Так, с телеведущей программы «Время» на Первом канале  Екатериной Андреевой  мы  вели дискуссию на тему «Информация и телевидение». Она дала советы, какие интересные фильмы и книги мы можем посмотреть и прочесть. Необычно было в будничной обстановке общаться с человеком, которого ты привык видеть на экране телевизора. «Информация – это не топор, а тонкий скальпель», – заметила она.
На встрече с Героями России Алексеем Романовым, Николаем Беляевым, Николаем Гавриловым и Александром Лазуткиным мы, затаив дыхание, слушали об их годах военной службы в «горячих точках», обсуждали примеры героизма их сослуживцев, смеялись над их байками и смешными моментами из жизни, а также задавали вопросы.
Один из вечеров стал по-настоящему особенным – специально для нас прошёл закрытый показ фильма «Со дна вершины», на показ которого приехала российская горнолыжница,  многократный призёр Паралимпийских игр Инга Медведева. Это фильм о паралимпийцах, об их мужестве, стойкости и спортивном подвиге. О том, как трагедия, навсегда изменившая жизнь, не сломала в человеке силу воли и внутренний стержень.   А еще о том, что у беды нет национальности и территориальной принадлежности – она или есть, или ее нет. К концу фильма многие из нас едва могли сдержать слезы и даже не стеснялись этого. А с появлением титров зал разразился долгими овациями. После просмотра фильма почти каждый из нас захотел, чтобы показ картины прошёл в наших регионах. Некоторые даже предложили помощь в организации показа. 

Гвоздь форума – проекты и гранты
На форуме молодые учителя представили 240 проектов, но только 30 из них по результатам отбора могли претендовать на получение финансовой поддержки от Росмолодежи. Преподаватель из Великого Новгорода Василий Цепов хотел снять серию видеороликов, рассказывающих подрастающему поколению о героях войны, которые пожертвовали жизнью ради спасения других. Парень из соседнего региона – Ставрополья – Илья Юрчишин защитил проект «РДШ. У памяти на посту». Основная идея – объединить в единую систему работы школьных, детско-юношеских почетных караулов у мемориалов «Огонь вечной славы», Постов №1 Ставропольского края. Он и выиграл грант, один из немногих. Вообще военно-патриотическая тема была очень популярна.
Но были и другие идеи.  Например,  учитель истории и обществознания Михаил Кришталь  из Калининградской области  мечтает создать в регионе школу для юных политиков, где дети в игровой форме будут изучать основы избирательного права и устройства государства.  «Раз мы живем в демократическом государстве, то преподавать основы политики нужно со школьной скамьи, причем не в форме лекций, а в форме игры», – пояснил он.
Я тоже защищала свой проект, который вошел в число номинантов, назывался он «Куначество и туризм – два стороны одной идеи», а идея была такая – привлечь школьников из других регионов в нашу республику на экскурсию по самым значимым местам Карачаево-Черкесии. Но для победы мне не хватило опыта – многие участники уже не первый год приезжают на форум и знают все тонкости. Но думаю, что в следующем году грант будет наш.
Эксперт Росмолодежи по отбору проектов Елена Пронина похвалила всех, отметив, что  все идеи молодых педагогов, представленные для оценки, интересные и уникальные:
– Дефицита хороших проектов у нас не было, здесь действительно представлены лучшие из лучших со всей страны. Перед экспертами стояла сложнейшая задача – выбрать из самых интересных самые-самые интересные.

А в итоге – бал
Завершился форум школьным балом и выпускным вечером, где девочки переоделись в красивые платья, а мальчики – в костюмы. Нам выдали выпускные ленты; у нашего класса они были золотого цвета и на них было написано «Выпускник РДШ – 2017». У нас был самый настоящий бал, где после долгих репетиций красивые пары кружились в красивом вальсе. А немного позже мы запустили белые шары с неоновым мерцанием, которые еще долго были видны в небе.  
Позже мы отправились на большой костер, где вспомнили много хороших песен, дружно их пели под гитару и в тот момент были одной большой семьей, которая собралась вечером около камина.
Вечер выдался прохладным. Немного согревшись у костра, мы пошли запускать в небо небесные фонарики. Так не хотелось, чтобы этот вечер закончился… Когда все стали расходиться, мы еще долго стояли своим классом, делясь впечатлениями о форуме, вспоминая, как мы приехали и какое было наше первое впечатление друг о друге. Каждый услышал много хорошего в свой адрес, затем поблагодарили друг друга за дни, проведенные весело и с пользой, обменялись пожеланиями на будущее.
Свою лепту внес и наш общий друг Ферапонт (обычный огурец с нарисованной рожицей, который, тайно покинув столовую, все дни был вместе с нами). Он на протяжении всего форума добавлял нам веселого настроения, и без него ни одна «свечка» (вечерние посиделки) не проходила.
На форуме появилось осознание того, насколько наша страна большая, насколько по-разному организовано все в регионах. Оказывается, есть огромное количество интересных находок в сфере образовательных программ, и узнавать о них стоит. Сама я приобрела новые знания и опыт по развитию движения школьников в субъектах РФ. У меня появилась дополнительная мотивация привлечь в движение новых участников. Другие участники тоже решили, что станут активистами организации, и уже сейчас прикидывают, как их школе присоединиться к движению. Солидарна со мной и координатор РДШ из Карачаево-Черкесии Алина Кочкарова, которая тоже получила на форуме хороший опыт по организации детских мероприятий и кружков для развития Российского движения школьников у себя в регионе.
Еще мне хочется сказать большое искреннее спасибо моей организации и ее руководителю Земфире Джанкезовой за оказанное мне доверие, ведь я не очень долго работаю в центре. И выразить благодарность Министерству образования и науки КЧР, предоставившему мне возможность посетить Балтийский берег.

К. НИКОЛАЕВА.
Фото автора.

Поделиться
в соцсетях