Все остается людям…

16 января в 09:44
7 просмотров

10 января исполнилось 95 лет со дня рождения народного поэта КЧР, автора учебников по карачаевской литературе, писателя, публициста, хранителя фольклора карачаевского народа Азамата Суюнчева (1923 – 2012 гг). Его перу принадлежит около тридцати книг, и своей многогранной деятельностью писатель, ученый, педагог внес значительный вклад в развитие карачаевской литературы, обогатив ее новым содержанием, жанровым многообразием и художественным уровнем.
Азамат Алимович известен еще как писатель – правозащитник: он один из немногих литераторов, которые в годы жесточайшей цензуры и запрета на свободомыслие подняли голос протеста против национальных репрессий в СССР. Эта тема смело и бескомпромиссно поднята в его сборнике стихов «Азиатская тетрадь» (1944 – 1956 гг.), книге «Очерки о ссылке» (1955 г).

10 января исполнилось 95 лет со дня рождения народного поэта КЧР, автора учебников по карачаевской литературе, писателя, публициста, хранителя фольклора карачаевского народа Азамата Суюнчева (1923 – 2012 гг). Его перу принадлежит около тридцати книг, и своей многогранной деятельностью писатель, ученый, педагог внес значительный вклад в развитие карачаевской литературы, обогатив ее новым содержанием, жанровым многообразием и художественным уровнем.
Азамат Алимович известен еще как писатель – правозащитник: он один из немногих литераторов, которые в годы жесточайшей цензуры и запрета на свободомыслие подняли голос протеста против национальных репрессий в СССР. Эта тема смело и бескомпромиссно поднята в его сборнике стихов «Азиатская тетрадь» (1944 – 1956 гг.), книге «Очерки о ссылке» (1955 г). Литературное творчество поэта А. Суюнчева отмечено глубокой гражданственностью и образностью мышления, в нем нашли отображение важнейшие события и потрясения прошедшего века: «Кричат о мире минареты, тревогу бьют колокола. Проснитесь, люди всей планеты, – идет безумная война». И хотя эти строки в свое время были адресованы войнам в Чечне, они и сегодня не теряют своей актуальности – в мире еще не покончено с терроризмом!
О многообразии творчества поэта говорят и двести его песен, положенные на музыку Аслана Даурова, Хасана Хубиева, Умара Тхабисимова, Розы Паранук, Ирины Комарчук и других композиторов. Последним росчерком пера поэта стал поистине царский подарок родному городу, да и всей многонациональной республике, – литературный Дом – музей, открытый в 2012 году. За пять лет своего существования этот очаг духовности, пройдя проверку временем, стал необходимым атрибутом в культурной жизни Карачаевска, о чем свидетельствуют многочисленные восторженные отзывы посетителей.
…Вообще-то, хлебосольный и гостеприимный дом народного поэта КЧР Суюнчева с незапамятных времен являлся своего рода литературным салоном, доступным как для рядового учителя или студента филфака, так и для известного писателя или государственного деятеля. Здесь бывали Кайсын Кулиев, автор популярных песен Николай Доризо («Огней так много золотых на улицах Саратова»), сын Бориса Пастернака Евгений, народный артист СССР Махмуд Эсамбаев, видные военачальники. И тот факт, что генерал-полковник, участник трех войн Солтан Магометов перед своим последним выступлением на митинге «афганцев» у Мемориала защитникам перевалов Кавказа побывал именно у Азамата Суюнчева, стал хрестоматийным. А заехал Солтан Кеккезович к поэту, чтобы обговорить детали будущего документального фильма, где за кадром должны были звучать стихи о Марухском перевале. Но, увы, буквально через час легендарного полководца не стало, он ушел из жизни в солдатском строю, как истинный воин.
Портрет генерала занимает в музее видное место уже как экспозиция, которой в экскурсии гида отведено особое место. И это лишь одна из деталей, говорящая о многогранности самой идеи данного музея. Будем откровенны, если бы этот музей был посвящен лишь одному поэту, он бы давно исчерпал себя и стал бы неинтересен широкой публике.
Официального звания «народный» приказом Министерства культуры КЧР литературный Дом-музей А. Суюнчева был удостоен 23 октября 2014 г. В этом же документе было довольно туманно сформулировано: «Рекомендовать начальнику отдела культуры и молодежной политики администрации Карачаевского городского округа обеспечить выполнение настоящего приказа». Это, так сказать, на бумаге. А в реальности в мэрии Карачаевска было оговорено, что исходя из данного приказа Минкульта республики музей будет взят на баланс администрации города со всеми вытекающими… В частности, должны быть выделены две штатные единицы – директора музея и научного сотрудника, они же – экскурсоводы, смотрители и хранители экспонатов. Но на это благое дело и, кстати, мало затратное в городской казне денег не нашлось, и вопрос по сей день повис в воздухе…
…На днях мне срочно понадобилось заглянуть в словарь Брокгауза и Ефрона, а еще – подробнее узнать об этимологии гидронима Инжыдж – адыгского названия реки Малый Зеленчук. Лично я мало доверяю Интернету и предпочитаю работать с первоисточниками. И поскольку в музее Суюнчева бывала не раз, точно знала, что найду в его уникальной библиотеке и искомый 26-томник энциклопедического словаря, а также «Вестник Кабардино-Балкарского НИИ» за 1973 год, где опубликована интересующая меня статья ученого Д. Кокова о гидрониме Инжыдж.
Библиотеку свою Азамат Алимович собирал по крупицам всю сознательную жизнь, здесь немало редких изданий, книг с дарственными надписями авторов. Я уже не говорю о бесценных рукописях. К примеру, именно поэту Суюнчеву доверил рукопись своих военных мемуаров Герой Советского Союза Харун Богатырев, и они оба строили планы о том, чтобы эти воспоминания «об огнях – пожарищах, о друзьях – товарищах» увидели свет…
Мы сидим с вдовой поэта Лизой Суюнчевой за чашкой чая в небольшой комнате, выполняющей функции и гостиной, и, собственно, начала осмотра экспозиции. В наследство поэт оставил поэтическое завещание: «Чтобы звучали голоса певцов родной земли моей, в своем жилище на показ я открываю литмузей. Пусть на крыльце его Пегас встречает дорогих гостей. Пусть песней славится Кавказ, я приглашаю Вас в музей!»
– Азамат Алимович распорядился создать музей в доме и в пристройке во дворе за полгода до своей кончины. Он так и сказал: «Тебе, Лиза, хватит кухни и спальни. Собственно, какая разница, все равно и остальные комнаты в твоем распоряжении, где ты проводишь основное время за компьютером, систематизируя запасники фонда», – рассказывает Елизавета Ахматовна. – Я не знаю, какими словами благодарить Залину Французову, которая, будучи еще студенткой университета, занималась картотеками, расстановкой экспозиций, разбором фондов книгохранилища. Зарплату ей платил из своих средств Азамат. В настоящее время Залина находится в декретном отпуске от основного места работы. И теперь без нее, как без рук. Так что по сей день штатных сотрудников в музее нет, и я открываю его для посетителей по коллективным заявкам…
И тем не менее работы для самой Лизы Суюнчевой хватает, как и предвидел ее супруг. Ведь музей – это не застывшее во времени нечто, а живой организм, за которым нужно смотреть, обновлять экспозиции, заботиться об облике залов, начиная с элементарного вытирания пыли. Много времени занимает и оцифровка рукописей на сайте. Одно слово – жизнь в Доме-музее, вошедшем в твою плоть и кровь… И я знаю, что свою миссию эта интеллигентная женщина, истинная хранительница горского очага, создавшая при жизни народного поэта республики ту комфортную обстановку, необходимую ему и его кунакам и собеседникам, выполнит до конца!
…Наш разговор прервали звонкие ребячьи голоса – это приехали на экскурсию учащиеся Нижнетебердинской школы с учителями Х. Кочкаровой, С. Касаевой, З. Карабашевой. «Как хорошо, теперь за квалифицированную экскурсию я спокойна!» – произносит радостно Лиза и приветливо встречает посетителей музея. И правда, как заправский гид, вдохновенно и со знанием дела бразды правления в свои руки берет заслуженный учитель КЧР Халимат Кочкарова, написавшая в соавторстве с Азаматом Суюнчевым учебники карачаевской литературы для 5, 6, 8 классов (на снимке):
– Ребята, мы находимся в Доме-музее поэта Суюнчева. Обратите внимание на крыльцо – здесь изображён летящий над земным шаром Пегас – символ поэзии. Этот одноэтажный дом – один из первых в Микоян-Шахаре, он построен в 20-х годах…
– Обратите внимание на эту фотографию на стенде – здесь заснята встреча генерала Иллариона Воронцова – Дашкова в Тифлисе в 1914 году с горскими князьями Тенгизом Суюнчевым, Айтеком Крымшамхаловым, ингушским генералом Бекбузаровым…
– В библиотеке, где хранится более пяти тысяч книг, пианино, за которым исполняли свои музыкальные произведения композиторы, соавторы поэта, ведь на стихи Азамата Суюнчева создано немало песен, которые исполняют хоры и известные солисты…
Экскурсовод подробно останавливается на биографии А. Суюнчева, и для ребят, изучающих его творчество на уроках родного языка, услышанное представляет живой интерес.
…Азамат Суюнчев родился в простой горской семье в ауле Джегута. В 1941 – 43 годах воевал на фронте, был ранен, затем разделил судьбу своего репрессированного народа. Годы ссылки в Казахстане не сломили его характер. В тяжелых условиях депортации он окончил Чимкентский учительский институт, работал учителем русского языка и литературы. В числе энтузиастов принимал участие в освоении целинных земель в Кызыл-Кумах. Там же он обрел семью, его женой стала молодая учительница Любовь Лукина, которая подарила ему двух детей – Олега и Татьяну. Свое образование Суюнчев завершил в Кабардино-Балкарском университете, окончил аспирантуру по литературе народов СССР. Долгие годы работал в системе образования, читал курс фольклора и истории карачаевской литературы в пединституте. Но всегда занимался литературным творчеством, находя путь к благодарным читателям. Как кредо поэта звучат его стихи: «Красив и горд полет орла, коль высоту набрал – так рей, не вечна зрелости пора, спеши творить добро скорей»…
Экскурсия перемещается во двор, где в пристройке – ее продолжение. А я «обращаю внимание» на дыру в потолке, которая зияет в прихожей демонстрационного зала, и, видимо, такая же участь скоро постигнет и сам зал, если в ближайшее время не залатать крышу. И мой радужный настрой при виде восторженно-удивленных лиц аульских детишек от увиденного в музее как рукой снимает. И возникают риторические вопросы: когда же, наконец, этот музей обретет заботливых попечителей, а власти города и общественные организации обратят внимание на этот очаг культуры, созданный народным поэтом? Как будто бы в нашем городе полно таких знаковых мест, куда можно будет повести тех же проезжающих туристов, гостей из других регионов. Тем более музея, кроме этого, в Карачаевске как не было, так и нет. Не пора ли призадуматься о том, что лицо города – это вовсе не сети магазинов и строящиеся рынки, а его исторические места, много говорящие уму и сердцу?
Конечно, век рыночной экономики диктует свои правила игры и законы, но не до такой же степени, когда музейщикам в мэрии Карачаевска полгода назад в ответ на просьбу посодействовать было сказано: «Денег нет, переходите на самоокупаемость!» Как будто вход в данный музей заштатного городка равен цене билета в Большой театр… Невольно вспомнилась старая восточная притча: «Пришел юноша к мудрецу и стал просить его направить туда, где учат ремеслу звездочета. Тот ему рассмеялся в лицо: «Зачем тебе это? Ведь в нашем городе есть только одно ремесло – уметь считать деньги».
А ведь по большому счету все, что было создано нашими предками, должно представлять для современников непреходящую ценность. Как для тех же учащихся 5-7 классов из аула Нижняя Теберда, впервые побывавших в настоящем музее. И радость познания нового в этот незабываемый для них день они увезли домой, чтобы поделиться со своими близкими, а это дорогого стоит…

Фото автора и из семейного архива.

P. S. Когда материал готовился к печати и ждал выхода в свет, в жизни музея А. Суюнчева произошли два события. Во-первых, был создан общественный совет из числа представителей интеллигенции республики, и его цель ясна и благородна: проявить действенную заботу и оказывать поддержку музею. Во-вторых, мэр Карачаевского городского округа Алик Динаев твердо обещал разобраться с проблемами как штатного расписания музейщиков, так и взятия музея на баланс мэрии. И вариантов здесь несколько, начиная с того, что город может взять это учреждение культуры в долгосрочную аренду. Главное, лед тронулся.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях