Художник вольного народа

9 августа в 11:18
46 просмотров

При первом же знакомстве с творчеством ногайского художника Юрия Карасова ощущаешь незамутнённое бытие свободного человека, интуитивно и безошибочно чувствующего вздох мгновения и дыхание вечности. Художника, приглашающего в другой, неизведанный мир, распахнутый и загадочный, полный вековых тайн, смещающий привычные нам понятия времени и пространства, мир, зовущий всмотреться во внезапную откровенность этнической живописи.
И хотя в действительности обращений художника в сторону этнического не так уж много, Юрий Карасов стал одним из этих немногих, неподражаемых, кто сумел не только перешагнуть рубежи веков, но и приоткрыть над ними туманную завесу былого.
Член Союза художников СССР, заслуженный работник культуры Карачаево-Черкесии Юрий Карасов родился в ауле Икон-Халке в семье известного общественного деятеля и журналиста Баубека Карасова. В их доме царила особая доверительная и творческая атмосфера: отец много писал, изучал ногайскую историю, собирал старинные ногайские пословицы.

При первом же знакомстве с творчеством ногайского художника Юрия Карасова ощущаешь незамутнённое бытие свободного человека, интуитивно и безошибочно чувствующего вздох мгновения и дыхание вечности. Художника, приглашающего в другой, неизведанный мир, распахнутый и загадочный, полный вековых тайн, смещающий привычные нам понятия времени и пространства, мир, зовущий всмотреться во внезапную откровенность этнической живописи.
И хотя в действительности обращений художника в сторону этнического не так уж много, Юрий Карасов стал одним из этих немногих, неподражаемых, кто сумел не только перешагнуть рубежи веков, но и приоткрыть над ними туманную завесу былого.
Член Союза художников СССР, заслуженный работник культуры Карачаево-Черкесии Юрий Карасов родился в ауле Икон-Халке в семье известного общественного деятеля и журналиста Баубека Карасова. В их доме царила особая доверительная и творческая атмосфера: отец много писал, изучал ногайскую историю, собирал старинные ногайские пословицы. Забегая вперед, скажу, что сборник этих пословиц был недавно издан, и Юрий Баубекович сыграл в этом большую роль – недаром его отец делился своими мечтами и планами с семьей.
Для самого Юры Карасова путь в большое искусство начался с маленьких источников вязкой глины на берегу Зеленчука. Вся детвора аула лепила поделки из этой глины, в основном лошадей: в ауле было несколько породистых коней, и все хотели слепить таких же красавцев, причем чуть ли не в натуральную величину. Лучшие лошади получались у Юры Карасова – возможно, какой-то блуждающий ген древних степных предков, вековое незабытое единство степняка с лошадью начали пробуждаться в нем еще тогда.
Сегодня Юрий Баубекович может нарисовать или вылепить лошадь с закрытыми глазами – настолько хорошо он знает строение этого благородного животного. Главное – найти основное движение лошади, определить и в первую очередь запечатлеть это движение – перебор ног, порыв или подобный взвившемуся ветру полет. К слову, лошадь, извечная любовь ногайцев, всегда занимала особое положение в творчестве Карасова.
У каждого человека есть своя индивидуальная квинтэссенция творчества. Но не всем удается выявить в себе этот сгусток созидающей энергии. И прекрасно, если творческий человек находит поддержку близких. Многие ведь остаются непонятыми всю жизнь…Отец Юры всегда поддерживал сына в его начинаниях. Однажды он привез сыну книгу на украинском языке – «Дитячий малюнок», то бишь «Детский рисунок». В этой книге объяснялись все азы рисунка, и Юра практически не расставался с ней. Но нужна была школа, а в ауле не было возможности учиться рисованию. И когда в 1960 году отца назначили главным редактором газеты «Ленин йолы» (ныне «Ногай давысы») и семья переехала в областной центр, Баубек Асхатович привел сына в детскую студию изобразительного искусства при Дворце пионеров города Черкесска. И эта студия полностью изменила жизнь мальчика. Ничему другому уже не оставалось места в его душе: Юра Карасов полностью решил посвятить себя искусству.
После окончания школы Карасов поступил учиться в Минск, но вскоре перевелся на художественно-графический факультет пединститута в Карачаевске. Худграф тогда считался одним из лучших в стране факультетов профильного направления. Педагоги – высокого класса, все – известные на всю страну художники: Георгий Беда,Николай Островский, Владислав Еременко, Антон Власенко…
Но учиться было мало. Любой творческий человек подтвердит: самое трудное – найти свой стиль, свое направление в искусстве, свой неподражаемый почерк. Карасов нашел свою стезю в искусстве интуитивно, но безошибочно. Основополагающей темой его творчества стала этническая, историческая, ногайская. Желание вспомнить и возродить древнюю культуру предков стало и стимулом, и ориентиром в мире искусства.
– Я хочу не просто воссоздать – я хочу вернуть былую красоту и искусство ногайского народа. А для этого надо многое переворошить, многое осознать, понять.
Другими словами: перечитать уйму исторических книг, пересмотреть сотни старинных рисунков и фотографий – и тогда каждая деталь задокументированной ногайской истории обретает новое бессмертие в картинах художника. Например, картина «Свидетели веков» объединила три основных символа народа: каменных баб, древние курганы в бескрайности ногайской степи и покровительницу ногайцев – небесную синюю волчицу. Одинокий бесстрашный воин под яро льющейся луной олицетворяет силу и дух народа.
– Ногайцы – это народ-воин, всю жизнь живший в открытой степи, воевавший в открытом бою, и эта жизнь выработала особый ногайский характер, – рассказывает художник.
Интересна история создания Юрием Карасовым некоторых картин. Так, изучая историю ногайцев, Карасов обнаружил старинную карту, на которой было указано, что на территории от Запорожья до Аккермана, то есть Белого города, жили ногайцы. Аккерманские ногайки славились как искусные рукодельницы. Так возникла картина «Аккерманские девушки».
Еще одна интересная страница ногайской истории. Из ногайцев, проживавших в Таврической области, в 1802 году было сформировано 2 пятисотенных конных ногайских полка. В отечественной войне 1812 года в рядах казачьих войск Матвея Платова участвовал отдельный ногайский полк, который дошел до Парижа. И эта страница ногайской истории, как и многие другие, тоже нашла отражение в творчестве Карасова.
Национальную самобытность своего народа Карасов воплощает во всем: в графике, рисунке, в изделиях из дерева и глины. Например, он любит вырезать старинную ногайскую посуду, поражающую своим многообразием кухонную утварь, предметы быта. Но что бы художник ни начал делать – первым делом он заносит свой проект в черновики, эскизы.
– Передвижной уклад жизни степного народа определял не только утилитарность, но и особую, специфичную эстетику. Практически не осталось предметов быта, прикладного искусства – женских украшений, войлочных ковров-кийизов, сугубо ногайской посуды, число которых исчислялось десятками, – сокрушается Юрий Баубекович.
Еще одно увлечение маэстро – изготовление ногайских музыкальных смычковых инструментов, например кобуза. Инструмент этот Юрий Баубекович мастерит из липы, потому что липа однородна и податлива. Но не все так просто. Только на то, чтобы подготовить материал, уходит 2-3 года…
Но не получается работать в минуты вдохновения – всегда бывает мало на то свободного времени. Он председатель ногайской национальной культурной автономии по Черкесску и зампредседателя автономии по республике. Ведь Юрий Баубекович еще и директор художественной школы, в которой учится 260 человек. Карасов очень любит работать с детьми: он не только учит их, но часто у них учится, особенно чувству свободы – изначальному состоянию художника, которое, под напором внешних факторов, начинает со временем выдыхаться.
И хотя в творчестве Карасова преобладают этнические направления, он с удовольствием пишет и пейзажи, и сюжеты, и натюрморты. Любит осеннее и весеннее состояния природы. Работает во всех техниках – пастели, акварели, мокрой акварели. А вот любимой палитры нет – больше он график, и потому любит черно-белые цвета.
За свою творческую жизнь Юрий Баубекович делал профессиональные офорты, занимался ксилографией – гравюрой на дереве, оформлением книг, монументальной живописью, работал во всех направлениях и техниках. Участвовал во многих региональных, всероссийских и международных выставках, был отмечен дипломами и благодарностями республиканского и российского Союзов художников, Российской академии художеств – все не перечесть.
Его семья – супруга Светлана Яхьяевна, кандидат педагогических наук, три дочери – Аида, Марина и Фатима – и шесть внучек так или иначе пробуют себя в творчестве, искусстве, хотя у всех профессии и стремления разного направления. Выбор и желание своих детей Юрий Баубекович не ограничивал: ногайцы высоко ценят свободу и независимость. Свободолюбивый дух ногайского народа воплотился полностью в Карасове: художник вольного народа, он пишет так, как веками жил его народ – вольно, независимо, открыто.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях