Сердце половинками не отдашь

2 ноября в 07:05
1 просмотр

В следующем году исполнится ровно пятьдесят лет, как Людмила Терещенко пришла работать в среднюю школу п. Кавказского. Правда, тогда она была не Терещенко, а Глебова (свою «вторую половинку» – Сергея Терещенко, выпускника спортфака КЧГПИ, преподавателя физвоспитания техникума, она встретит позже, и в 1978 году они поженятся), да и школа размещалась совсем в другом месте.
– Мы занимали один подъезд четырехэтажного жилого дома на Гагарина, 12, – вспоминает Людмила Ивановна. – Но поселок рос, детей становилось все больше. И школа переехала на Ленина, 11, где располагала уже двумя подъездами жилого дома. Актовый зал сделали, объединив две квартиры, а спортзал находился в узком подвале… И только потом, в 81-м, совхоз-техникум «Кавказский» хозспособом начал строить здание специально для нас.

В следующем году исполнится ровно пятьдесят лет, как Людмила Терещенко пришла работать в среднюю школу п. Кавказского. Правда, тогда она была не Терещенко, а Глебова (свою «вторую половинку» – Сергея Терещенко, выпускника спортфака КЧГПИ, преподавателя физвоспитания техникума, она встретит позже, и в 1978 году они поженятся), да и школа размещалась совсем в другом месте.
– Мы занимали один подъезд четырехэтажного жилого дома на Гагарина, 12, – вспоминает Людмила Ивановна. – Но поселок рос, детей становилось все больше. И школа переехала на Ленина, 11, где располагала уже двумя подъездами жилого дома. Актовый зал сделали, объединив две квартиры, а спортзал находился в узком подвале… И только потом, в 81-м, совхоз-техникум «Кавказский» хозспособом начал строить здание специально для нас. Меня тогда как раз назначили и.о. директора, и так вышло, что я и строила эту школу, и принимала, и открывала. Кто только не трудился на этой стройке: и учителя, и родители, и дети.
Стоит ли удивляться, что для Людмилы Ивановны эта школа, что дом второй, где каждый уголок – родной. А может, даже первый, ведь здесь она проводит большую часть своей жизни, здесь – ее дети. Да-да, ее, потому что чужих для нее нет.
– Рождение собственных детей откладывала, – говорит Терещенко, – думая: вот выпущу этот класс, и вот еще этот…
А они все приходили и приходили: бесшабашные и серьезные, жизнерадостные и грустные, такие разные, и такие родные… мальчишки и девчонки, которым она не могла отдать полсердца – отдавала все, без остатка.
– Знаете, – рассказывала нам бывшая ученица Людмилы Терещенко, заместитель главы администрации Кавказского сельского поселения  Елена Травникова, – бывают учителя, которые провели урок, и точка. А Людмила Ивановна всегда была с нами: на уроках, переменах, после уроков – ездили вместе в кино, на экскурсии, проводили вечера, конкурсы… Она была нам как мама.  
И вторая мама Людмила Ивановна для своих учеников по сей день. Директорствовала Терещенко в общей сложности лет пятнадцать, была организатором внеклассной и внешкольной работы больше десятка лет, а вот учительствует – все сорок девять. Потому как с детства мечтала быть именно учителем.
Собственно, чему тут удивляться, если мама Люси, как ее ласково называли дома, Надежда Николаевна, была учителем русского языка и литературы, а папа, Иван Григорьевич, – учителем начальной военной подготовки и физической культуры? Выросшая в семье педагогов, по окончании Усть-Джегутинской средней школы №1 Людмила без всяких сомнений поступила в Пятигорский государственный институт иностранных языков на филологический факультет и тоже стала учителем русского языка и литературы.
– Мама была очень строгой, – вспоминает Людмила Ивановна. – Чтобы я ее в школе назвала мамой – это невозможно себе представить. Да я даже дома ее порой называла Надеждой Николаевной. Предмет свой она знала великолепно. Помню, я, уже будучи учителем, звонила ей и жаловалась: «Мам, что делать, дети наречие не понимают?» И она всегда давала дельные советы…
– А вы – строгий учитель? – спрашиваю у Терещенко.
– Конечно. Строгий и справедливый.
– И если класс не выучит наизусть стихотворение, всем поставите двойки?
– Нет, не поставлю. Оставлю после уроков и покажу им, как нужно читать это стихотворение…
Чтобы они услышали мелодию поэтического произведения, поняли смысл каждого слова. Чтобы эти слова легли на душу. Такой она педагог.
Она очень любит литературу. Любит книги. И большую часть гранта Президента РФ, который Людмила Ивановна получила как лучший учитель в 2008 году, она потратила тоже на книги. Кстати, многие из них здесь – в ее школьном кабинете, на полках в книжных шкафах.
– По сравнению с учениками, которые у меня были пятьдесят, сорок, тридцать лет назад, сегодняшние, конечно, читают значительно меньше. И это очень печально. Потому что нечитающий ребенок не будет знать не только литературу, но и историю, географию… Даже с математикой у него будут проблемы, потому что он не сможет прочесть и понять ту или иную задачу! Я всегда говорю родителям: не читает ребенок – садитесь рядом и читайте! Мамы, даже если вам некогда, готовите же вы ужин по вечерам, пусть в это время ребенок читает вам на кухне! И я никогда не гонюсь за скоростью чтения, главное, чтобы дети читали осмысленно!
А чтобы увлечь своих учеников таким осмысленным чтением, чтобы они «Дубровского» или «Капитанскую дочку» не «проходили», а воспринимали умом и сердцем, у Людмилы Ивановны есть множество секретов. Например, прочтет детям вслух для «затравки» самую интересную сцену, или оборвет свой рассказ на самом интригующем моменте. И если книга из книжного шкафа начала «путешествовать» от ученика к ученику – значит, лед тронулся…
А еще она тренирует зрительную память своих учеников, потому что без нее не добьешься грамотности.
Она настоящий опытный профессионал. И неслучайно больше десяти лет Терещенко была членом региональной предметной комиссии по проверке выполнения заданий с развернутым ответом экзаменационных работ ЕГЭ по русскому языку. Хотя к ЕГЭ, честно сказать, относится весьма критично. Ребенок должен научиться в школе мыслить, выражать свое мнение, а подготовка к единому государственному зачастую превращается в «натаскивание», в зазубривание шаблонов….
А уж кто точно не любит шаблонов, готовых лекал, так это Терещенко. И когда кто-то из учеников пытается списать сочинение из Интернета, она прямо спрашивает: «Кому пятерку ставить?» Ее ведь не обманешь и не проведешь: она и с компьютером на «ты», и с другой техникой дружит, которую, кстати, успешно использует на уроках.
Задорная улыбка, короткие непослушные волосы…
– Что, опять лохматая? – смеется она, когда собираюсь ее сфотографировать. – Да я всегда такая.
Она чем-то очень напоминает озорную девчонку. Но ведь не девчонка… За спиной более семидесяти лет. Непростой путь, отмеченный медалью «За трудовое отличие», знаком «Отличник просвещения», множеством грамот, дипломов и самое главное – письмами и телефонными звонками ее дорогих выпускников…
– Не устали от школы?
– Да вы что? Я жизнь без школы просто не представляю.
– А здоровье не подводит?
– Вы не поверите, но за все эти сорок девять лет я лишь один раз была на больничном – родинка как-то воспалилась…
Она выходит проводить нас на улицу. Из-за холодного ветра прохожие кутаются в куртки и пальто, а она – короткие рукава, непокрытая голова, и ощущение такое, что ей очень хорошо, когда ветер в лицо…

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях