О «лесной амнистии»

11 октября в 12:30
 просмотров

В минувший четверг в Управлении Росреестра по КЧР прошла пресс-конференция, на которой начальник отдела государственной регистрации недвижимости Рашид Тебуев дал журналистам республиканских СМИ разъяснения по некоторым вступившим в силу федеральным законам.
Как отметил Рашид Рамазанович, 29 июля 2017 года опубликованы Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («лесная амнистия») и Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанные Минэкономразвития России.

В минувший четверг в Управлении Росреестра по КЧР прошла пресс-конференция, на которой начальник отдела государственной регистрации недвижимости Рашид Тебуев дал журналистам республиканских СМИ разъяснения по некоторым вступившим в силу федеральным законам.
Как отметил Рашид Рамазанович, 29 июля 2017 года опубликованы Федеральный закон № 280-ФЗ «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в целях устранения противоречий в сведениях государственных реестров и установления принадлежности земельного участка к определенной категории земель» («лесная амнистия») и Федеральный закон № 217-ФЗ «О ведении гражданами садоводства и огородничества для собственных нужд и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации», разработанные Минэкономразвития России.
Закон о «лесной амнистии» направлен на устранение противоречий Единого государственного реестра недвижимости и государственного лесного реестра. Вместе с тем его положения защищают права граждан на объекты недвижимости, не исключая существующие механизмы сохранения лесов, особо охраняемых природных территорий и «зеленых щитов», представляющих наибольшую экологическую ценность.
Наряду с этим закон предусматривает новый обязательный алгоритм действий по работе со случаями, когда земли граждан и организаций на бумаге оказались в лесном фонде. В частности, Рослесхоз после получения соответствующей информации о пересечении границ участков обязан не только дать оценку ситуации, но и в случае выявления противоправных действий в течение трех месяцев обратиться в суд.
Закон обеспечивает защиту в первую очередь недвижимости граждан (индивидуальные жилые дома, сады, дачи, огороды), которые в связи с различными проблемами в учетных и регистрационных государственных системах оказались в лесном фонде. По сути, до принятия данного закона граждане лишались законного права собственности, подтвержденного государством, без какой-либо компенсации. На основании судебных решений, принятых по искам органов лесного хозяйства, сносились дома, люди выселялись, освобождались садовые, огородные и дачные участки, аннулировались права на них.
Таким образом, проблема, решенная данным законом, затрагивает значительное количество граждан, спасает от возможного лишения собственности.
Кроме того, нормативное регулирование направлено и на решение вопросов жителей бывших военных городков и лесных поселков, расположенных в лесном фонде. Теперь появляются механизмы, заставляющие власть заняться этими территориями, придать им статус полноценных населенных пунктов, развивать инфраструктуру, обеспечить нормальные условия жизни населения.
Указанный закон распутывает большой клубок проблем, накопившихся в записях реестра недвижимости и лесного реестра. Они во многом связаны с существовавшим более десяти лет упрощенным регулированием отношений по оформлению прав на лесные участки.
К примеру, если гражданину, чтобы оформить права на землю, например для строительства дома, требовалось провести межевание (кадастровые работы), поставить такой земельный участок на кадастровый учет и зарегистрировать права, то лесникам для оформления прав на лесные участки достаточно было на основании данных лесоустройства подготовить упрощенное (без точных границ) описание участка, и он попадал в кадастр как ранее учтенный, невзирая на отсутствие точных границ и возможные наложения на участки иных категорий земель.
Закон содержит правила исправления такой ситуации, запрет на дальнейшее дублирование сведений в Едином государственном реестре недвижимости. Важно, что из-под его действия выведены требующие особой защиты земли особо охраняемых природных территорий, незастроенные земли промышленности и неиспользуемые или используемые с нарушением законодательства земли сельскохозяйственного назначения. По таким случаям Рослесхозу нужно будет отдельно разбираться, а при установлении фактов незаконного выбытия лесных земель – в судебном порядке.
Федеральный закон о ведении гражданами садоводства и огородничества содержит положения, позволяющие осуществлять строительство жилых домов на садовых участках, в которых впоследствии можно будет осуществлять прописку. Усилен внутренний контроль за органами товарищества (председателем и правлением), в том числе при расходовании ими денежных средств, упрощен порядок лицензирования скважин для централизованного водоснабжения товариществ.
Также следует отметить, что закон вносит существенные изменения в деятельность садоводов, огородных объединений граждан, наводит порядок в их организации, определяет организационно-правовую форму товариществ, правила распоряжения имуществом общего пользования и уплаты взносов.
Одно из главных изменений – новые правила регулирования отношений между товариществами и лицами, не являющимися их членами. С одной стороны, исключается в настоящее время трудно выполнимая, а в ряде случаев вообще нереализуемая процедура заключения с «индивидуалом» договора на пользование объектами инфраструктуры. С другой стороны, для этих граждан предусматриваются достаточно простые и понятные правила определения размера платы за содержание общего имущества. Закон также предусматривает возможность получения садовых и огородных земельных участков отдельными льготными категориями граждан.
Отнесение земель или земельных участков в составе таких земель к одной из установленных Земельным кодексом РФ категорий земель является обязательным.
В случае, если категория земель указана не в Едином государственном реестре недвижимости, а в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, внесение изменений в соответствии со статьей 5 настоящего Федерального закона в сведения Единого государственного реестра недвижимости осуществляется на основании правоустанавливающих или правоудостоверяющих документов на земельные участки по заявлениям правообладателей земельных участков.
В случае, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, земельный участок относится к категории земель лесного фонда, а в соответствии со сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими или правоудостоверяющими документами на земельные участки этот земельный участок отнесен к иной категории земель, принадлежность земельного участка к определенной категории земель определяется в соответствии со сведениями, содержащимися в Едином государственном реестре недвижимости, либо в соответствии со сведениями, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, при отсутствии таких сведений в Едином государственном реестре недвижимости, за исключением случаев, предусмотренных частью 6 настоящей статьи. Правила настоящей части применяются в случае, если права правообладателя или предыдущих правообладателей на земельный участок возникли до 1 января 2016 года.
Земельный участок подлежит отнесению к землям населенных пунктов, если он находится в границах населенного пункта, или к категории земель сельскохозяйственного назначения в иных случаях, если в соответствии со сведениями, содержащимися в государственном лесном реестре, лесном плане субъекта РФ, а также сведениями Единого государственного реестра недвижимости, правоустанавливающими и (или) правоудостоверяющими документами на земельные участки земельный участок относится к категории земель лесного фонда, но до 8 августа 2008 года, а также в случае перехода прав граждан на указанный земельный участок после 8 августа 2008 года:
1) предоставлен для ведения огородничества, садоводства или дачного хозяйства гражданину, садоводческому, огородническому или дачному некоммерческому объединению граждан, иной организации, при которой было создано или организовано указанное объединение, либо образован из указанного земельного участка;
2) предоставлен для строительства и (или) эксплуатации жилого дома либо образован из указанного земельного участка;
3) предоставлен для личного подсобного хозяйства либо образован из указанного земельного участка.
Положения настоящего закона не распространяются на земельные участки:
1) расположенные в границах особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия;
2) земельные участки, относящиеся к категории земель промышленности, энергетики, транспорта, связи, радиовещания, телевидения, информатики, земель для обеспечения космической деятельности, земель обороны, безопасности или земель иного специального назначения, если на таких земельных участках отсутствуют объекты недвижимости, права на которые зарегистрированы;
3) земельные участки, относящиеся к землям сельскохозяйственного назначения, оборот которых регулируется Федеральным законом от 24 июля 2002 года № 101-ФЗ «Об обороте земель сельскохозяйственного назначения», при наличии у уполномоченного органа сведений о результатах проведения государственного земельного надзора, подтверждающих факты неиспользования таких земельных участков по целевому назначению или их использования с нарушением законодательства Российской Федерации.
В случае, если границы особо охраняемых природных территорий, территорий объектов культурного наследия не установлены, положения части 3 настоящей статьи не применяются, если после установления границ указанных территорий земельный участок будет расположен в границах указанных территорий.
В случае наличия противоречия между данными о принадлежности земельных участков к землям определенной категории, указанными в Едином государственном реестре недвижимости, и данными, указанными в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, если такие документы получены до дня вступления в силу настоящего Федерального закона, отнесение земельных участков к землям определенной категории осуществляется на основании данных, указанных в правоустанавливающих или правоудостоверяющих документах на земельные участки, по заявлениям правообладателей земельных участков. Указанное правило не применяется, если в отношении земельного участка был принят акт о его переводе из одной категории в другую (решение об отнесении земельного участка к определенной категории).
Земельные участки, расположенные в границах населенных пунктов, подлежат отнесению к землям населенных пунктов. Земельные участки, расположенные вне границ населенных пунктов, подлежат отнесению к определенной категории земель в зависимости от нахождения земельного участка в определенной территориальной зоне, установленной правилами землепользования и застройки, а при отсутствии утвержденных правил землепользования и застройки в зависимости от документально подтвержденного фактического использования земельного участка.

Пресс-служба Управления Росреестра по КЧР.

Поделиться
в соцсетях