«Опережающий полет стрелы»

4 апреля в 08:20
2 просмотра

Аскарбий Нагаплев снял документальный фильм о кабардинской породе лошадей
Издревле на Кавказе местные жители занимались разведением лошадей. Одна из самых знаменитых пород – кабардинская. Эти лошади всегда славились своей выносливостью, скоростью и красотой. Именно они стали главными героями нового документального фильма режиссера Аскарбия Нагаплева «Шагди. Опережающий полет стрелы». В интервью он рассказал о том, какое место эта порода лошадей занимает в жизни черкесского народа, как съемочная группа оказалась в гостях у королевской семьи и как со своей ролью справились «актеры».

Аскарбий Нагаплев снял документальный фильм о кабардинской породе лошадей
Издревле на Кавказе местные жители занимались разведением лошадей. Одна из самых знаменитых пород – кабардинская. Эти лошади всегда славились своей выносливостью, скоростью и красотой. Именно они стали главными героями нового документального фильма режиссера Аскарбия Нагаплева «Шагди. Опережающий полет стрелы». В интервью он рассказал о том, какое место эта порода лошадей занимает в жизни черкесского народа, как съемочная группа оказалась в гостях у королевской семьи и как со своей ролью справились «актеры».
– Аскарбий Нохович, расскажите, пожалуйста, как родилась идея снять эту картину?
– Кабардинская порода лошадей – одна из самых известных и древних пород в мире, одна из наиболее ценных. Исторически ее принято называть «адыгской». Профессиональные коневоды относят племенных жеребцов к «общеадыгской», или «черкесской», породе. Ее традиционное название «адыгэш» дословно переводится как «адыгская лошадь». Для черкесов она имеет особое значение и является неотъемлемой частью национальной культуры.
Идея снять фильм возникла года два назад. Мне хотелось, чтобы люди как можно больше узнали об этой невероятно красивой, благородной породе. Ее название наверняка у всех на слуху, а вот исторические данные, где она сегодня обитает, ее особенности знают немногие. Смысловой перевод слова «шагди» с адыгского – «опережающий полет стрелы». Смелая, выносливая, быстрая, эта лошадь приспособлена как для равнины, так и для высокогорья. А стоит ли говорить о ее красоте! Сегодня кабардинская лошадь радует глаз жителей многих стран, поражает их своим интеллектом, изящными формами.
– Наверное, не просто было работать с лошадьми, актерских курсов они ведь не оканчивали…
– Лошадь – это верный друг, боевой товарищ, защитник, а вот актер своеобразный. Это человеку скажешь «иди» – он идет, скажешь «беги» – он бежит, а лошадь действовать по сценарию не заставишь. Чтобы поймать нужный кадр, съемочной группе пришлось немало потрудиться. Мне посчастливилось работать с настоящими профессионалами, которые довольно быстро смогли сработаться со «строптивыми актерами». Над сценарием к фильму работали Мурат Губжоков, я и Асланбек Мирзоев, операторы – Артур Лаутеншлегер и Александр Никанов. Музыку к фильму написала Ангелина Лаутеншлегер, компьютерную графику сделал Кантемир Куадже. Спонсорскую помощь в создании фильма оказал Аскер Бифов из Кабардино-Балкарии.
– Съемки вашего третьего фильма, «Черкесия. Чужбина», проходили в нескольких странах: Турции, Сирии, Иордании. Во Франции снимали некоторые сцены «Черкешенки». В этот раз за рубежом снимали?
– Знакомство с кабардинской породой началось в Европе. В апреле прошлого года я отправился в Германию. Оператора нанимал на месте. В этом мне помог замечательный человек из диаспоры Кантемир Апажев. Здесь, в Германии, недалеко от Мюнхена находится штаб-квартира Международной ассоциации кабардинской лошади. Ее президент Тобеас Кнолл в интервью для фильма рассказал об особенностях и ценности этой породы. Тобеас – очень интересный собеседник, благодаря ему я узнал, что в странах Европы разводят лошадей кабардинской породы – сегодня их более тысячи. Затем были съемки в Иордании. Там удалось познакомиться с принцессой Алией – старшей сестрой короля Абдаллаха II. В конюшне королевской семьи сегодня живет лошадь черкесской породы. Для семьи она представляет огромную ценность. Фильм расскажет зрителю о том, как жеребец попал в королевскую семью.
Документальное кино снимали и в Турции. Когда-то кабардинская порода лошадей была там широко распространена, но, к сожалению, сейчас на территории этой страны ее нет. Много интересного и необычного о кабардинской породе рассказал нам в Рязани директор Всероссийского научно-исследовательского института коневодства Александр Зайцев. В музее Востока, который находится в Москве, о лошадях поведал ученый Владимир Эрлих. В общем, нам удалось побывать во многих местах. Но основные съемки, конечно, прошли на Кавказе.
В Адыгее снимали у подножия Фишта, в Даховской, Майкопе. Сейчас в республике активно идет процесс восстановления и развития кабардинской породы лошадей. О ее популярности нам рассказывали в коневодческих хозяйствах и просто любители лошадей. В Адыгее насчитывается около двух тысяч лошадей кабардинской породы. Широкое распространение она получила в Карачаево-Черкесии. Но больше всего ее разводят в Кабардино-Балкарии. Здесь съемки проходили в горах, сельской местности и городе Баксане. Одна из наших поездок была приурочена к празднованию Дня города и Дня адыгов, во время которых было установлено сразу два рекорда России: «Самая большая конница всадников в черкесской одежде» и «Самый массовый парад людей в черкесской одежде». «Рекордные» кадры запечатлены в фильме.
Перед нами стояла непростая задача: за 52 минуты, которые длится фильм, рассказать зрителю как можно больше о кабардинской породе лошадей. Охват информации – широкий. В основном опирались на исторические документы, комментарии и статьи ученых. Консультантами фильма стали кандидат исторических наук Асланбек Мирзоев из Кабардино-Балкарии и заслуженный деятель искусств Адыгеи Аслан Хакуй.
Съемки документального кино заняли полгода. Еще три месяца ушло на монтаж. Работа долгая, кропотливая, но результат того стоит. Фильм снимался в короткие сроки, но при этом качественно. В основном сложности были связаны с постоянными переездами в поисках новой информации и ценных кадров. Но, так или иначе, у нас все получилось. Я очень благодарен всем, кто принял участие в создании этого фильма. Надеюсь, он найдет отклик в сердце каждого зрителя.
– Аскарбий Нохович, сегодня вы – автор шести документальных фильмов. Над каким проектом было труднее всего работать?
– Сложно сказать. Наверное, над первым фильмом – «Черкесия». Тогда не было тех знаний, которые помогают в работе сейчас. По-следующие фильмы снимать было легче. Уже опирался на имеющийся опыт. Тяжелый в эмоциональном плане был проект «Черкесия. Чужбина». Он посвящен трагической истории адыгской (черкесской) диаспоры, когда сотни тысяч людей вынужденно покинули историческую родину. А вообще, каждый фильм – это отдельная история. Мне повезло, что на моем пути встречались талантливые люди, с которыми мы вместе создавали качественные и интересные работы.
– А художественные фильмы вам никогда не хотелось снять?
– Конечно, хотелось. Но дело это дорогостоящее, поэтому идея пока остается в планах. Сейчас все-таки хочу реализовать свою мечту – снять анимационный фильм о нартском эпосе в формате 3D. Этой мечте уже несколько лет. Сценарий к фильму готов, персонажи нарисованы, но все это требует доработки, дело – за финансами. В этом году планирую принять участие в Венецианском кинофестивале, который пройдет в августе. В номинации «Документальное кино» представлю «Шагди. Опережающий полет стрелы». В связи с этим фильм уже переводят на английский язык. Кинокартину можно будет посмотреть также на адыгейском, арабском, турецком и кабардинском языках.
Презентация «Шагди. Опережающий полет стрелы» с успехом прошла в Нальчике. Премьера фильма о кабардинской породе лошадей в Майкопе запланирована на 3 апреля в госфилармонии Адыгеи. Затем его смогут увидеть жители Москвы, Петербурга, Краснодара. Фильм также планируется показать в Иордании, Германии, Турции, других республиках Северного Кавказа.

Д. ВАРАВА.

Для справки: Аскарбий Нагаплев родился в а. Ходзь Кошехабльского района Адыгеи. В 1975 году окончил Воронежский политехнический институт, а затем Майкопский государственный технологический университет. С 2011 года – член Союза кинематографистов России. В 2015 году становится руководителем представительства Союза кинематографистов в Адыгее. Его первый документальный фильм «Черкесия» вышел в 2007 году. Спустя два года режиссер снимает фильм «Черкесия. Адыгэ хабзэ», затем «Черкесия. Чужбина» и «Черкесия. Возвращение». В 2015 году на большие экраны вышел фильм «Черкешенка».

Поделиться
в соцсетях