Судебному департаменту – 20 лет!
В этом году 20-летний юбилей со дня образования отметил Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. За последние два десятка лет этот орган не только справился с кризисом финансирования судов, но и обеспечил независимость судебной власти, создал стабильную, эффективную систему материально-технического, организационного обеспечения деятельности судов.
У истоков формирования этого органа стоял Владимир Жеребкин, заместитель начальника Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике, судья в почетной отставке. Мы встретились с ним и попросили рассказать о том, как проходило формирование службы в стране и ее субъектах, какие вопросы сегодня решает Управление Судебного департамента в КЧР, каких результатов удалось достигнуть.
– Создание Судебного департамента осуществлялось на моих глазах, – отметил Владимир Петрович, – в период масштабных социально-экономич. преобразований, проходив. в стране.
В этом году 20-летний юбилей со дня образования отметил Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации. За последние два десятка лет этот орган не только справился с кризисом финансирования судов, но и обеспечил независимость судебной власти, создал стабильную, эффективную систему материально-технического, организационного обеспечения деятельности судов.
У истоков формирования этого органа стоял Владимир Жеребкин, заместитель начальника Управления Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике, судья в почетной отставке. Мы встретились с ним и попросили рассказать о том, как проходило формирование службы в стране и ее субъектах, какие вопросы сегодня решает Управление Судебного департамента в КЧР, каких результатов удалось достигнуть.
– Создание Судебного департамента осуществлялось на моих глазах, – отметил Владимир Петрович, – в период масштабных социально-экономических преобразований, проходивших в стране. 12 июня 1990 года была принята Декларация о государственном суверенитете РСФСР, которой провозглашен принцип разделения трех ветвей власти. Для многих было очевидно, что российская государственность не сможет состояться без сильной и независимой судебной власти, поэтому в числе приоритетных вопросов рассматривалась проблема организации деятельности судов.
– Кому принадлежала инициатива создания органа, который занимался бы непосредственно обеспечением финансовой, организационной и материально-технической деятельности судов?
– В то время в судах существовала нехватка таких элементарных предметов, как бумага и ручки, гражданам приходилось к своим исковым заявлениям прикладывать чистые конверты, так как и они были в дефиците. На всю судебную систему было лишь несколько стареньких компьютеров. В 1991 году состоялся судьбоносный для судебной системы страны первый Всероссийский съезд судей, по итогам которого были сформулированы основные направления судебной реформы. В частности, были утверждены принципы независимости судебной власти и создания системы гарантий независимости судей.
25 декабря 1993 года вступила в силу Конституция Российской Федерации. Этим документом был провозглашен принцип разделения властей и закреплены гарантии финансовой достаточности функционирования судебной системы. На практике же судебная система оставалась в зависимом положении, так как организационное руководство судами продолжал осуществлять Минюст.
В связи с тем, что в последующие годы ситуация с финансированием деятельности судов только ухудшалась, в декабре 1996 года состоялся IV Всероссийский съезд судей, на котором была поставлена задача передать функции по обеспечению судебной деятельности от Министерства юстиции Российской Федерации новому органу. Был разработан и внесен в Госдуму проект федерального конституционного закона «О судебной системе Российской Федерации». А 31 декабря 1996 года глава государства подписал закон, впервые вводящий понятие Судебного департамента при Верховном Суде Российской Федерации, а также определяющий функции этого нового органа.
Я неоднократно был делегирован от судейского сообщества Ставропольского края на всероссийские съезды судей, когда являлся председателем Арзгирского районного суда и Буденновского городского суда Ставропольского края, и был свидетелем сложного процесса создания принципиально новой системы организационного обеспечения системы судов, который завершился 8 января 1998 года, когда Президентом РФ был подписан Федеральный закон «О Судебном департаменте при Верховном Суде Российской Федерации».
Судебный департамент при Верховном Суде Российской Федерации, а также созданные позднее управления в субъектах РФ приняли на себя полномочия по организационному, информационному, кадровому, финансовому, материально-техническому обеспечению деятельности судов общей юрисдикции. При этом Судебный департамент и его органы неукоснительно соблюдают законодательную норму, согласно которой они не имеют права вмешиваться в процесс осуществления правосудия.
– Владимир Петрович, расскажите об истории образования Управления Судебного департамента в нашей республике.
– 9 июля 1998 г. было образовано Управление Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике. Первым начальником его был назначен М. Огузов. Штат управления составлял 15 единиц, это были специалисты, обладающие необходимой квалификацией в области права, управления, финансов и экономики. В это время были заложены основы собственной нормативной базы, регулирующей управленческую деятельность аппарата как государственного органа, утверждены положения о структурных подразделениях управления, должностные обязанности его работников. В полном объеме к работе управление приступило 1 января 1999 г. В настоящее время управление включает в себя отделы организационно-правового обеспечения деятельности судов; государственной службы, кадров и противодействия коррупции; финансов, бухгалтерского учета и отчетности; материально-технического снабжения и капитального строительства. Накопленные знания и опыт, профессионализм сотрудников, их неравнодушие и ответственность за порученное дело позволили многого достигнуть в организационном обеспечении деятельности судов, в содействии повышению авторитета судебной власти.
– Что было самым сложным в работе управлений Судебного департамента в субъектах Российской Федерации в первые годы после их создания?
– Финансирование было очень ограниченным, а потребностей у судов всех субъектов было крайне много. Все здания нуждались в капитальном ремонте. Не хватало транспорта, канцелярских принадлежностей, элементарной техники. За короткий срок, несмотря на ограниченность финансирования, все поставленные вопросы были решены.
– За последние 20 лет Управление Судебного департамента в Карачаево-Черкесской Республике создало эффективную систему обеспечения судов и организации их работы. Внимание уделяется не только повседневным потребностям судов, но и таким направлениям, как открытость и гласность правосудия, развитие электронного правосудия…
– Действительно, создана эффективная система сайтов, на которых в электронном виде размещается информация о судебных заседаниях, а также публикуются приговоры и решения. Ведется работа по развитию электронного документооборота, развиваются другие направления информатизации. Продолжается работа по организации поддержания функционирования ГАС «Правосудие» в судах общей юрисдикции, создание которой дало возможность осуществить комплексную автоматизацию решения всех функциональных задач, стоящих перед судами, повысить прозрачность, открытость судебной системы, создать условия, препятствующие проявлению коррупции, способствующие снижению нагрузки на судей и работников аппаратов судов, повысить качество рассмотрения судебных дел.
В заключение хотел бы пожелать всем сотрудникам Управления Судебного департамента доброго здоровья, счастья, благополучия и дальнейших успехов в плодотворной работе по обеспечению деятельности судов.
Л. ДЖАНИБЕКОВА,
пресс-секретарь Управления Судебного департамента в КЧР.
{{commentsCount}}
Комментариев нет