Первоклассники: уже не малыши, но еще и не подростки

4 апреля в 11:27
1 просмотр

Римме Ивановне Каспаровой повезло: профессия учителя начальных классов, по ее словам, оберегает ее от всех невзгод. От каких, говорить не любит. Единственное, что известно всем – детей поднимала на ноги сама, муж рано умер. Любил он ее безмерно, наверное, поэтому она не стала вновь испытывать судьбу и устраивать личную жизнь.
Образование у Риммы Ивановны – среднее специальное. Семья не бедствовала, могла бы поступить и в пединститут, но не захотела. Для преподавания в начальных классах это ничего не давало, вуз просто бы отнял четыре года. Жалела ли об этом впоследствии? Нет, никогда, потому что считает, что самый интересный период жизни ребенка – от шести до десяти лет. Уже не малыши, но еще не подростки, они, расцветая от похвал, не перестают удивлять ее разнообразием эмоций, любознательностью, фантазиями, желанием перемен, стремлением к классным традициям.
Посмотреть на нее со стороны – беззаботная женщина, увлекающаяся дидактическими и ролевыми играми. Ее не раздражает непоседливость гимназистов. «Бегая, прыгая, шумя вне уроков, – призналась Римма Ивановна, – они заражают меня своим весельем и энергией».

Римме Ивановне Каспаровой повезло: профессия учителя начальных классов, по ее словам, оберегает ее от всех невзгод. От каких, говорить не любит. Единственное, что известно всем – детей поднимала на ноги сама, муж рано умер. Любил он ее безмерно, наверное, поэтому она не стала вновь испытывать судьбу и устраивать личную жизнь.
Образование у Риммы Ивановны – среднее специальное. Семья не бедствовала, могла бы поступить и в пединститут, но не захотела. Для преподавания в начальных классах это ничего не давало, вуз просто бы отнял четыре года. Жалела ли об этом впоследствии? Нет, никогда, потому что считает, что самый интересный период жизни ребенка – от шести до десяти лет. Уже не малыши, но еще не подростки, они, расцветая от похвал, не перестают удивлять ее разнообразием эмоций, любознательностью, фантазиями, желанием перемен, стремлением к классным традициям.
Посмотреть на нее со стороны – беззаботная женщина, увлекающаяся дидактическими и ролевыми играми. Ее не раздражает непоседливость гимназистов. «Бегая, прыгая, шумя вне уроков, – призналась Римма Ивановна, – они заражают меня своим весельем и энергией». Но, превращаясь в определенные моменты в ребенка, она остается на позициях педагога, действующего по «заряжающему» школьников на учебу принципу: разрешай, но контролируй. «Груз прожитых лет в это время куда-то девается, я благодарна своим детишкам за это, – улыбается Каспарова. – Учась отличать хорошее от плохого, они становятся дисциплинированнее, ответственнее. Происходит становление личности. Радость, которая охватывает меня при этом, объяснить невозможно, скажу лишь, что на работе она – состояние моей души».
Мальчишки активно растут – мужают. Девочки хорошеют на глазах. Всем им она щедро дарит по кусочку своего сердца. По-другому, считает, нельзя, ведь учащиеся, что родные дети, а класс, как дом. В нем все свое и общее одновременно: и заботы, и книги, и поделки. Мастерить их любила с детства. «Золотые руки, – приговаривали тогда взрослые, – додельница». Шила прекрасно: наряды были – загляденье. К рукоделию приучает и учениц. Разъясняет: «Искусству матери, женщины с большой буквы надо обучать исподволь. Девочка ничего не должна делать через силу, только с желанием и с удовольствием». Большое внимание Римма Ивановна уделяет патриотическому воспитанию. Мальчишки ее класса чувствуют себя будущими защитниками Родины и понимают, что она начинается не только с мамы, но и с девчонок-одноклассниц. Правда, их навыки ограничиваются пока правилами этикета.
Сорокалетний педагогический стаж и высшая квалификационная категория Каспаровой позволяют считать ее мэтром. Подтверждение тому – дипломы за первые места во Всероссийском конкурсе на знание норм и правил аттестации педагогических работников, в Международной олимпиаде «Информационно-коммуникационные технологии в образовательном процессе по ФГОС», дипломы I степени за участие в Международной профессиональной олимпиаде, публикации на сайте infourok.ru, благодарственное письмо за активное участие в работе Всероссийского педагогического издания «Педология» и другие награды. Несмотря на них, внешне Римма Ивановна, скорее, походит на добрую, многодетную мать с певучим голосом (говорит, как поет, сказал ее бывший выпускник, предприниматель Илья Андреев). Рядом с ней уютно, однако из-за постоянной занятости общаться почти невозможно: в школе – уроки, продленка… и дети, дети, дети. На улице – бывшие ученики, родители, дедушки и бабушки… Одним нужен совет, другим – участие (жизнь прожить – не поле перейти). За 32 года работы в гимназии №13 Римма Ивановна успела, кажется, познакомиться со всей округой.
Валентина Ивановна Доценко, завуч по учебно-воспитательной работе, отозвалась о ней уважительно: «Талантливый, неустанно работающий над повышением своего мастерства учитель. Она прекрасно владеет методикой начального обучения, ею глубоко изучены особенности организации учебного процесса в 1-4 классах в соответствии с программами учебно-методического комплекса «Школа России» по Федеральному государственному образовательному стандарту… Она использует элементы инновационных технологий, ведёт уроки, проникнув идеями развивающего обучения. Постоянная забота учительницы – выработка у детей навыков самостоятельной работы и самоконтроля, ответственного отношения к делу, понимания того, что успех в учебных делах зависит от прилежания и аккуратности».
Сама же Каспарова оценивает свои профессиональные качества гораздо скромнее. Впрочем, как говорится, со стороны виднее.
В нынешнем учебном году она взяла первый класс. Такой период традиционно считается самым ответственным, ведь ребенок, попадая в незнакомую обстановку, сталкивается с немалыми трудностями. Капризность, агрессивность, обидчивость в это время не редкость. Римма Ивановна относится к таким проявлениям характера спокойно: «Нормальное явление. Для ребенка, особенно не посещавшего детский сад, непривычно все – несколько уроков в день, обед в столовой, прогулки строем, группа продленного дня… По поведению детей можно безошибочно судить о воспитательных методах родителей. К ноябрю у меня обычно уже складывается мнение об обстановке в их семьях. Непослушным детям одиноко рядом с самыми близкими людьми. Если не убедить родителей изменить отношение к ним, они поймут свои ошибки с опозданием, когда столкнутся в будущем с большими проблемами. Очень одиноко в семье и детям, чрезмерно пристрастившимся к Интернету и различным техническим новинкам. Я стараюсь заботиться о них так, чтобы они чувствовали, как я люблю их, как они нужны мне, радуюсь их успехам, переживаю из-за неудач. Дети делятся со мной, зная, что я никогда не предам их и всегда пойму, а это для них очень важно.
Школа начинается с учителей начальных классов. Это не секрет, поэтому я обязана держать марку хорошего учителя. Самые тяжелые месяцы притирки друг к другу – сентябрь-октябрь – прошли. Сейчас появились определенные «подвижки». Дети, в основном, адаптировались к школьным требованиям, умеют вовремя просыпаться, правильно собираться в школу, главное, они привыкли учиться, но я по-прежнему включаю в уроки игровые моменты, чтобы им не было скучно. Хорошее практическое подспорье для работы с ними – программа психологической поддержки первоклассников. Методы и приемы обучения приходится постепенно видоизменять или даже менять. Всякому делу свое время, от оборотов, которые наберут первоклассники, будет зависеть их дальнейшая скорость движения к успеху».
Пообщавшись с учащимися, убеждаешься, что Римма Ивановна для них пример. На вопрос, кем бы они хотели стать, когда вырастут, многие ответили – учителем. Конечно, часть из них со временем «переключится» на другие профессии, не в том суть. Важно, что учительница стала мерилом их мечты.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях