Артист в России больше, чем артист
На днях нашу республику с рабочим визитом посетил знаменитый юморист, телеведущий, народный артист РСФСР Евгений Петросян. В ходе своего визита он встретился с жителями аула Псыж Абазинского района и студентами Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологич. академии.
Активный диалог Евгения Петросяна со студентами СКГГТА выстроился быстро и ровно. Мэтр эстрады подчеркнул, что очень любит встречаться с молодежью, поскольку именно ей предстоит взять страну в свои руки и определить будущее Отечества. Студенты, в свою очередь, задали артисту ряд вопросов, которые касались не только его профессиональной деятельности.
На днях нашу республику с рабочим визитом посетил знаменитый юморист, телеведущий, народный артист РСФСР Евгений Петросян. В ходе своего визита он встретился с жителями аула Псыж Абазинского района и студентами Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии.
Активный диалог Евгения Петросяна со студентами СКГГТА выстроился быстро и ровно. Мэтр эстрады подчеркнул, что очень любит встречаться с молодежью, поскольку именно ей предстоит взять страну в свои руки и определить будущее Отечества. Студенты, в свою очередь, задали артисту ряд вопросов, которые касались не только его профессиональной деятельности. Спрашивали о его отношении к развалу СССР, о возможностях целевых программ по обмену студентами для обучения за рубежом. Отмечу, что на каждый вопрос маэстро эстрады отвечал детально, вдумчиво, взвешенно, серьезно.
Но, разумеется, большая часть вопросов касалась актерской деятельности.
– Как вы решили стать артистом и почему выбрали этот жанр?
– Мое детство пришлось на послевоенные годы, и до середины 50-х я видел вокруг только грустные, озабоченные лица, к которым привык. Однажды я попал на литературный концерт, на котором артисты читали рассказы Зощенко, Чехова. И я увидел, как менялись грустные лица зрителей – они становились радостными, весёлыми. Я понял, что, оказывается, у людей бывают другие лица, что один человек может сделать других немножко счастливей, радостней, веселей. С тех пор я решил, что буду дарить людям радость, и лечу за этой мечтой каждый раз, выходя на сцену.
– Вы помните своё первое выступление на сцене?
– Конечно, я никогда его не забуду. Я вышел на сцену в 1957 году в клубе имени Шаумяна в Баку с фельетоном «Человека забыли». Мне было тогда двенадцать лет. Я увидел смеющийся зал, и это решило мою дальнейшую судьбу.
– Что главное для артиста, помимо таланта?
– Очень важно сценическое обаяние. Это сумма нескольких составляющих. Первое – это доброжелательность, второе – чувство юмора, и третье – внешность, пластика, харизма.
– Как стать успешным в жизни?
– Главное – в любой профессии человеку надо найти себя. Удача придет обязательно, но к ее приходу нужно быть профессионально готовым. Прежде всего, это целеустремленная ежедневная работа над собой. Иначе удача пройдет мимо. Неподготовленный человек может ее и не заметить, не использовать свой шанс. Поэтому молодым людям я желаю найти свое место в профессии и не упустить удачу. И больше общаться с людьми – чем больше общение с миром, тем больше шансов реализоваться.
– С чего надо начинать, чтобы стать артистом?
– Сначала можно попробовать себя в самодеятельности. Многие большие артисты начинали именно с самодеятельности. Это были их первые пробы в искусстве. Таким образом, Дворцы культуры – это первичная культурная организация, в которой самодеятельность обязательно должна процветать и в которой обязательно должны выступать артисты всех уровней.
– Жизнь состоит из взлетов и падений. Были ли в вашей жизни на сцене моменты, за которые вам было стыдно?
– Провалов у меня никогда не было. И не потому, что я такой выдающийся, а потому, что я разработал свою «технологию проверок», ориентируясь на реакцию зала. Зритель посылает артисту сигналы, которые тот должен учитывать, особенно во время пробы нового текста. Юмор – вещь непредсказуемая, никогда не предугадаешь реакцию зрителя на ту или иную репризу или шутку. Сигналы такие: интересно – не интересно, смешно – не смешно, согласны – не согласны, волнует – не волнует, весело – не весело. Когда сопоставляешь каждый сигнал с конкретными фразами, то к концу выступления становится ясно, что думает зритель не только о твоем номере, но и о жизни вообще. Таким образом зритель превращается в твоего режиссера, критика, советчика и, в конечном счете, друга. Таково живое общение артиста со своим зрителем. Именно этим и отличается Его Величество Театр. Это живое биополе: сцена – зрительный зал – никогда не смогут вытеснить ни кино, ни ТВ, ни Интернет.
– Помогает ли вам самому юмор в реальной жизни и как?
– Юмор помогает всем. Юмор способен поднять настроение, смягчить обиду, непонимание, злость, разрядить напряженную обстановку. А смех – это уже результат, это радость и хорошее настроение. Чаще профессиональный артист мало шутит в жизни. Он, так сказать, копит впечатления и свой юмор для выступлений. А просто шутник, балагур, анекдотчик (т.е. не артист) раскидывает свой юмор окружающим. Юмор – это умение связывать, на первый взгляд, несвязуемое. Кстати, в любом возрасте можно развивать в себе остроумное мышление, тренировать свой юмористический взгляд на жизнь. Главное – помнить, что любая шутка хороша в правильном контексте, то есть к месту.
– А как вы относитесь к КВН?
– КВН, безусловно, отличный способ проявить своё остроумие. Это увлекательная игра для всех студентов. Но мне больше по сердцу СТЭМы (студенческие театры эстрадных миниатюр), которые настраивают молодых людей на развитие актёрского мастерства, более профессиональный анализ текстов и вообще на понимание, что такое театр.
– Испытываете ли вы страх публичного выступления?
– Волнение артиста – это индивидуальное состояние. Когда-то, работая в оркестре под управлением Леонида Утесова (я был конферансье его оркестра и даже его партнером), я очень удивлялся тому, что Леонид Осипович перед каждым выступлением сильно волновался. Человек, который пятьдесят лет провел на сцене, волновался. Почему? Ведь его обожали зрители. Но, выходя на сцену, он оставлял свое волнение за кулисами. Что касается меня, то на сцену я выхожу с предвкушением встречи с хорошим другом – моим зрителем. Я достаточно профессионально подготовлен к этой встрече. Однажды, во время выступления, я напрочь забыл текст. Но именно чувство нашей дружеской встречи со зрителем помогло мне импровизировать, уводить зрителя в мою эксцентрику: я танцевал, каламбурил, комментировал действия своего персонажа, пока не вспомнил текст. Зритель так ничего и не заметил.
Мы тоже не удержались и от имени газеты «День республики» спросили маэстро, какой ему видится Карачаево-Черкесия, какое у нашего региона лицо, характеризующая нас константа, особенность, сразу бросающаяся в глаза.
Мэтр эстрады немного подумал – ни на один вопрос Евгений Ваганович не отвечал необдуманно – и сказал:
– На Кавказе потрясающие традиции. Например, уважение к старшим, незыблемые семейные ценности, бережное отношение к детям, взаимопонимание людей разных национальностей.
– Да, – тотчас с гордостью прокомментировал ректор СКГГТА Руслан Кочкаров. – В нашей республике живут представители 120 национальностей! А это 120 языков и культур! Мы живем в мире и согласии, потому что наши предки научили нас понимать друг друга сердцем.
После конференции, ответив на вопросы СМИ, сфотографировавшись со студентами и раздав автографы всем желающим, мэтр эстрады отправился в аул Псыж.
В Псыже Евгений Петросян дал небольшой концерт, рассказав несколько злободневных шуток: «Почти четверть века весь западный Запад думал, что Россия на коленях. А оказалось, что она зашнуровывала берцы!» Закончил свое выступление артист сильным стихотворением поэта и переводчика Геннадия Русакова:
Какой я вам, к чертям, пенсионер!
Я толком не успел перебеситься –
как прежде, вижу мир на свой манер:
вон птицы машут крыльями из ситца.
Мне мир хорош. Ему принадлежу –
– от первого младенческого вздоха.
А то, что я с усилием хожу,
совсем не означает, что мне плохо.
После того, как я увидела живое общение Евгения Петросяна с людьми, могу заверить: сдержанный, мудрый, доброжелательный человек и большой артист, он приобрел в лице практически каждого из нас преданных поклонников, восхищенных его человеческой мудростью, обаянием и той простотой, которая отличает всех великих людей.
Но два эпизода той встречи мне запомнились больше всего.
Первый – когда ведущий телеканала «Архыз 24» попросил Евгения Вагановича сняться в шуточном эпизоде для одного из проектов канала. Я видела, как сильно был утомлен артист после нескольких часов дороги, общения с людьми, нахождения на сцене, выступлений. Но к предложению телеведущего он не просто отнесся серьезно – мэтр моментально профессионально срежиссировал сценку: «Нет, давайте я скажу так, а вы так». Сценку сняли за пару минут, и в интерпретации Евгения Вагановича она вызвала и улыбку, и изумление.
А второй момент… Помните, я рассказала, что от имени «Дня республики» Евгению Вагановичу был задан вопрос о характеризующей нашу республику особенности.
Окруженный со всех сторон студентами, жителями, представителями СМИ, мэтр вдруг повернулся ко мне и сказал:
– Вы знаете, я думал над вашим вопросом. В Карачаево-Черкесии живут удивительные люди, отличительная черта которых – внутреннее достоинство и тактичность по отношению к окружающим, особенно к гостям.
Честно сказать, у меня перехватило дыхание от этих слов. Только острый ум, наблюдательность, знание человеческой природы и генетическая мудрость позволяют человеку вывести такую краткую, емкую формулу.
Браво, Маэстро!
С почтением и восхищением,
{{commentsCount}}
Комментариев нет