Преодолеть распад

19 января в 12:40
1 просмотр

В республиканском издательстве готовится к выходу в свет новая книга Владимира РОМАНЕНКО. В преддверии этого события наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с автором романа, и беседа за чашкой чая пошла о проблемах литературы, о сложностях литературного процесса и о новой книге.
– Владимир Петрович, один писатель как-то сказал: «Секрет нашей профессии в том, что хорошая книга пробьётся сама». Раньше считалось, что достаточно просто написать хорошую книгу, чтобы ее заметил любой редактор даже самой скверной квалификации. Ее издадут, и она обязательно найдёт своих читателей. Согласны ли вы с таким утверждением?
– Начнем с того, что сложность проблемы состоит в том, какую книгу считать хорошей и кто оценивает её качество. Во времена СССР, когда литература была делом государственным, за работой Союза писателей внимательно наблюдали в руководстве страны и, несмотря на определённые каноны цензуры, интересные и талантливые произведения всегда публиковались солидными тиражами, а их авторы всячески поддерживались.

В республиканском издательстве готовится к выходу в свет новая книга Владимира РОМАНЕНКО. В преддверии этого события наш корреспондент Ольга МИХАЙЛОВА встретилась с автором романа, и беседа за чашкой чая пошла о проблемах литературы, о сложностях литературного процесса и о новой книге.
– Владимир Петрович, один писатель как-то сказал: «Секрет нашей профессии в том, что хорошая книга пробьётся сама». Раньше считалось, что достаточно просто написать хорошую книгу, чтобы ее заметил любой редактор даже самой скверной квалификации. Ее издадут, и она обязательно найдёт своих читателей. Согласны ли вы с таким утверждением?
– Начнем с того, что сложность проблемы состоит в том, какую книгу считать хорошей и кто оценивает её качество. Во времена СССР, когда литература была делом государственным, за работой Союза писателей внимательно наблюдали в руководстве страны и, несмотря на определённые каноны цензуры, интересные и талантливые произведения всегда публиковались солидными тиражами, а их авторы всячески поддерживались. Вспомним, например, таких мастеров прозы, как В. Распутин, В. Белов, В. Аксёнов, В. Пикуль. Сегодня почти весь процесс книгопроизводства отдан на откуп издателям-коммерсантам, которых заботит лишь возможность быстрого и надёжного сбыта своей продукции. Поэтому охотнее всего издаются скороспелые детективы, любовно-эротические поделки «раскрученных» авторов и прочая печатная чепуха для чтения при дальних поездках. Подобная «литература» приносит доход, это вполне устраивает хозяев издательских центров, но в таком случае о серьёзных произведениях, заставляющих думать, речь не идёт вообще. На мой взгляд, всё ещё продолжаются последствия «лихих 90-х», когда пришедшие к власти либералы провозгласили, что любая деятельность, включая фундаментальную науку, образование, медицину и, разумеется, художественную литературу, – это прежде всего бизнес, а значит, должна иметь коммерческий результат в виде дохода.
– Сегодня действительно говорят, что профессиональный писатель должен знать книжный рынок и читательские предпочтения, чтобы вписаться в современную книжную жизнь, иначе ему не пробиться. Как вы относитесь к подобным высказываниям?
– Писатель – это прежде всего художник, а не рыночный воротила. Я всегда считал, он должен создавать произведения, которые способствуют тому, чтобы мир стал лучше, чище, гуманнее, а не ориентироваться на самого невзыскательного читателя, плодить криминальное чтиво и думать о личном обогащении. Плестись в хвосте господствующих настроений, часто весьма быстро меняющихся и порой ошибочных, следовать за литературной модой – это удел не художника, а ремесленника. Современные средства вполне позволяют заявить о себе в интернет-изданиях, найти свою читательскую среду.
– За последние 30 лет в нашей стране произошли «тектонические» сдвиги, которые надо осмыслять. Литература этого почти не делает. Почему это не волнует российских писателей?
– Возможно, далеко не все успели достаточно осмыслить и до конца понять всё, что произошло, и не сформировали в полной мере свое личное отношение к произошедшему в силу того, что события этих лет были крайне противоречивы и во многом болезненны. А ведь литературное произведение невозможно без прочного, осмысленного личного отношения к тому, о чём пишешь. Для русского человека каждое десятилетие прошлого века, что скрывать, окрашено в некие трафаретные тона: тридцатые – время энтузиазма и массовых репрессий, сороковые – это кровь бинтов полевых госпиталей, чёрный дым и пламя горящих городов. Пятидесятые – целина и стиляги, шестидесятые – дух оттепели, семидесятые – тертые кирпичом джинсы-клеш и застой, восьмидесятые – олимпиада и «феличита».
А потом… настали 90-е. Они были странными, без тона и запаха. Возникла иллюзия, что стоит сделать маленький шажок, и страна заживет так же шикарно, как и процветающий Запад, Америка поможет советом и деньгами, и россияне вольются в число «цивилизованных народов», ездящих на дорогих автомобилях, живущих в коттеджах и путешествующих по всему миру. Так и получилось, но не у всех.
Освобожденные цены начали расти куда стремительнее, чем доходы населения, деньги в Сбербанке сгорели, заводы, фабрики, колхозы перешли в частные руки. Государственное финансирование научных, военных, образовательных и культурных программ было свернуто. Пресловутые «малиновые пиджаки» в паузах между отстрелом себе подобных выделяли средства на проекты, соответствующие их вкусам, что, безусловно, отразилось на качестве кинематографа, музыки, литературы и театральных постановок.
Но в это же время жили люди, которые любили, совершали тяжкий выбор между лёгким и правильным, и, чем сложнее было время, тем отчётливее проступала каждая личность. И именно об этом времени написан мой последний роман.
– Вы говорите о вашем последнем романе «Поздние жаворонки»? Расскажите нашим читателям поподробнее, о чем он.
– Герой романа – офицер-десантник Алексей Воронов вынужден уволиться из армии и начать новую жизнь в качестве руководителя рабочей бригады сантехников. Это не первое испытание, выпавшее на его долю. В молодости трагическая случайность обрывает жизнь его жены. После этого война в Афганистане, эпизоды которой нередко оживают в его памяти. Теперь он должен заново строить свою жизнь, но мир «гражданки», куда Алексей попадает, во многом отличается от того, в котором он жил и служил. В новой действительности Воронов часто встречается с тяжёлыми пороками общества, со взглядами и принципами, чуждыми ему и всему тому, что привито с детства: честности, порядочности, любви к Отечеству. Алексею приходится отстаивать свои убеждения, порой со смертельным риском, защищать свою любовь, чтобы занять достойное место в новой жизни.
– Я прочла роман. Хорошо проработаны его основные сюжетные ходы, в повествовательную канву вплетены острые драматические моменты, и на протяжении всего произведения вам удается держать читателя в напряжении. Но мне кажется, что на самом деле вы берёте не этим, а понятными каждому простыми истинами, над которыми заставляете задуматься, и близкими сердцу каждого из нас эмоциями и чувствами. В романе затронут пласт проблем, на который у вас имеется собственный взгляд, и вы не только мастерски доносите его до читателя, но и предлагаете ему самостоятельно подумать над затронутыми проблемами. И вам удается задеть нас за живое, заставить взглянуть на жизнь не с позиции стороннего наблюдателя, уставшего и равнодушного, а как участника творящихся во времени и пространстве событий… При этом в вашем романе – через взгляды и поступки героев – проступает и сам автор. В скорбных и трагичных тонах рисуете вы картины распада того, что создавалось поколениями, но не они страшны – страшно, что распадаются люди.
– Люди. Именно они – главное в романе. Разные: озлобленные и сумевшие сохранить веру в идеалы добра и справедливости, отчаявшиеся и не потерявшие надежды. Умеющие получать маленькие радости от каждого дня, научившиеся довольствоваться лишь самым необходимым, стремящиеся жить, строящие планы на будущее, несмотря ни на что. Я старался показать, что не времена делают людей, а, напротив, люди создают свое время. Только ты решаешь – каким быть, только твой выбор между добром и злом определяет тебя, и нелепо винить время в собственной слабости или подлости.
– Думаю, читателям будет интересно ваше осмысление 90-х, которые навсегда вписаны в историю нашей страны страшной статистикой суицидов, преступности, бедности. Но давайте вернемся к проблемам литературы. В каждой стране литература имеет свои национальные особенности. Русские писатели всегда думали о самых высоких вопросах бытия, понимали, что каждый зависит от каждого, что не может быть настоящего счастья в несчастной стране. Чувство справедливости и достоинства человеческого для русских писателей всегда было на первом месте. Каковы, на ваш взгляд, особенности русской литературы сегодня?
– Все отмеченные вами стороны творчества русских писателей, несомненно, важны и сегодня. Но всё дело в том, что теперь они относительно редко отражаются в нашей литературе, произведения такой тематики буквально захлестываются «девятым валом» коммерческих «творений». К сожалению, за 30 лет вырос значительный слой литераторов, который отрицает саму необходимость любых моральных ценностей и добродетелей, ставя во главу угла исключительно личный успех любой ценой и смакуя самые низменные пороки и самые отвратительные стороны жизни.
– А как, по вашему мнению, литература начала третьего тысячелетия должна нести какую-то общественно-полезную функцию или возможно «чистое» искусство? Может ли вообще сегодня литература влиять на умы масс? Нужно ли поднимать читателя до себя, «грузить» информацией, расширять его кругозор? Или направить усилия на нерв произведения?
– Сегодня влияние на умы масс в значительной мере оттянуло на себя телевидение, которое, к сожалению, также во многом стало коммерческим и далеко не всегда высоконравственным. Но всё же и литература продолжает оказывать некоторое влияние на людей – через интернет-публикации, через экранизации и через настоящие книги, которые всё же издаются, хотя порой и ничтожно малыми тиражами. Поэтому писатель должен не забывать об ответственности за своё слово.
– Большинство людей не хотят ни на чём сосредоточиться, им нравится быстрая смена картинок, впечатлений, эмоций. Чтение же серьёзной книги – это определённый внутренний труд, который многим кажется бессмысленным. Должна ли литература подстраиваться под такого нового читателя?
– Большинство было таким всегда – можно много рассуждать о причинах этого. Конечно, раньше вдумчивых и серьёзных читателей было больше, но к этому располагало иное, чем сейчас, отношение к науке, образованию, культуре. Что касается того, а надо ли подстраиваться – я так не думаю. Это приведёт к литературному однообразию. Нужна самобытность, лучше оставаться самим собой – этим и интересен каждый писатель
– Сейчас почти у всех свои блоги, все пишут. Это несколько профанное явление, пустая виртуальная болтовня или, наоборот, возрождение литературы и общественной жизни в другой форме? В 60-х забивали стадионы, чтобы послушать поэтов, а ныне… Как вы относитесь к блогерской культуре?
– Скажу прямо – я к ней не отношусь. Мне это всё напоминает выкрики с места во время лекции или трёп в курилке. Необдуманно, легковесно, непрофессионально и не очень грамотно, на сиюминутных эмоциях. К тому же я не терплю сленгов. К литературе это не имеет отношения в любом случае – в лучшем случае к журналистике, и то, как правило, не лучшего уровня.
– Талант писателя и качество текста все более профанируются. Возьмите лауреатов «Букера» или «Большой книги». Роман, получивший десять премий, никто не помнит и не читает. Премии находятся в руках прозападных либералов, которые выделяют только тех писателей, книги которых содержат негатив в адрес России. Как это все увязывается с государственной политикой?
– Писатель – патриот сегодня фактически бесхозен. В 90-е годы у власти стояли люди, которые по сути разваливали страну, в «нулевые» до литературы руки не дошли. Сейчас Россия оказалась в обстановке, когда на нас ополчился весь Запад, когда очень важно поддерживать в обществе сознание своей правоты, отстаивать уникальность нашей цивилизации, ее константы и интересы. Но как отстаивать, если в культурном и духовном пространстве продолжается вакханалия 90-х?

НА СНИМКЕ: Владимир РОМАНЕНКО.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях