Еще один шаг к правовому государству

13 апреля в 12:48
 просмотров

В Верховном суде КЧР прошла пресс-конференция председателя ВС КЧР Руслана Семёнова, посвященная введению в России суда присяжных на районном и городском уровнях. Журналисты республиканских газет и телевидения, приглашенные на встречу, задали множество вопросов о новшестве в судебной системе.
Руслан Семенов рассказал, что сущность судебного разбирательства с участием присяжных заседателей заключается в том, что суд состоит из двух частей. Это профессиональный судья, рассматривающий юридические вопросы и назначающий наказание, и коллегия присяжных заседателей, состоящая из обычных граждан без всякого юридического образования. Она выносит вердикт о виновности или невиновности подсудимого.

В Верховном суде КЧР прошла пресс-конференция председателя ВС КЧР Руслана Семёнова, посвященная введению в России суда присяжных на районном и городском уровнях. Журналисты республиканских газет и телевидения, приглашенные на встречу, задали множество вопросов о новшестве в судебной системе.
Руслан Семенов рассказал, что сущность судебного разбирательства с участием присяжных заседателей заключается в том, что суд состоит из двух частей. Это профессиональный судья, рассматривающий юридические вопросы и назначающий наказание, и коллегия присяжных заседателей, состоящая из обычных граждан без всякого юридического образования. Она выносит вердикт о виновности или невиновности подсудимого.
Исторически суд присяжных появился в России во второй половине девятнадцатого века. Это нововведение было одной из составляющих проводимых в тот период комплексных демократических реформ, и оно довольно быстро стало неотъемлемой частью отечественного судопроизводства. После революционных событий 1917 года суды присяжных были упразднены.
Новые времена вновь вызвали их к жизни. В 1993 году в связи с началом реформ в политической и экономической сферах жизни суд присяжных вернулся в нашу страну. Суды присяжных вводились поэтапно по субъектам Российской Федерации до 2004 года. Эта форма судопроизводства была предусмотрена для рассмотрения особо тяжких уголовных дел в судах субъектов Российской Федерации. С 1 января 2004 года коллегии присяжных заседателей стали работать в Верховном суде Карачаево-Черкесской Республики. За 14 лет было рассмотрено около 35 уголовных дел в отношении 70 лиц. Эта форма судопроизводства с июня 2018 года вводится также в районных и городских судах России, рассматривающих уголовные дела об отдельных особо тяжких преступлениях.
Для того чтобы коллегии присяжных смогли начать работу в районных и городских судах нашей республики, представителями исполнительной и судебной власти были подготовлены списки кандидатов в присяжные заседатели по муниципальным районам и округам, подготовлены помещения судов, организовано соответствующее обучение судей и сотрудников аппаратов судов. Готовятся к проведению совместные обучающие мероприятия с участием судей, прокуроров и адвокатов. Сегодня, подчеркнул Руслан Закерьяевич, готовится серия выступлений в средствах массовой информации для разъяснения значения суда присяжных, роли присяжных заседателей в процессе, их прав и обязанностей. «Мы придаем большое значение этой работе, – отметил Семенов, – поскольку надеемся, что институт присяжных заседателей органично впишется в разбирательство уголовных дел в районных и городских судах, станет ступенью для укрепления авторитета и независимости судебной власти, повышения уровня доверия населения к суду. Однако залогом эффективности судов присяжных будут не только подготовительные мероприятия властных органов, но и понимание сути этого института населением, а также – ответственное отношение граждан к исполнению обязанностей присяжного заседателя».
Председатель Верховного суда КЧР обратился к кандидатам в присяжные заседатели, которые получат приглашение в суд, с просьбой не уклоняться от процесса, а честно и добросовестно исполнить свой общественный долг. На приглашения в суд присяжного затрачиваются значительные бюджетные средства, которые в случае его неявки фактически расходуются впустую.
Журналисты поинтересовались требованиями, которые предъявляются к тем, кто будет избран в коллегию присяжных. Семенов ответил, что законом предусмотрены определенные требования к кандидатам в присяжные заседатели. Ими могут быть граждане России старше 25 лет, не судимые, владеющие языком, на котором ведется судопроизводство, в данном случае – русским, не страдающие душевными или физическими заболеваниями, препятствующими исполнению обязанностей присяжного заседателя.
Но справятся ли простые обыватели, не имеющие юридического образования, с обязанностями присяжных заседателей, а именно с разрешением вопроса о виновности подсудимого? Руслан Семенов был настроен оптимистично. «Как показывают прошедшие три десятилетия работы коллегий присяжных заседателей в судах субъектов РФ, – сказал он, – простые обыватели справляются с обязанностями присяжных заседателей довольно успешно. Как я уже говорил, вопросы, которые они разрешают, не требуют специальных юридических знаний. Это вопросы о том, было ли деяние, совершил ли его подсудимый, виновен ли он в том, что произошло? Для объективных ответов на эти вопросы достаточно иметь общее образование, жизненный опыт, добросовестно и честно относиться к своим обязанностям. Профессиональный судья, ведущий дело, будет разрешать юридические вопросы, объяснять и разъяснять права и обязанности присяжным заседателям и другим участникам процесса, разрешать правовые вопросы после вынесения вердикта коллегией присяжных заседателей. Все доказательства по делу будут представлены присяжным заседателям в полном объеме. От них потребуется только оценка достоверности и достаточности этих доказательств, то есть вынесение вердикта о виновности или невиновности обвиняемого».
Представители СМИ задали вопрос и о том, не повлечет ли для присяжного поверенного отвлечение от основной работы для исполнения гражданского долга потерю им заработка либо дисциплинарные наказания?
Семенов чётко разъяснил, что этот вопрос был учтён при разработке норм, касающихся работы присяжных заседателей. Прежде всего, законом предусмотрено, что на время исполнения обязанностей присяжного заседателя за гражданином сохраняется получаемая им заработная плата. Речь идет о том, что за дни, которые гражданин провел в суде в качестве присяжного заседателя, ему выплачивается средний заработок, который он получил бы на своем рабочем месте. Если гражданин не работает, либо не имеет постоянного заработка, ему выплачивается фиксированная сумма, составляющая более 500 рублей за каждый день, проведенный в суде. Кроме того, за присяжным заседателем на время исполнения им обязанностей по осуществлению правосудия по основному месту работы сохраняются все гарантии и компенсации, предусмотренные трудовым законодательством. Увольнение присяжного заседателя или его перевод на другую работу по инициативе работодателя в этот период не допускаются. Время исполнения присяжным заседателем обязанностей по осуществлению правосудия учитывается при исчислении всех видов трудового стажа.
Журналисты также поинтересовались, все ли уголовные дела об особо тяжких преступлениях с 1 июня 2018 года будут рассматриваться судами присяжных?
Семенов разъяснил, что не все. «Надо понимать, – сказал он, – что суд с участием присяжных заседателей – это альтернативная форма судопроизводства для названной категории уголовных дел. То есть они и после названной даты могут рассматриваться профессиональными судьями без присяжных заседателей. Это зависит от воли подсудимого. Он вправе выбрать форму судопроизводства с участием или без участия присяжных заседателей. Кроме того, под суд присяжных не подпадают уголовные дела о преступлениях в отношении несовершеннолетних, уголовные дела о преступлениях террористической направленности и некоторые другие».
Некоторые представители СМИ выразили сомнение, что коллегии присяжных в отдельных районах республики смогут быть беспристрастными и принимать объективные решения по делу независимо от национальности и социального статуса или должностного положения потерпевшего или подсудимого. Председатель Верховного суда не разделил их сомнений и сказал, что надеется на объективность и честность присяжных заседателей. «Основанием такой надежды, помимо веры в лучшие качества наших граждан, является и система отбора коллегии присяжных заседателей, предусмотренная законом. Она проходит в несколько этапов, каждый из которых имеет большое значение. Первичный список кандидатов в присяжные заседатели по конкретному делу формируется путем случайной выборки с использованием компьютерной программы. В дальнейшем кандидаты в присяжные заседатели предстают перед сторонами, которые вправе выяснять, не имеется ли между ними и участниками процесса каких-либо родственных или дружеских связей, нет ли среди кандидатов тех, кто предвзято относится к вопросам, которые им придется разрешать. Сторонам предоставлено право мотивированных отводов кандидатов в присяжные заседатели, а также право на один немотивированный отвод, то есть отвод без объяснения причин. Участники процесса вправе указать на невозможность вынесения объективного вердикта уже сформированной коллегией в силу каких-либо объективных причин, в том числе национального состава, если он будет иметь значение. Кроме того, вердикт принимается не одним присяжным заседателем, а целой коллегией, состоящей из 6 человек в районных, городских судах или 8 человек – в судах субъектов с 1 июня 2018 года», – сказал Семенов.
Еще одно требование закона о том, что присяжные заседатели должны стремиться к единодушным решениям, также должно обеспечивать объективность этих решений.
Семенов дополнительно уточнил, что присяжные не выносят приговор, но оглашают вердикт. Вердикт – это письменный документ, содержащий вопросы, которые были поставлены перед присяжными заседателями судом, и ответы на них, данные коллегией присяжных заседателей. Это документ, где указывается, имело ли место деяние, совершил ли его подсудимый, виновен ли он, заслуживает ли он снисхождения при назначении наказания. Это еще не приговор, но основа приговора. После вердикта участие присяжных заседателей в деле заканчивается, и судья, обсудив со сторонами последствия вердикта, выносит приговор.
На присяжных заседателей таким образом ложится огромная ответственность, ведь за уголовным делом стоят судьбы конкретных людей, подсудимых и потерпевших. Стоит ли простому обывателю брать на себя эту ответственность, задавали вопрос журналисты, или лучше оставить разрешение уголовных дел профессионалам?
Руслан Семенов согласился, что ответственность, действительно, огромная. Но на вопрос, стоит ли ее брать на себя гражданам, уже ответил закон, в котором выражена воля народа России, желающего предоставить обвиняемым право на суд присяжных. Поэтому брать на себя эту ответственность необходимо. «В то же время, – отметил Семенов, – гражданам не следует думать, что возможная ошибка, допущенная судом присяжных, уже никак и никем не может быть исправлена. Во-первых, приговор, вынесенный на основе вердикта присяжных заседателей, если будет установлено, что в ходе судебного разбирательства были допущены существенные процессуальные нарушения, либо был неправильно применен материальный закон, может быть пересмотрен вышестоящими судебными инстанциями. Во-вторых, при вынесении обвинительного вердикта, не подтвержденного доказательствами, председательствующий судья может с ним не согласиться и распустить коллегию присяжных заседателей, начав новый процесс по делу. В-третьих, если судья посчитает, что в обвинительном вердикте не содержится какого-либо обязательного признака состава преступления, он вправе вынести оправдательный приговор даже на основании обвинительного вердикта».
В заключение встречи Руслан Семенов сказал, что решение расширить компетенцию суда присяжных именно сейчас – это общее направление судебной реформы, предусматривающей более активное участие граждан в отправлении правосудия. Это повысит уровень доверия населения к суду, укрепит авторитет судебной власти, укрепит ее независимость. Благодаря этому институту обычные граждане будут ближе знакомиться с судом, узнавать о его деятельности и устройстве, повышать уровень своих знаний о судопроизводстве и судоустройстве. Это сегодня очень важные моменты, определяющие вектор движения общества к правовому государству.

НА СНИМКЕ: Председатель ВС КЧР Руслан СЕМЁНОВ.

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях