Рвется там, где тонко…

16 февраля в 12:36
2 просмотра

11 февраля в 14.21 по московскому времени, через пять минут после взлета, в Подмосковье рухнул российский самолет АН-148, вылетевший из Домодедово. Обломки рухнувшего Ан-148 разбросало на площади 30 гектаров. Погиб 71 человек.
13 февраля, специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершили расшифровку параметрического бортового самописца с Ан-148, фиксирующего в полете показания техники. Пока в МАК расшифровали только параметрический самописец. Речевой готовят к копированию.
Предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения АН-148 – пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить.

11 февраля в 14.21 по московскому времени, через пять минут после взлета, в Подмосковье рухнул российский самолет АН-148, вылетевший из Домодедово. Обломки рухнувшего Ан-148 разбросало на площади 30 гектаров. Погиб 71 человек.
13 февраля, специалисты Межгосударственного авиационного комитета (МАК) завершили расшифровку параметрического бортового самописца с Ан-148, фиксирующего в полете показания техники. Пока в МАК расшифровали только параметрический самописец. Речевой готовят к копированию.
Предварительные выводы Межгосударственного авиационного комитета о причинах крушения АН-148 – пилоты видели на датчиках «заниженную» скорость и пытались ее увеличить.В момент падения воздушное судно находилось в целостности, без возгорания, взрыв возник после падения самолета.
В МАК считают, что пилоты, пытаясь нагнать скорость, разогнали борт до запредельных значений. Это привело к повышенной вибрации – флаттеру, самолет начал разрушаться еще в воздухе. Этим можно объяснить большой радиус разброса обломков. По данным МАК, АН-148, на скорости в 800 километров в час, вошел в землю с креном 25 градусов и под углом в 30 градусов. Фактически это было пике.
В соответствии с предположениями представителей МАК фактором развития особой ситуации в полете могли стать неверные данные о скорости полета на индикаторах пилотов, что, в свою очередь, видимо, было связано с обледенением приемников полного давления при выключенном состоянии систем их обогрева.
Фактически, Комиссия МАК установила, что обогрев всех трех приемников воздуха полного давления находился в выключенном состоянии. Именно этот прибор определяет атмосферное давление и скорость движения воздуха – то есть, скорость полета. Данные передаются на приборную доску пилотов. Причем, датчики, подобны спидометрам в автомобилях, со стрелочками, есть и у командира, и у второго пилота. Обогрев приемников включается вручную.
Включить обогрев приемников воздушного давления нужно за несколько минут перед самым взлетом. Это маленький неприметный выключатель на самом верху панели. На зарубежных самолетах, таких как «Боинг», и «Эйрбас», если летчики забыли включить обогрев приемников воздушного давления, он все равно включится автоматически. А сравнительно новый АН -148 эксплуатируется без этой важной опции…
На высоте чуть больше тысячи метров сугубо гражданский самолет летел как истребитель со скоростью более 600 километров в час. Такое стало возможным если обледенелые приемники стали подавать неверные сигналы по скорости экипажу, занижая показатели скорости. А так как в облаках летчики ничего не видят, ориентируясь по приборам, то поэтому постоянно увеличивали скорость, форсируя режим двигателей. В итоге экипаж вероятно настолько раскалил двигатели, что те стали разрушаться в полете. 
Кстати, практически в этот же временной промежуток похожие проблемы были и у других экипажей. Проблемы с датчиками скорости во время последних снегопадов на российских авиа лайнерах были зафиксированы неоднократно. Так 4-5 февраля, в дни сильного снегопада, было зафиксировано семь инцидентов, связанных с некорректными показаниями скорости на самолетах типа RRJ-95B («Сухой-Суперджет»). Все летные происшествия произошли на начальном этапе полета, и во всех случаях экипажи приняли решение о возврате на аэродром.
Особо следует отметить, что аналогичная катастрофа такого же Ан-148 во время учебного полета 9 марта 2011 года также произошла из-за неправильных показаний датчика скорости. Тогда пилоты тоже разогнали самолет, и он разрушился в воздухе.
Могла возникнуть и не согласованность действий экипажа. Ведь пока не вполне понятно, почему при сближении с землей, когда ее было видно уже визуально, пилоты не пытались избежать удара. К примеру, во время катастрофы Як-40 в Ярославле в 2011 году, когда погибла хоккейная команда «Локомотив», МАК установила, что во время взлета один из пилотов по какой-то причине давил на тормоз. Хотя форма планера такого типа самолета как АН-148 практически не позволяет вывести его из пике…
 Проблемы российской авиации и в «железе», и в кадрах… А в руководстве отраслью фактически нет тех, кто когда-либо сам сидел за штурвалом авиалайнера. При этом стратегию развития гражданской авиации России определяют люди, не имеющие никакого профессионального отношения к этой сфере. Соответственно отрасль российских пассажирских авиаперевозок считается самой опасной в Европе, особенно когда речь идет о региональных авиакомпаниях. Так, на один миллион пассажиров в России приходится 2,89 несчастных случаев. А средний мировой показатель составляет 1,93.
При этом немецкие СМИ в качестве наиболее «приличных авиакомпаний РФ» выделяют «Аэрофлот», «Россия» и S7, видимо, для того, чтобы немецкие футбольные фанаты знали, на чем можно летать в РФ на предстоящем ЧМ-2018, когда болельщикам придется многократно перелетать из города в город за своей командой. 5 миллионов потенциальных иностранных туристов, видимо, сейчас чешут затылки решая проблему транспортного сообщения…
Острейшей проблемой отрасли стала нехватка пилотов. Высококвалифицированные летчики не имеют мотивации для работы в России по специальности. Многие из них предпочитают уезжать работать за рубеж, к примеру, в Китай, где зарплаты в четыре раза больше, чем в РФ. Да и закрытие в стране множества авиашкол привело к тому, что отрасль не получает пополнения.
Многие авиационные эксперты уже склонны считать, что положение в авиационной отрасли РФ близко к безнадежному. Ведь в гражданской авиации ни один проект не сможет выжить без финансовой поддержки государства. Потому что самолет – это не только собственно сама машина, это еще и огромная дорогостоящая инфраструктура его обслуживания…
В сентябре 2011 года, когда 7 сентября 2011 года при взлете с аэродрома Ярославля разбился самолет ЯК-42, следовавший чартерным VIP-рейсом с российской хоккейной командой «Локомотив» на борту, я подробно анализировал состояние российской авиации в статье «Сразу, как порвётся!», которую перепечатали многие издания, в том числе специализированные и зарубежные.  Заинтересованные читатели могут ознакомиться с ней – здесь или на портале ЕВРАЗИЯ (http://evrazia.org/article/1799). К сожалению, с тех пор, в лучшую сторону изменений не произошло…, что всех нас, как потенциальных авиа пассажиров несомненно очень и очень печалит.

Андрей ГУДИМОВ,
специально для День Республики.

Андрей ГУДИМОВ
Поделиться
в соцсетях