Престольный праздник у стен древнего монастыря

21 сентября в 12:24
 просмотров

19 августа весь православный мир отмечал христианский праздник Преображения Господня или Яблочный Спас, связанный со сбором урожая и преображением природы. В этот день в храмах освящаются яблоки и другие дары садов и огородов, мед, хлебные колосья. Освященные колосья и семена сохраняются до следующего сева. Этот красивый праздник, когда народ с корзинами фруктов и овощей спешит в храмы, возродился в древнем Сентинском Спасо-Преображенском монастыре с 2014 года с благословения архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Так здесь было положено начало регулярному совершению богослужений.
Уже с раннего утра на обширной усадьбе Сентинского монастыря царило оживление – здесь, у древних стен, на свежем воздухе накрывались столы с яблоками, виноградом, грушами вперемешку с букетами цветов. Отдельно – под сенью могучих деревьев – устанавливались на импровизированном алтаре иконы. Всеми этими приготовлениями к праздничной литургии руководила маленькая пожилая монашка, которой подчинялись молодые послушницы.

19 августа весь православный мир отмечал христианский праздник Преображения Господня или Яблочный Спас, связанный со сбором урожая и преображением природы. В этот день в храмах освящаются яблоки и другие дары садов и огородов, мед, хлебные колосья. Освященные колосья и семена сохраняются до следующего сева. Этот красивый праздник, когда народ с корзинами фруктов и овощей спешит в храмы, возродился в древнем Сентинском Спасо-Преображенском монастыре с 2014 года с благословения архиепископа Пятигорского и Черкесского Феофилакта. Так здесь было положено начало регулярному совершению богослужений.
Уже с раннего утра на обширной усадьбе Сентинского монастыря царило оживление – здесь, у древних стен, на свежем воздухе накрывались столы с яблоками, виноградом, грушами вперемешку с букетами цветов. Отдельно – под сенью могучих деревьев – устанавливались на импровизированном алтаре иконы. Всеми этими приготовлениями к праздничной литургии руководила маленькая пожилая монашка, которой подчинялись молодые послушницы. Прибывающие православные паломники со всех концов Карачаево-Черкесии, Ставрополья, республик СКФО подходили сначала к ней, игуменье Антонии, прося благословения, а затем шли осматривать обширные владения древнего женского монастыря.
С игуменьей Антонией, настоятельницей Троице-Серафимовского женского монастыря, который находится в Кабардино-Балкарии, я познакомилась в прошлом году. Это настоящая подвижница, которая сумела восстановить древний монастырь, где служит сегодня, и приложила немало сил, чтобы оборудовать в одном из заброшенных зданий Сентинского святилища келью для странствующих монашек. И в разговоре с журналистами матушка Антония ясно дала понять, что придет тот день, когда будет полностью с божьей помощью восстановлен и Сентинский Свято-Преображенский монастырь, имеющий уникальную историю.
…Этот монастырь, расположенный у подножия горы Сенты с одноименным храмом византийского зодчества Х века, вырос из женского скита. Основательницей его по праву считают Евдокию Макарову, поскольку с ее именем связано дальнейшее развитие общины. Торжественное открытие монастыря состоялось 22 октября 1897 года, на нем присутствовал архиепископ Агафадор. Со времени официального утверждения монастыря Евдокия стала его настоятельницей. На священника монастыря Иоанна Соловьянова были возложены обязанности законоучителя школы русской грамоты с курсом церковно-приходской, где помимо детей православных родителей обучались и горцы близлежащего аула. За свои 30 лет существования монастырь сыграл важную роль в духовной сфере региона, став центром просвещения и образования, его деятельность формировала положительный образ России в глазах местного населения.
1917 год прервал этот стремительный рост монашества в горах Кавказа. Начались грабежи и поджоги монастырей, убийство монахов. Сентинский Спасо-Преображенский монастырь был закрыт. В этот период группа монахинь бежала, забрав с собой иконы из храма и келий, крест монастыря, церковные книги. Обустроились они в одном из селений Теберды и стали жить православной общиной, которую возглавила матушка Серафима (Ирина Москаленко). В конце 20-х годов в Тебердинской женской общине появилась молодая послушница Анна Акимова из станицы Суворовской. Еще в раннем возрасте родители возили ее с сестрой в Сентинский монастырь. В начале 30-х годов прошла новая серия карательных экспедиций против горных скитских поселений. Община монахинь разделилась на две группы, и они бежали в горы. Несколько месяцев спустя Анну и еще нескольких монахинь арестовали и отправили в Новороссийскую тюрьму, затем сослали на 10 лет в Тифлисские лагеря…
Вместе с паломниками, приехавшими на праздничную литургию, до ее начала мы успели осмотреть все здания монастыря, которые, увы, находятся в плачевном состоянии и угрюмо взирают на мир разбитыми глазницами окон. И тем не менее следы былого величия остались в крепкой каменной кладке, монолитных арках, безупречной архитектуре…
А народ все прибывал к месту молебна, и с высоты монастырской усадьбы было видно, как поток автомобилей внизу, по дороге в Домбай, резко сворачивает к Сентинской горе. К 11 часам утра приехал архиепископ Пятигорский и Черкесский Феофилакт в сопровождении церковнослужителей епархии. В праздничном молебне принимал участие также отец Евгений Субтельный, благочинный Южного церковного округа КЧР. Осеняя себя крестным знамением, многоголосый хор прихожан и паломников славил Бога: «Святый Боже, святый крепкий, помилуй нас». Кругом в специальных подставках горели свечи, в воздухе аромат спелых фруктов нового урожая мешался с запахом ладана, и это необычное богослужение у древнего монастыря, где до недавнего времени царило безмолвие, одухотворяло всех присутствующих.
В своей проповеди владыка напомнил о том, что христианский праздник Преображения Господня основан на евангельском событии, когда Иисус Христос перед своими учениками Петром, Иаковом и Иоанном на горе Фавор предстал в преображенном виде: «И просияло лицо Его, как солнце, одежды же сделались белыми, как свет»… И, наверное, каждый, кто вслушивался в слова архиепископа, может, лишний раз утвердился в мысли, что главное в жизни – это «белые одежды» нашей совести, моральные качества, которые мы никогда не должны заглушать в себе в угоду себялюбию и гордыни.
После освящения даров природы все приступили к благотворительной трапезе, и поскольку шел пост, основным блюдом стала вкуснейшая монастырская каша с овощами. Безусловно, этот день подарил участникам богослужения немало положительных эмоций, а быть может, и в чем-то преобразил их отношение к ближним, смыслу жизни, истинным ценностям.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях