Остановить мгновение… у мольберта

17 ноября в 08:34
2 просмотра

9-11 ноября в КЧГУ им. У. Алиева масштабно отметили полувековой юбилей художественно-графического факультета, собравшего на волнующую встречу выпускников разных лет и почётных гостей, преподавателей изобразительного и декоративно-прикладного искусства вузов Москвы, Дагестана, Адыгеи, Чеченской Республики, Ростова-на-Дону и других регионов. В торжествах принимали участие академик РАН Станислав Ромов, министр культуры КЧР Рамазан Бороков, почетный гражданин Карачаевска Измаил Байрамуков, председатель республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки КЧР Мурадин Бесленеев, представители мэрии КГО и общественности.

9-11 ноября в КЧГУ им. У. Алиева масштабно отметили полувековой юбилей художественно-графического факультета, собравшего на волнующую встречу выпускников разных лет и почётных гостей, преподавателей изобразительного и декоративно-прикладного искусства вузов Москвы, Дагестана, Адыгеи, Чеченской Республики, Ростова-на-Дону и других регионов. В торжествах принимали участие академик РАН Станислав Ромов, министр культуры КЧР Рамазан Бороков, почетный гражданин Карачаевска Измаил Байрамуков, председатель республиканской организации профсоюза работников народного образования и науки КЧР Мурадин Бесленеев, представители мэрии КГО и общественности.
За прошедшие 50 лет факультет подготовил около двух тысяч учителей ИЗО, черчения, руководителей кружков, специалистов в области дизайна, успешно работающих в школах России и стран СНГ. Более 40 выпускников являются членами Союза художников, заслуженными художниками РФ и КЧР. Широко известны в республике и за ее пределами художники: Руслан Маршанкулов, Кемал Хачиров, Мекер Борлаков, Борис Атаев, Хусеин Гогуев и другие.
Факультет располагает солидной учебно-производственной базой. С 1993 года здесь работают музей и выставочный зал, где систематически экспонируются учебные и творческие работы студентов и преподавателей, видных художников. Многие из них выставляются на всероссийских и международных выставках, что подтверждает большой творческий потенциал ХГФ, с 2012 года составившего костяк открывшегося в университете Института культуры и искусств. Факультет прославили его именитые выпускники: Лариса Атаева, заслуженный деятель культуры РФ, Сергей Третенко, Кулина Узденова, Дмитрий Денисов, заслуженные учителя РФ, Мурат Кагов, кавалер ордена Орла, Мусса Данашев, заслуженный работник высшей школы КЧР, Бурхан Тамбиев, заслуженный работник высшего профессионального образования РФ, Виталий Огузов, почётный работник высшего образования РФ, Магомет Бостанов, отличник просвещения РФ, и многие другие.

«Художник, что рисует жизнь»…

В первый день юбилейных торжеств, после регистрации участников конференции, состоялось открытие художественной выставки студентов и выпускников ХГФ. И, признаться, перед журналистами на этом знаменательном вернисаже, где было выставлено свыше 150 довольно интересных и талантливых работ, задача стояла не из лёгких. Как же успеть одновременно передать зашкаливающие эмоции встреч бывших однокурсников с любимыми преподавателями после долгой разлуки и содержание, хотя бы поверхностное, холстов, офортов, этюдов, скульптурных работ?
В выставочном зале мне в глаза бросилось довольно крупное полотно художницы Мадины Чомаевой «У Рим-Горы», навевающее ностальгию по советскому прошлому. Изображённый на картине мужественный табунщик во цвете лет, с открытым волевым лицом, на фоне породистых скакунов и с прильнувшим к нему белогривым, напоминает о колхозных временах с их отгонными выпасами, полевыми станами и т. д. И весь этот «соцреализм» точно совпадал с настроением выпускников 70-80-х годов, ищущих в родном вузе приметы своей юности и охотно откликающихся на воспоминания: «А помнишь, как нас возили на сенокос на Бийчесын и мы целый месяц готовили корма для ферм?», «А свекольная эпопея на полях Прикубанки?». Слушая вполуха диалоги прибывающих на выставку, чуть не пропустила не менее интересную информацию из уст выпускника худграфа Руслана Маршанкулова (его картина «Джамагат» была выставлена на фестивале искусств «Мир Кавказа» в Париже): «Автор картины «У Рим-Горы» – дочь знаменитого художника Мекера Чомаева из Учкекена. Она работает у себя дома в художественной школе».
Проталкиваясь сквозь толпу экскурсантов, почувствовала смутный призыв. Исходил он от картины В. Рукавкова «Васильки». Самое интересное, вблизи картина распадалась на отдельные пятна, которые являли собой выпуклые мазки масляных красок. По наитию попятилась назад, и тогда словно пелена с глаз спала, и проступил сюжет: у кромки желтеющей нивы, лёжа и сидя на земле, отдыхают трое рослых парней, в изголовье у них – копна соломы, рядом рассыпаны собранные ими луговые цветы – васильки, и они явно предназначены для тех, кто принесёт им на жнивьё обед. «Между прочим, автора картины зовут Василий, – прокомментировал всё тот же Р. Маршанкулов. – Рукавков – один из первых выпускников факультета. А картину он написал в пастозно-мазковом стиле».
На выставке можно было увидеть и немало авангардистских работ, которые заставляли включить фантазию, чтобы расшифровать их замысел. Одна из них – картина Я. Тамаева «Осенний блюз», где запечатлено несколько сюжетов: портрет девушки, спины двоих, уходящих вдаль, поезд, несущийся навстречу зрителям… И, безусловно, из этой мозаики моментально складывается ассоциация с пронзительной тоской расставания, примерно как в известном шлягере: «Прощай, на всех вокзалах поезда уходят в дальние края». И, разумеется, нельзя было оторвать глаз от до боли знакомых мест Большого Карачая, где «молчаливый камень – рассказчик, весть, скала – художник, река – певунья здесь. Человек на этой земле – выше гор, здесь чистота и свет, добру – простор». Это ощущается в работах бывшего ректора КЧГУ Бурхана Тамбиева, где превалируют виды Учкуланского ущелья…
Почти все гости подходили к стенду о жизни факультета, который украшает барельеф первого декана Г. Беды (ударение на первом слоге). Было что вспомнить об этом замечательном художнике и педагоге профессору искусствоведения ЮФУ (г. Ростов-на-Дону) Виталию Стасевичу: «Спасибо за память о Георгие Васильевиче. Лично я, как и многие другие, приехал работать на открывшийся здесь худграф по его настоянию и ничуть об этом не пожалел. Это было прекрасное время дерзаний, обретения дружбы, открытия красот окружающих пейзажей. И сегодня я страсть как доволен, что случилось вновь побывать среди друзей, увидеть, как наши последователи сохранили и приумножили творческий потенциал нашего худграфа, который мы начинали».

На волне памяти ХГФ: легенды худграфа
Красота гор в окружении уникальных памятников древнего зодчества и всё, чем богат Карачаевск в междуречье Теберды и Кубани, испокон века привлекали исследователей, историков, писателей и, конечно же, художников. Поэтому здешнему пединституту как воздух был необходим свой художественно-графический факультет, и он был открыт при содействии профессора Г. Беды (1926-1991 гг.). Его имя, уже обросшее легендами, переходит из уст в уста новым поколениям студентов и преподавателей. Его образный язык, доходчивые объяснения с использованием наглядных пособий и различных приспособлений, выполненных своими руками, убедительный показ наброска карандашом или кистью делали его занятия интересными и плодотворными. И уже после нескольких уроков мэтра каждый первокурсник знал, что рисование – такая же суровая и точная наука, как и математика. Здесь есть свои незыблемые законы, которые необходимо знать. К примеру, законы линейной и воздушной перспективы, принципы составления натюрмортов и композиционных построений.
Создавая в 1967 году худграф, Г. Беда за короткий срок сумел создать кафедры, подобрать квалифицированный состав художников-педагогов, оборудовать мастерские. До приезда в Карачаевск с заданием Министерства просвещения РСФСР Георгий Беда работал деканом и завкафедрой живописи художественно-графического факультета Краснодарского пединститута. Благодаря его авторитету за ним прибыли «первые ласточки», преподаватели: А. Яшухин, А. Галич, А. Гаврилко, М. Ершова, Н. Муртазов, Ю. Беджанов. Вслед за краснодарцами потянулись и выпускники Московского пединститута им. Ленина.
Из воспоминаний профессора Юрия Беджанова: «Первоначально у нас были маленькие мастерские. По заданию Беды мы по вечерам разбирали несущие стены и получали добротные мастерские по рисунку и живописи, а для прикладников и скульпторов выделили цокольные помещения. Дошли слухи до ректора Курмана Кипкеева о «самоуправстве» декана худграфа. Но Георгий Васильевич обладал даром убеждения и всегда с толком умел отстаивать целесообразность любого нововведения: «Курман Рамазанович, маленькие комнаты не соответствуют стандарту. Рисуем, допустим, обнаженную фигуру в сложном повороте – студентам надо отходить от натуры на 4-5 метров, а живописцам еще и потолок нужен не ниже трех метров, ведь они пишут красками»…
Несомненно, первый декан худграфа КЧГУ Г. Беда был удивительно гармоничным и светлым человеком, поэтому для любого худграфовца его имя звучит как пароль. Здесь, в мастерских и аудиториях, на пленэрах в городском парке или у подножия гор в Теберде, был центр его мира, все тревоги, радости, восторги – в них, в холстах, в плотных строгих ватманах – его пот и кровь.
Крепкая дружба связывала Г. Беду со студентом Хабибом Абазалиевым, впоследствии – маститым художником, краснодеревщиком, чеканщиком. При этом его колоритная внешность с гривой струящихся по плечам кудрей, удивительно ясными, выразительными глазами, ярко выраженный кавказский менталитет возвышали его до образа национального героя. Одно слово – самородок. Профессор Беда и первокурсник Хабиб из аула Новая Джегута сразу нашли общий язык и стали друзьями, как это ни парадоксально звучит. Но все дело в том, что Хабиб поступил на ХГФ уже довольно взрослым человеком, ему было далеко за тридцать. До этого он работал в разных местах, в том числе и преподавателем рисунка и трудового обучения в школе. Декан Г. Беда советовался с Хабибом по многим вопросам, касающимся национально-этнических проблем. Из первых уст Георгий Васильевич узнавал о трагической судьбе карачаевского народа, в том числе и своего студента. Отец Хабиба, Асланбек Абазалиев, был одним из образованнейших людей в Джегутинском ущелье. В 1937 году его арестовали как врага народа. Зная, что уже не вернется, он сказал беременной жене: «Родится сын – назови его Хабибом». Так и случилось. Шестилетним мальчиком Хабиб со своим народом был выслан в Среднюю Азию, где испытал все тяготы, выпавшие на долю карачаевцев…
В 1973 году, успешно защитив дипломную работу (кованые ворота с чеканными элементами), он покидает институт, отказавшись от работы на кафедре прикладного искусства, и уходит на «вольные хлеба». Все, к чему прикасались талантливые руки Мастера, «Хабибушки», как называли его в «узком» кругу художников от Москвы до самых северных широт (живя в Домбае, он был прочно связан с внешним миром), – будь-то декоративные элементы минаретов мечетей или домбайских гостиниц, мозаичные панно в сельских ДК, наконец, его холсты и панно – все становилось истинными шедеврами. Об этом можно судить по выставкам его работ, которые организовывают друзья в память о нем. При жизни постоянно занятому и совершенно далекому от амбиций Хабибу с его по-детски чистой душой, не лишенной тем не менее глубокой житейской мудрости, всегда было не до себя. В этом году Х. Абазалиеву исполнилось бы 80 лет, и все, кто его знает, помнят об этой дате…

«Чтоб было у кого потом учиться»…
На следующий день, 10 ноября, в актовом зале университета открылась международная научно-практическая конференция «Актуальные проблемы художественного образования и эстетического воспитания», посвященная юбилею ХГФ. Перед ее началом прибывающие участники могли окунуться в ретроспективу своей студенческой юности благодаря калейдоскопу фотографий, сменяющих друг друга на большом экране. В первых рядах – уважаемые гости: профессора МГПУ (Москва) С. Игнатьев и В. Корешков, ученые ЮФУ (г. Ростов-на-Дону) В. Стасевич, В. Зинченко, доцент АГУ (г. Майкоп) С. Евтых и другие. Конференцию открыл директор института искусств Виталий Огузов. В своем приветственном слове ректор университета Таусолтан Узденов, тепло поздравив всех присутствующих со знаковым событием, отметил, что на факультете, историей которого гордится вуз, продолжают бережно хранить и приумножать традиции высшей художественной школы, заложенные первыми преподавателями:
«Сегодня государство и общество ставят перед нами задачи по формированию художественного и эстетического вкуса молодежи, пополнению рядов специалистов высокого уровня в области искусства. И в этом во многом помогает сотрудничество с вузами, представители которых сегодня здесь с нами, в этом зале разделяют наш праздник».
В своем выступлении доктор педагогических наук МГПУ С. Ломов нашел самые теплые слова благодарности коллективу худграфа КЧГУ за творческий поиск и самоотдачу на благородном поприще обучения и выявления талантов. Министр культуры КЧР Р. Бороков после поздравления с юбилеем вручил почетные грамоты своего ведомства, а также Министерства образования и науки большой группе преподавателей факультета-юбиляра. Среди них – и бывший ректор КЧГУ, выпускник худграфа Б. Тамбиев. Сегодня Бурхан Нюрчукович плодотворно трудится на кафедре живописи, отдавая свои знания юным творцам. Как писал поэт: «Художник, воспитай ученика, чтоб было у кого потом учиться»…
Многих взволновало выступление председателя Союза художников Чеченской Республики, секретаря Союза художников Юга России В. Умарсултанова. Он напомнил о трагических испытаниях, выпавших на долю его народа во время двух последних войн, искренне поблагодарив университет за ту помощь и поддержку чеченским студентам, когда они учились и жили под его надежным крылом и получили дипломы КЧГУ. А когда Вахид Османович вручил ректору КЧГУ Таусолтану Узденову золотую медаль Союза художников России «Духовность. Традиции. Мастерство», зал взорвался аплодисментами. Такой же награды был удостоен и профессор кафедры рисунка Бурхан Тамбиев. Серебряной медалью был награжден директор Института культуры и искусств Виталий Огузов. Пленарная часть, наполненная яркими выступлениями ораторов и награждениями, прошла, что называется, на одном дыхании. Затем в аудиториях состоялась работа секций по теории и истории художественного образования, проблемам культурно-нравственных ценностей в современном мире, инновационным технологиям и т.д. И как всегда, по традиции в заключение столь значимой конференции принимающая сторона повезла гостей на Домбай.
С юбилеем, худграф!

НА СНИМКАХ: На выставке, посвященной юбилею; Барельеф

Георгия БЕДЫ (работа М. ХАБИЧЕВА); Хабиб АБАЗАЛИЕВ (1937-2007 гг.).
Фото автора и из архива КЧГУ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях