Вознаграждают за все дети
Наша землячка – воспитательница детского сада «Ручеек» села Красный Курган Даринэ Байрамкулова в этом году удостоена диплома второй степени в номинации «Лучший профессионал образовательной организации» Всероссийского конкурса «Воспитатели России».
Даринэ Байрамкулова (в девичестве Боташева) могла бы заниматься одинаково успешно многими вещами – она великолепно готовит, шьет, вяжет, словом, наделена множеством разнообразных талантов, но после школы поступила в педколледж в селе Иноземцево Ставропольского края. Окончив его, вернулась в родную Элькушскую школу, как и обещала отцу. Стала преподавать географию, со временем ее назначили завучем школы, она поступила на заочное отделение педфака КЧГУ.
Наша землячка – воспитательница детского сада «Ручеек» села Красный Курган Даринэ Байрамкулова в этом году удостоена диплома второй степени в номинации «Лучший профессионал образовательной организации» Всероссийского конкурса «Воспитатели России».
Даринэ Байрамкулова (в девичестве Боташева) могла бы заниматься одинаково успешно многими вещами – она великолепно готовит, шьет, вяжет, словом, наделена множеством разнообразных талантов, но после школы поступила в педколледж в селе Иноземцево Ставропольского края. Окончив его, вернулась в родную Элькушскую школу, как и обещала отцу. Стала преподавать географию, со временем ее назначили завучем школы, она поступила на заочное отделение педфака КЧГУ.
Потом вышла замуж и переехала жить в село Красный Курган. Сказать, что жители маленького, затерянного в горах Элькуша опечалились, узнав, что Даринэ уходит из школы, ничего не сказать. Они и сегодня, спустя годы, вспоминают: «Когда Даринэ Каншаукаевна стала преподавать нашим детям географию, их словно подменили. Посыпались просьбы: «Купите глобус, атлас», а по вечерам сплошные заморочки. Тебе надо ужин готовить или со скотиной управиться, а дети все под ногами болтаются да взахлеб пересказывают услышанное от нее в школе. К примеру, о двойном утесе в Карибском море Китиха и Китенок или о скалах в Крыму: Вай-Вай-Анам-Кая и Хорхма-Балам-Кая, что в переводе с татарского и, сами понимаете, очень близко к карачаевскому языку означает: «Ой-ой, мама!» и «Не бойся, дочка!»… Наши дети грезили путешествиями, горовосхождениями, а тут такой поворот судьбы…»
И именно этот поворот судьбы привел Даринэ в «Ручеек». Все трое ее детей ходили в этот детский сад. И когда заведующая детсадом Лариса Байчорова предложила ей работу воспитателя, она, помышлявшая только о школе, несколько растерялась.
– Но когда я впервые «напрямую» вышла к малышам, меня поразили две вещи, – рассказывает Байрамкулова, – насколько хорошо и на месте я себя чувствую в детском обществе и как много я могу им дать.
С тех пор прошло почти семь лет, но с первых же дней приоритетным направлением работы Даринэ Каншаукаевны стало развитие речи детей, желание помочь им преодолеть так называемый языковой барьер.
– Работники системы дошкольного образования – первые, в руки которых ребенок попадает из теплых, ласковых маминых и бабушкиных рук, и естественно, он немного теряется в новой среде, особенно если не знает русского языка. В моей группе «Капелька», которую я веду, да и в других, конечно же, в большинстве своем малыши из карачаевских семей, но есть и русские детки, ногайские, узбекские. Моя задача, как и любого другого воспитателя, – сделать все для того, чтобы пребывание малышей в детсаду было наполнено теплом, нежностью, богатым и разнообразным содержанием. Но это все пустые слова, если ребенок не может преодолеть языковой барьер. И ради того, чтобы малыш не почувствовал дисгармонию в окружающем его мире, в нашем «Ручейке» делается очень многое.
– Даринэ, все родители хотят, чтобы их дети выучили русский язык как можно быстрее, но в условиях детского сада – это же мало реально, ведь обучение языку – любому – откровенно говоря, тяжкий труд…
– Да нет, это может быть и веселым делом, когда в группе в живой, естественной атмосфере дети слышат живую речь, общаются, ведут, понятное дело, поначалу непонятные диалоги. К примеру, увидев змею по телевизору, Алина вскрикивает: «Жилан», а Сережа тащит ее от телевизора подальше с воплями: «Змея…» Но не это главное, главное то, что никто не чувствует себя в полном языковом вакууме…
– А в чем конкретно успех твоего начинания, отмеченного столь высоко?
– Это не мой успех, это заслуга всего коллектива. И наш опыт по развитию речи, на мой взгляд, можно смело предлагать другим педагогам. Преодоление языкового барьера у детей, как правило, проходит без страха. Они беспечно, легко повторяют новые слова, даже не понимая их значения, как я уже сказала, но проходит время, и дети начинают изъясняться довольно сносно на русском языке. Поначалу, конечно же, имеет место психологическая скованность при произношении фраз, но у нормальных детей она быстро проходит в обществе сверстников через грамотно организованные специфические виды детской деятельности – игру, вязание, рисование и т. д. Другое дело – дети, страдающие нарушениями звукопроизношения. Я не оговорилась, сказав «страдающие». Когда ребенок картавит, шепелявит или проглатывает окончания слов (кстати, детей с чистой речью в садах становится все меньше и меньше, причем самый проблемный звук – «р»), взрослых это забавляет, умиляет, если хотите, все это воспринимается как очаровательная особенность ребенка, но со временем становится проблемой.
Конечно же, за детьми в детсаде ведется медико-психологический контроль, с ними работает логопед, но и мы, воспитатели, не стоим в стороне, занимаемся с такими детьми. Занятия включают в себя не только игры и упражнения на развитие высших психических функций, но и сеансы артикуляционной гимнастики – это комплекс специальных упражнений для выработки правильных звуков.
Рассказывать обо всем подробно – это скучно, заумно, даже непонятно где-то будет. Скажу так: мудрая воспитательница без всяких новомодных теорий делает так, чтобы детям было интересно и весело исправлять свои дефекты с помощью гимнастики для языка и губ посредством игровых моментов и интересных сюрпризов. К примеру, бороться с шепелявостью, оказывается, одно удовольствие! На нос кладешь кусочек ваты, высовываешь язык и дуешь на его кончик так, чтобы ватка взлетала в воздух.
Или изображаешь попеременно «хомячка», надувая щеки, затем «худышку», втягивая щеки… Еще одно занимательное занятие. Поскольку особое место в подготовке ребенка к произношению буквы «р» придается дыхательным упражнениям, надувание шаров, других резиновых игрушек проходит исключительно на конкурсной основе, а состязательный момент – великая вещь в воспитании и развитии детей… Плюс ко всему Байрамкулова разработала собственный план, включающий разнообразные мероприятия, направленные на тесное сотрудничество с родителями детей, – это длительные прогулки, совместные походы, экскурсии.
– Я ничего не смею упустить ни в одном ребенке: ни хорошего, ни плохого, – говорит Даринэ Каншаукаевна и устраивает конкурсы детского рисунка в группе, глядя на которые, даже не искушенный в живописи взрослый с легкостью может определить время года, изображенное на детском рисунке, узнать любимого воспитателя исключительно по одежде, цветок на подоконнике и так далее, потому что малыши в своем творчестве остаются искренними и непосредственными в отображении впечатлений, настроений…
Даринэ Каншаукаевна и сама как раскрытая книга. Общение с детьми выработало у нее наивность, доверчивость и непосредственность. Она никогда не обращается к детям по фамилии, даже если в группе пять «фатимок» и четыре «алия»… Она мало пользуется современными информационными продуктами в воспитательной работе, считая, что они, к сожалению, не носят воспитательного характера, а наоборот, зачастую наносят непоправимый вред психике ребенка. И помимо инновационных методик и технологий в обучение и воспитание детей, в сценарии всех праздников, мероприятий, проходящих в ее группе, она старается в первую очередь вплетать народные мотивы, оформлять интерьер помещения в подобном стиле. В итоге, как сказала одна из победительниц конкурса на церемонии награждения: «Во всех детсадах примерно одна ситуация: «Начальство требовательно, родители нетерпеливы, вознаграждают за все дети».
– Тернистым был путь на Всероссийский конкурс «Воспитатели России»?
– На районном конкурсе «Воспитатель года – 2017» победу одержала легко, на республиканском стала третьей. На Всероссийский конкурс, опять-таки по настоянию Ларисы Иосифовны и согласно правилам конкурса, отправила фильм «Одиннадцать мгновений из жизни «Капельки», в котором презентовала все: педагогический опыт и опыт коррекционной работы, мастер-классы, модель физвоспитания малышей, добрый, честный, справедливый мир фантазии, в который уводят детей собственные постановки русских сказок… Ну и как результат – второе место. Награду и цветы получила в Москве из рук председателя комитета Госдумы РФ по образованию и науке Вячеслава Никонова и его заместителя Ольги Бабалиной.
– Теперь ни слова о работе. Как собираетесь встречать Новый год? Что загадываете?
– Все по классическому образцу. Елка, родные и близкие, новогодние подарки. Что касается желаний? Хочется, чтобы родные были живы и здоровы, чтобы в стране был мир. В общем, надо загадать и верить во все самое хорошее, потому что мысль материальна, а значит, Вселенная тебя услышит…
НА СНИМКЕ: Вячеслав НИКОНОВ, Даринэ БАЙРАМКУЛОВА и Ольга БАБАЛИНА.
{{commentsCount}}
Комментариев нет