Как учить физкультуре?

24 октября в 13:15
 просмотров

«Физическая культура, спорт и туризм: проблемы и перспективы» – эти и многие другие вопросы обсуждались в Домбае на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета физической культуры КЧГУ.
Проведение подобных конференций на факультете с легкой руки декана факультета Ю. Джаубаева становится традицией. Вот и на этот раз в ее работе приняли участие более полусотни педагогов из Ставрополя, Ростова, Краснодара, Георгиевска, Невинномысска…
Перед началом пленарного заседания участников конференции приветствовали ректор КЧГУ Т. Узденов, проректор КЧГУ С. Пазов, глава администрации п. Домбай Е. Абайханов.

«Физическая культура, спорт и туризм: проблемы и перспективы» – эти и многие другие вопросы обсуждались в Домбае на Всероссийской научно-практической конференции, посвященной 50-летию факультета физической культуры КЧГУ.
Проведение подобных конференций на факультете с легкой руки декана факультета Ю. Джаубаева становится традицией. Вот и на этот раз в ее работе приняли участие более полусотни педагогов из Ставрополя, Ростова, Краснодара, Георгиевска, Невинномысска…
Перед началом пленарного заседания участников конференции приветствовали ректор КЧГУ Т. Узденов, проректор КЧГУ С. Пазов, глава администрации п. Домбай Е. Абайханов.
Принимать гостей у себя – это и почетно, и трудно. Это серьезный профессиональный экзамен. Вместе с тем полезная для каждого педагога деловая школа. И первый же доклад доктора педагогических наук из Ставрополя В. Лукьяненко «О главном предназначении общего образования по физической культуре» стал лучшим тому подтверждением. Виктор Павлович отметил, что в системе общего образования в области физкультуры имеет место множество нерешенных проблем, и одна из наиболее сложных – проблема оптимальности и преемственности содержания физкультурного образования на каждом из этапов образовательной системы.
Разумеется, привести доклад даже наполовину не представляется возможным, но рассуждения автора о том, что далеко не всегда встречается правильный взгляд на физическую культуру и ее роль в жизни, думаю, будут небезынтересны читателю.
– Несмотря на весьма значительное (по общему объему) количество времени, отводимого на преподавание учебного предмета «Физическая культура», составляющее за 11 лет обучения более 1000 уроков (значительно больше, чем по многим другим учебным предметам), подавляющее большинство выпускников общеобразовательных учебных заведений являются абсолютно безграмотными в этой области. Даже многие из финалистов областных, краевых и республиканских олимпиад по предмету «Физическая культура» демонстрируют полное невежество, они не способны сформулировать хотя бы два-три членораздельных предложения, отвечая на вопросы о роли физической культуры в жизни современного общества или о сущности понятия «физическая культура личности». По нашему убеждению, именно в этих и других подобных фактах и кроются главные причины недопустимо низкого уровня физической культуры народа. Неизбежным и одним из самых тяжелых следствий этого является низкий уровень здоровья и двигательной подготовленности учащейся молодежи и всего населения страны в целом.
Вряд ли нужно доказывать, что правильно применять физическую культуру можно, лишь хорошо зная ее сущность и место в жизни общества, влияние ее на человека, имея представление о способах использования физических упражнений и других средств физического воспитания в оздоровительных и воспитательных целях. Обо всем этом было подробно и обстоятельно сказано в докладах докторов педагогических наук Валерия Петькова, Владимира Курыся, Мурата Эбзеева, Руслана Магомедова, Людмилы Кутеповой и других.
После небольшого перерыва началась работа в тематических секциях: «Здоровьесберегающие технологии и психолого-педагогические аспекты формирования личности в процессе физического воспитания в современных условиях», «Физкультурное образование в спортивных и общеобразовательных школах, колледжах, вузах», «Проблемы и перспективы развития регионального туризма на современном этапе», «Массовый и юношеский спорт: проблемы и перспективы развития», «Спорт высших достижений: проблемы и перспективы развития».
Теоретическая и практическая части занятий были разработаны очень тщательно, так, чтобы они не стали повторением пройденного, давно известного многим, чтобы каждый час общения помогал находить ответы на самые неотложные профессиональные вопросы.
Разумеется, за каждым днем конференции стояла огромная организационная и творческая подготовительная работа. Каких усилий требуют от организаторов подобные крупномасштабные акции, объяснять вряд ли надо. Это финансовое обеспечение, транспорт, гостиница, культурная программа, пленарное заседание, экскурсия по Домбаю, но все было проведено на самом высшем уровне. И еще. Обычно в таких случаях принимающая сторона избегает в оценках своей работы превосходных степеней. Но тут случай особый. Судите сами: из предложенных вниманию собравшихся докладов большая часть принадлежала перу научных сотрудников факультета физической культуры КЧГУ – Мурата Эбзеева, Юруслана Джаубаева, Али Каракетова, Елизаветы Боташевой, Анатолия Эльгайтарова, Любови Эльгайтаровой, Ибрагима Узденова и многих других.
– Конференция помогла, на мой взгляд, не только лучше ориентироваться в текущих проблемах физической культуры, спорта и туризма, но и строить реальную программу собственных действий, – считает кандидат педагогических наук, доцент КЧГУ Фатима Джирикова, – тем более что после конференции, точнее, по ее итогам, будет издан сборник докладов, а это существенное подспорье в работе для физруков, потому как в них были освещены и медико-биологические аспекты физической культуры, спорта и туризма, и перспективы решения проблем подготовки тренерско-педагогических кадров, и физкультурная пропаганда, и… В общем, много чего интересного.
Разбираясь ближе к вечеру с диктофоном и записями, я вдруг осознала, что была окружена все эти два дня людьми, влюбленными в свое дело, в свою профессию, главное предназначение которой – оздоровление и воспитание людей, желание дать им, как говорил великий русский физиолог Павлов, «мышечную радость», возникающую при занятиях физической культурой.

Аминат Джаубаева.
НА СНИМКЕ: Участники конференции на вершине горы Мусса-Ачитара.
Фото Р. Карасова.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях