Не доводить до жалоб и споров

7 февраля в 11:00
 просмотров

На днях в актовом зале администрации Усть-Джегутинского муниципального района состоялось публичное обсуждение правоприменительной практики Государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике по итогам 4 квартала 2017 года, которое проходило в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.
В мероприятии приняли участие заместитель министра труда и социального развития КЧР Ольга Прыгунова, временно исполняющий обязанности руководителя Гострудинспекции в КЧР Борис Байрамкулов, первый заместитель главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района Аслан Семенов, заместитель прокурора Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры Юлий Герюгов, представители органов местного самоуправления, общественных организаций, работников и работодателей.

На днях в актовом зале администрации Усть-Джегутинского муниципального района состоялось публичное обсуждение правоприменительной практики Государственной инспекции труда в Карачаево-Черкесской Республике по итогам 4 квартала 2017 года, которое проходило в рамках реформы контрольной и надзорной деятельности.
В мероприятии приняли участие заместитель министра труда и социального развития КЧР Ольга Прыгунова, временно исполняющий обязанности руководителя Гострудинспекции в КЧР Борис Байрамкулов, первый заместитель главы администрации Усть-Джегутинского муниципального района Аслан Семенов, заместитель прокурора Усть-Джегутинской межрайонной прокуратуры Юлий Герюгов, представители органов местного самоуправления, общественных организаций, работников и работодателей.
«Государственной инспекцией труда в Карачаево-Черкесской Республике, – отметил врио руководителя Государственной инспекции труда в КЧР Борис Байрамкулов, – в 4 квартале 2017 года в порядке реализации представленных полномочий в отношении юридических лиц и индивидуальных предпринимателей было проведено 148 проверок по вопросам соблюдения трудового законодательства и иных нормативных правовых актов, содержащих нормы трудового права, из них: плановых – 18, внеплановых – 130… Рост внеплановых проверок связан с повышением активности граждан в защите своих трудовых прав, качественным изменением уровня информационной открытости деятельности инспекции труда, которой способствуют появление и развитие электронных сервисов, введение новых законодательных и нормативных правовых актов, касающихся трудовых отношений».
Судя по обмену мнений участников встречи, механизм проверочных процедур отличался прозрачностью. Отношения между работодателями и сотрудниками, их права и обязанности рассматривались строго в рамках Трудового кодекса Российской Федерации.    
Каждый желающий житель Карачаево-Черкесии мог беспрепятственно и бесплатно проконсультироваться в Государственной инспекции труда в плане грамотной ориентации в трудовом законодательстве или написать жалобу на нарушение трудовых прав, при подтверждении которой виновным руководителям выдавалось предписание о восстановлении трудовых прав. Спорные ситуации, как правило, решались, не доходя до судов. К примеру, если увольнение признавалось незаконным, работодателю приходилось не только восстанавливать работника на работе, но и оплачивать вынужденный прогул.
В результате проверок высветился низкий уровень правовых знаний работодателей и работников в вопросах трудового законодательства, включая законодательство об охране труда.
Несовершенство знаний основных положений трудового законодательства, содержащихся в ТК РФ и иных федеральных законах, касающихся норм трудового права, отсутствие системы эффективно действующих экономических, административных и правовых механизмов, стимулирующих работодателей к безусловному соблюдению требований законодательства о труде, ненадлежащее осуществление контроля за соблюдением законодательства о труде и охране труда со стороны самих работодателей на предприятиях и в организациях логически повлекли за собой различные административные трудовые правонарушения.
Экспертиза некоторых трудовых договоров выявила случаи серьезных упущений в виде условий, закрепленных в статье 57 ТК РФ: отсутствия данных о месте работы и трудовых обязанностях с указанием должности согласно штатному расписанию и конкретного вида работы, даты начала работы, режима рабочего времени и т. д. Зафиксированы случаи несоблюдения порядка принятия решений об увольнении в процедурных моментах и несоответствия служебных помещений, помещений для отдыха сотрудников правилам охраны труда. Поэтому неудивительно, что за последний квартал прошлого года на рассмотрение инспекторов ГИТ в КЧР поступило 71 обращение граждан. Жалобы касались различных аспектов – задержки, невыплаты или неполной выплаты в установленный срок заработной платы, незаконных увольнений работников, приема на работу, заключения трудового договора, ведения трудовой книжки, охраны труда, несчастных случаев и других вопросов. В ходе проведенных надзорных мероприятий, в том числе и расследования несчастных случаев на производстве, выявлены 292 нарушения трудового законодательства. Большая часть из них касается оплаты труда. Именно она стала в первую очередь причиной создания системы взаимодействия между федеральными органами исполнительной власти, предпринимательским сообществом, гражданами и организациями. Сотрудничество с Правительством КЧР, Следственным управлением Следственного комитета Российской Федерации по Карачаево-Черкесской Республике, общественной организацией «Карачаево-Черкесское Республиканское объединение организаций профсоюзов», Министерством труда и социального развития КЧР, Управлением Федеральной налоговой службы России по Карачаево-Черкесской Республике, территориальным органом Федеральной службы по надзору в сфере здравоохранения и социального развития КЧР (Управлением Росздравнадзора по КЧР) и другими организациями уже доказало свою продуктивность.
С учетом ужесточения ответственности за нарушение законодательства в области охраны труда многие работодатели предпочитают максимально внимательно относиться к предписаниям инспекторов, проводящих проверки. Солидная часть выявленных нарушений исправлена, рабочие места обустроены в соответствии с обязательными нормами, штрафы уплачены…
Главный государственный инспектор Инна Савченко, разъяснив присутствующим, какое поведение является правомерным и суть новых требований нормативных правовых актов, сосредоточилась на реализации контрольно-надзорной деятельности. Четко сформулированные методические рекомендации, связанные с неоднозначными или неясными для подконтрольных лиц обязательными требованиями, оказались понятными и полезными для всех участников публичного обсуждения. Рассказала она и о поправках, внесенных в трудовое законодательство РФ в прошлом году в отношении режима неполного рабочего времени, оплаты сверхурочной работы и о МРОТе, составившем с 1 января 9489 рублей, или 85% от фактического прожиточного минимума трудоспособного населения за II квартал 2017 года. Ситуация, по словам Савченко, должна значительно улучшиться, так как с 2019 года введется постоянный механизм установления МРОТ на уровне 100% фактического прожиточного минимума за II квартал предыдущего года.
С первого января оплата труда работников бюджетного сектора экономики, занятых в учреждениях федерального подчинения, повышается на 4%. Этот факт, широко освещенный в прессе, не явившись новостью, все-таки потребовал разъяснения. «К таким учреждениям, – уточнила главный государственный инспектор, – относятся учреждения социальной сферы и науки, а также учреждения гидрометеорологической службы, медико-социальной экспертизы, ветеринарные лаборатории, центры гигиены Роспотребнадзора, спасательные центры МЧС России, центры стандартизации, метрологии и испытаний Росстандарта и другие».
В ходе публичных обсуждений были также рассмотрены результаты проведенных в отношении подконтрольных субъектов проверок и административного, судебного оспаривания принятых решений. Определился и коэффициент полезного действия наложенных мер административной и иной публично-правовой ответственности.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях