Это имя не забудешь…

12 марта в 11:17
4 просмотра

Путь в искусство этой милой, красивой женщины, похожей на маленькую параджановскую принцессу с таким ласковым, теплым выражением лица, кажется, был предопределен свыше. Родители Фахрикамал Наталья Николаевна и Абдрахман Абдрахимович Махмудовы – архитекторы-реставраторы высшей категории. Это легендарные личности, известные не только в России, но и за ее пределами. Я прочитала список сделанного ими и просто ахнула: привести его полностью вообще не представляется возможным, но если даже взять выборочно кое-что из него, то и оно ошеломляет. Вот, к примеру, уникальные объекты реставрации, где Наталья Махмудова священнодействовала в качестве главного архитектора: храм князя Владимира в Астрахани, монастырь Благовещенский девичий, церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 1906 г., дом промышленника Смолянинова, конец девятнадцатого века, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1890-1895 гг…

Путь в искусство этой милой, красивой женщины, похожей на маленькую параджановскую принцессу с таким ласковым, теплым выражением лица, кажется, был предопределен свыше. Родители Фахрикамал Наталья Николаевна и Абдрахман Абдрахимович Махмудовы – архитекторы-реставраторы высшей категории. Это легендарные личности, известные не только в России, но и за ее пределами. Я прочитала список сделанного ими и просто ахнула: привести его полностью вообще не представляется возможным, но если даже взять выборочно кое-что из него, то и оно ошеломляет. Вот, к примеру, уникальные объекты реставрации, где Наталья Махмудова священнодействовала в качестве главного архитектора: храм князя Владимира в Астрахани, монастырь Благовещенский девичий, церковь во имя Покрова Пресвятой Богородицы, 1906 г., дом промышленника Смолянинова, конец девятнадцатого века, церковь во имя Святителя и Чудотворца Николая, 1890-1895 гг…
А Абдрахман Махмудов, изучавший после института живописи, скульптуры и архитектуры имени Репина при Академии художеств в Питере исламскую архитектуру в Самарканде, учившийся мастерству в Италии, взялся за возрождение былой красоты «жемчужины Поволжья» – Астраханского Кремля. Он организовал компанию «Ярканон», которая реставрирует мечети и церкви, в том числе Хошеутовский калмыцкий хурал. Перечислить все возвращенные им к жизни уникальные старинные объекты в Астрахани, Ейске, в Волгограде (памятник-ансамбль «Героям Сталинградской битвы на Мамаевом Кургане») и так далее опять-таки проблематично ввиду большого и уникального объема. Но супруги и на этом не остановились, открыли в Астраханском строительно-инженерном институте кафедру «Архитектура и дизайн», читают лекции на курсах повышения квалификации в АО ЮНЕСКО… Словом, имена Натальи и Абдрахмана Махмудовых звучат ныне как символы культуры и искусства в Поволжье. Вот в такой семье появились на свет две девочки-близняшки – Зохра и Фахрикамал.
– Мы с Зохрой родились в 1980 году в г. Кирове на родине нашей мамы, в силу занятости родителей, разумеется, большую часть времени в детстве проводили у бабушки с дедушкой под Кировом. Это было нечто! Деревянный дом, во дворе сеновал, кошки, собаки, куры. Кругом леса, луга, пшеничные поля…
Прощальная краса осени – пронзительная печаль. Первый снег – первая радость… Девочки с раннего детства обладали редкой способностью обостренно чувствовать прекрасное, будь то стихи, музыка или просто покрытая снегом пушистая ель, тем не менее этюдники раскрыли, лишь когда пошли в детскую художественную школу в Астрахани. Основы рисунка и живописи сестренки постигали, равняясь на старых астраханских мастеров, которые учились еще в студии знаменитого Павла Власова – первого учителя Кустодиева, Горюшкина, Сорокопудова, Мальцева.
– Нам повезло жить и учиться в Астрахани, – говорит Фахрикамал, – Это очень мудро консервативный, памятливый город, который спас от небытия, от уничтожения в разные времена многие художественные ценности, в том числе и собрание картинной галереи, в которой только сегодня и можно увидеть ставшие раритетными работы художников русского авангарда.
Став студенткой Астраханского художественного училища имени П. Власова, Фахрикамал и Зохра мечтают о большем – об учебе в Академии художеств в Санкт-Петербурге. Мечта сбылась. Девочки попадают в город, где учились их кумиры Репин, Куинджи, Рерих, Васильев, где учились их родители…
Северная Пальмира взяла в полон. Если в Астрахани они по вечерам наслаждались музицированием матери, общением с отцом и его друзьями-художниками, чутко и жадно вбирая в свою душу опыт культуры двух родных народов – русского и ногайского, то теперь сестры не могут наглядеться на набережные, на мосты, на фонтаны Питера, не могут налюбоваться его белыми ночами, произведениями искусства российских и зарубежных мастеров, хранящимися в Эрмитаже, Русском музее, Мраморном дворце…
– Говорят, есть только два способа прожить жизнь. Первый – будто чудес не существует, второй – будто кругом одни чудеса. Питер показал нам, как жить и каким способом. Естественно, вторым, как будто кругом одни чудеса, – говорит Фахрикамал.
И чудеса не заставили себя ждать. Дипломной работой Фахрикамал стала картина «Освобождение», отражающая один из эпизодов Великой Отечественной войны: по улице, среди развалин освобожденного города, идут солдаты, один из них ведет за руку спасенного маленького человечка – его жизнь и есть самая великая драгоценность, которую удалось спасти в разрушенном, пылающем городе. Эта на редкость пронзительная и в то же время обнадеживающая, оптимистическая картина Фахрикамал, как и работа Зохры «Письмо», настолько убедительно обещали больших художников, что девушек пригласили «ставить руку» дальше на Академическую дачу имени Репина, где они стали работать под руководством известных художников А. Ливитина и В. Сидорова.
– Потом наши пути с Зохрой разошлись. Она вернулась в Астрахань, где жили родители, вышла замуж, занялась воспитанием детей, я же продолжила учебу – поступила в институт искусства реставрации в Москве, по окончании которого мне предложили работать над росписями храмов. Я согласилась с радостью, потому что мечтала поработать над храмовой росписью, требующей навыков художника-монументалиста и особого духовного настроя, – рассказывает Фахрикамал. – Реставрация храмов – это такая работа, которая обладает светлой душой. Да, в ней звучат нотки печали, но они лишь оттеняют чувство преклонения перед гармонией и совершенством мира. Вечно заниматься росписью храмов я не собиралась, и потому в перерывах, которые случались на работе, стала работать над задуманной еще в академии «Ногайской серией».
Забегая вперед, скажу, картин в этой серии будет немало: «Ногайский праздник», «Скачки», «Сарай-Бату», «Тулпар»… и краски в них такие сильные, что ты невольно отступаешь на несколько шагов, как бы отжатый давлением цвета, света, и ощущаешь не только живое дыхание той далекой эпохи, но и свое реальное присутствие в ней.
Первая картина из этой серии, «Ногайский танец», на которой изображены танцующие при свете костров на фоне звездного неба ногайские девушки, сразу покорила зрителей. И в 2011 году Махмудову пригласили на международный конкурс «Джазгира, Ай Джайык» в Казахстан, где она заняла первое место.
На вопрос, откуда такой интерес к исторической живописи, Фахрикамал отвечает: «Что может быть ближе и роднее истории своего достославного народа? Ногайцы – не только представители степной, кочевой цивилизации, они наследники традиций древних кочевых империй, Золотой Орды, Ногайской Орды, Крымского и Астраханского царств, словом, народ самобытной культуры и героических традиций. Да и потом, как сказал один мудрец: «Забудешь традиции – забудешь своих предков, забудешь своих предков – забудешь свое имя».
В том же году девушка подает документы для участия – на конкурсной основе – в стипендиальной программе «Гауде Полония» министра культуры Польши и также выигрывает конкурс.
– Я стажировалась в Варшавской академии изящных искусств, – вспоминает Фахрикамал, – получала хорошую стипендию, что позволило мне за полгода побывать во многих экзотических местах Польши. И я рисовала целыми днями – этюды, пейзажи, картины, зарисовки.
Мне довелось видеть на одной из выставок Фахрикамал некоторые из них. В простом событии, в обыденной обстановке Махмудова отыскивает романтическое начало и старается усилить его звучание, сделать лейтмотивом полотна. Так написаны: «Туманное утро Варшавы», «Кальвария Зебжидобская», «В Казимире Дольном», «Воскресное утро в Сухе-Бескидской»…
Потом будут две персональные выставки в музее Ченстоховы (Польша) и Астрахани на тему: «Польша – взгляд через время».
То, что убедительная сила ее картин складывается не из мимолетных впечатлений, а в результате пристального изучения жизни в тех местах, о которых Фахрикамал «рассказывает» в своих работах, подтверждают и полотна, написанные в Турции. Кстати, в персональную выставку Махмудовой «Образы степи», которая прошла в краеведческом музее Астрахани, вошли картины не только на ногайскую, но и на тюркскую тематику.
Последующие годы открыли для талантливой художницы период длительных путешествий по родной стране и странам Европы – это Польша, Прага, Швеция, русский Север и Крым, Сочи и Москва, и конечно же, навек полюбившийся Санкт-Петербург, где теперь живет и работает младший брат Фахрикамал, Василь, который пошел по стопам родителей.
– Фахрикамал, а на Кавказ-то как попали?
– Побывав в Польских Татрах – это польская часть Карпат, восхитившись ими и прослышав, что им в некоторой степени далеко до Домбая, загорелась желанием побывать в Карачаево-Черкесии. А тут и повод подвернулся. В 2014 году меня пригласили на пленэр ставропольских художников, который проходил на Домбае.
Наш величавый старый Домбай. Домбайские пейзажи, способные одарить вдохновением, восстановить душевное равновесие, жизненные силы, всегда были и остаются пробным камнем мастерства живописцев и графиков. Но Фахрикамал, которая рисовала их легко и непринужденно, словно играючи, они покорились сразу. Ее картины – поток сознания, чувств, настроений, выплеснутых на холст. Общее настроение, под влиянием которого та или иная картина создана, угадывается безошибочно. Более того, на одну и ту же тему могло быть три этюда. И три совершенно разных по настроению картины…
Так выразительно прочувствовать Кавказ мог только человек, кровно связанный с ним. И кто бы мог подумать, что Кавказ, а именно Карачаево-Черкесия, в итоге станет для нее родной? По стечению обстоятельств на этом же пленэре она познакомилась с заслуженным художником КЧР, членом Союза художников России Русланом Маршанкуловым. И это знакомство вылилось… в создание семьи. Говорят, когда в семье две знаменитости – это всегда борьба титанов. Титаны – не преувеличение, успехи обоих слишком очевидны и у всех на слуху. Но тут случай иной: титаны есть, борьбы нет, как нет и элементов творческой зависти. Через год после свадьбы родился сын Ахмат. Однако молодая мама по-прежнему много рисует, причем во всех жанрах: это и тяготение к натюрмортам, в которых она может полюбоваться свежим полотном скатерти и сочностью разрезанного апельсина, лежащего на тарелке; и к натурным портретам: она прямодушно и смело может сделать героем живописного полотна березки, растущие у ее дома, которые, как глоток чистой воды в большом городе…
Картины Фахрикамал Махмудовой – это философские раздумья о жизни, о мире, в котором живем. Философия эта одновременно сложна и проста. Главное, во что свято верит она, – это то, что каждое мгновение жизни, каждое явление исполнено собственного смысла, значительно и по-своему прекрасно. Она обладает способностью остановить это мгновение и внимательно вглядеться в него, при этом неважно: реальный предмет отображает она на холсте или призрачный, не всегда рационально объяснимый мир фантазий.
Живопись Махмудовой не только нашла своих поклонников в нашей стране и за рубежом, но и по достоинству оценена специалистами. Махмудова – обладатель премии имени Кустодиева за достижения в области изобразительного искусства. А в прошлом году она участвовала в проектах творческого Союза художников России «Азъ есмь» и была награждена золотой медалью за вклад в отечественную культуру.

НА СНИМКАХ: Фахрикамал МАХМУДОВА, «Ногайские танцы».

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях