Шахматная педагогика

23 октября в 10:47
1 просмотр

Возрастающий сегодня интерес к шахматной науке как одному из эффективных воспитательных средств  имеет свои глубокие «исторические  корни» в нашей стране. Имена  чемпионов мира, лучших представителей отечественной шахматной школы: Алехина, Смыслова, Ботвинника, Петросяна, Таля, Карпова и других гроссмейстеров – навсегда вписаны в летопись спортивных достижений России и мира.
Отметим, что успешный чемпионский путь-марафон будущих гроссмейстеров всегда начинался с увлечения шахматной игрой в каждой отдельно взятой семье, всячески поддерживаемого в образовательной ежедневной практике в общеобразовательных и спортивных школах, дворцах детского творчества.
Массовый характер и популярность системных занятий такой «элитарной» игрой, как шахматы, естественным образом приводил к появлению сотен и тысяч мастеров этого интеллектуального единоборства во всех регионах большой страны.

Возрастающий сегодня интерес к шахматной науке как одному из эффективных воспитательных средств  имеет свои глубокие «исторические  корни» в нашей стране. Имена  чемпионов мира, лучших представителей отечественной шахматной школы: Алехина, Смыслова, Ботвинника, Петросяна, Таля, Карпова и других гроссмейстеров – навсегда вписаны в летопись спортивных достижений России и мира.
Отметим, что успешный чемпионский путь-марафон будущих гроссмейстеров всегда начинался с увлечения шахматной игрой в каждой отдельно взятой семье, всячески поддерживаемого в образовательной ежедневной практике в общеобразовательных и спортивных школах, дворцах детского творчества.
Массовый характер и популярность системных занятий такой «элитарной» игрой, как шахматы, естественным образом приводил к появлению сотен и тысяч мастеров этого интеллектуального единоборства во всех регионах большой страны.
История развития шахмат в КЧАО, а затем и КЧР также подтверждает перспективность всех усилий и затрат на организацию шахматных клубов и занятий, т.к. это увлечение носит социально-позитивный характер. Шахматная секция  во  Дворце детского творчества  им. Ю. Гагарина в г. Черкесске была открыта в 1961 году. Происходящее  сегодня во многих школах республики открытие шахматных кружков, факультативов-уроков и занятий, – показатель востребованности шахматной педагогики как дополнительного образовательного средства.
В числе шахматных педагогов, отдавших много усилий и организаторских умений делу шахматного всеобуча, мы вспоминаем  Бронислава Алексеевича Привалихина – выпускника Пятигорского государственного  педагогического института иностранных языков, заслуженного работника образования КЧР. В 1970-х годах прошлого века он работал директором школы ст. Исправной, далее  в Зеленчукском  районном отделе  образования, а в 80-е годы – начальником  Прикубанского районо, совмещая административную работу с преподаванием шахмат в школе.
Сегодня мы приводим две партии из творческого наследия Б. Привалихина, которые он в разные годы сыграл со своими учениками.
Диаграмма. Окончание партии 1985 года NN – Б. Привалихин, как иллюстрация эффектного и эффективного применения тактических приёмов в шахматной игре: «мельница». Ход белых.
1. Сg5  Л:g5 2.Ф : g5 Л g6 3.Ф : е7 Л:g2+ 4. Кр.h1 Л: f2+ 5. Кр.g1  Л g2+ 6. Кр.h1  Л:d2+7. Кр.g1  Л g2+ 8. Кр.h1  Лg3 ( 0 – 1 )
Нетурнирная партия. Будет особенно интересна для юных шахматистов-разрядников, занимающихся в школах и ДЮСШ республики.
NN  – Привалихин Б.
1. e4  e5  2. Kf3 a6 3.  d4 cd 4. Kd4 е5  5. Kf3 Kc6  6. Kc3 Cb4  7.Cd2 d6  8. h3 Cе6  9. Сd3 Kf6  10. 0 – 0  0 – 0  11. Ka4 b5  12. C:b4 K: b4  13. Kc3 Kd7  14. A3 K:d3  15. Ф:d3 Kc5  16. Ф d2 f5 17. Лfe1  fe   18. K:e4 K:e4  19. Л e4 C :h3  20. Ф g5 Ф: g5  21.K:g5 C f4  22.Л е2 Лс8  23. Л d1 h6 24. Ke4 C:е4  25.Ле4  Лс2  26.Л:d6 Лf f2  27. Л:е5 Лg2+   28.Kр.h1 Лb2  29.Лa6 Лgc2  30. Лe1 Лa2  31. Лb6 Л b2  ( 0 – 1 )
Играйте в шахматы – старинную, но вечно молодую, мудрую игру!

М. ЖАРОВ,
mzharov09@mail.ru

Поделиться
в соцсетях