Шахматная педагогика
Возрастающий сегодня интерес к шахматной науке как одному из эффективных воспитательных средств имеет свои глубокие «исторические корни» в нашей стране. Имена чемпионов мира, лучших представителей отечественной шахматной школы: Алехина, Смыслова, Ботвинника, Петросяна, Таля, Карпова и других гроссмейстеров – навсегда вписаны в летопись спортивных достижений России и мира.
Отметим, что успешный чемпионский путь-марафон будущих гроссмейстеров всегда начинался с увлечения шахматной игрой в каждой отдельно взятой семье, всячески поддерживаемого в образовательной ежедневной практике в общеобразовательных и спортивных школах, дворцах детского творчества.
Массовый характер и популярность системных занятий такой «элитарной» игрой, как шахматы, естественным образом приводил к появлению сотен и тысяч мастеров этого интеллектуального единоборства во всех регионах большой страны.
Возрастающий сегодня интерес к шахматной науке как одному из эффективных воспитательных средств имеет свои глубокие «исторические корни» в нашей стране. Имена чемпионов мира, лучших представителей отечественной шахматной школы: Алехина, Смыслова, Ботвинника, Петросяна, Таля, Карпова и других гроссмейстеров – навсегда вписаны в летопись спортивных достижений России и мира.
Отметим, что успешный чемпионский путь-марафон будущих гроссмейстеров всегда начинался с увлечения шахматной игрой в каждой отдельно взятой семье, всячески поддерживаемого в образовательной ежедневной практике в общеобразовательных и спортивных школах, дворцах детского творчества.
Массовый характер и популярность системных занятий такой «элитарной» игрой, как шахматы, естественным образом приводил к появлению сотен и тысяч мастеров этого интеллектуального единоборства во всех регионах большой страны.
История развития шахмат в КЧАО, а затем и КЧР также подтверждает перспективность всех усилий и затрат на организацию шахматных клубов и занятий, т.к. это увлечение носит социально-позитивный характер. Шахматная секция во Дворце детского творчества им. Ю. Гагарина в г. Черкесске была открыта в 1961 году. Происходящее сегодня во многих школах республики открытие шахматных кружков, факультативов-уроков и занятий, – показатель востребованности шахматной педагогики как дополнительного образовательного средства.
В числе шахматных педагогов, отдавших много усилий и организаторских умений делу шахматного всеобуча, мы вспоминаем Бронислава Алексеевича Привалихина – выпускника Пятигорского государственного педагогического института иностранных языков, заслуженного работника образования КЧР. В 1970-х годах прошлого века он работал директором школы ст. Исправной, далее в Зеленчукском районном отделе образования, а в 80-е годы – начальником Прикубанского районо, совмещая административную работу с преподаванием шахмат в школе.
Сегодня мы приводим две партии из творческого наследия Б. Привалихина, которые он в разные годы сыграл со своими учениками.
Диаграмма. Окончание партии 1985 года NN – Б. Привалихин, как иллюстрация эффектного и эффективного применения тактических приёмов в шахматной игре: «мельница». Ход белых.
1. Сg5 Л:g5 2.Ф : g5 Л g6 3.Ф : е7 Л:g2+ 4. Кр.h1 Л: f2+ 5. Кр.g1 Л g2+ 6. Кр.h1 Л:d2+7. Кр.g1 Л g2+ 8. Кр.h1 Лg3 ( 0 – 1 )
Нетурнирная партия. Будет особенно интересна для юных шахматистов-разрядников, занимающихся в школах и ДЮСШ республики.
NN – Привалихин Б.
1. e4 e5 2. Kf3 a6 3. d4 cd 4. Kd4 е5 5. Kf3 Kc6 6. Kc3 Cb4 7.Cd2 d6 8. h3 Cе6 9. Сd3 Kf6 10. 0 – 0 0 – 0 11. Ka4 b5 12. C:b4 K: b4 13. Kc3 Kd7 14. A3 K:d3 15. Ф:d3 Kc5 16. Ф d2 f5 17. Лfe1 fe 18. K:e4 K:e4 19. Л e4 C :h3 20. Ф g5 Ф: g5 21.K:g5 C f4 22.Л е2 Лс8 23. Л d1 h6 24. Ke4 C:е4 25.Ле4 Лс2 26.Л:d6 Лf f2 27. Л:е5 Лg2+ 28.Kр.h1 Лb2 29.Лa6 Лgc2 30. Лe1 Лa2 31. Лb6 Л b2 ( 0 – 1 )
Играйте в шахматы – старинную, но вечно молодую, мудрую игру!
М. ЖАРОВ,
mzharov09@mail.ru
{{commentsCount}}
Комментариев нет