Дело жизни Ислама Чотчаева

4 мая в 12:30
19 просмотров

Сегодня мы отмечаем 61-ю годовщину со дня возвращения карачаевского народа из мест депортации на историческую родину.
Находясь на чужбине, карачаевцы не теряли надежду на возвращение домой и восстановление честного имени. Они не сидели сложа руки. Активисты, в основном бывшие фронтовики-офицеры, коммунисты, не переставая писали письма во все инстанции с требованием справедливой реабилитации карачаевского народа. Эти люди не боялись возможных репрессий, честь своего народа они ставили выше всего.

Сегодня мы отмечаем 61-ю годовщину со дня возвращения карачаевского народа из мест депортации на историческую родину.
Находясь на чужбине, карачаевцы не теряли надежду на возвращение домой и восстановление честного имени. Они не сидели сложа руки. Активисты, в основном бывшие фронтовики-офицеры, коммунисты, не переставая писали письма во все инстанции с требованием справедливой реабилитации карачаевского народа. Эти люди не боялись возможных репрессий, честь своего народа они ставили выше всего. Люди помнят их имена: И. Чотчаев, Р. Алиев, Б. Караев, М. Акбаев, А. Эбзеев, К. Коркмазов, У. Алиев, А. Баучиев, М. Боташев, М. Джамаев, Т. Курджиев.
Эта статья посвящена одному из них – Исламу Наибовичу Чотчаеву, человеку, который служение своему народу считал смыслом всей своей жизни. Он сражался на фронтах Великой Отечественной войны до её победного конца. Воинскую доблесть Ислама Чотчаева Родина по достоинству оценила 18 орденами и медалями. Как же горько было боевому офицеру после демобилизации в октябре 1945 года приехать не в родной аул, а в Среднюю Азию, куда был депортирован его народ.
В послевоенные годы в стране ощущалась острая нехватка специалистов. И. Чотчаев, проработавший до войны у себя на малой родине 11 лет в сфере торговли, конечно же, был востребован. В городе Фрунзе он работал директором универсальной базы Киргизреспотребсоюза, коммерческим директором межреспубликанской базы «Союзоптбакалея» Министерства торговли СССР, заместителем директора Фрунзенского треста общественного питания. В 1947 году Ислам Наибович поступил учиться в Высшую школу торговли в Москве, но как представитель депортированного народа был исключён из нее. Он вернулся в город Фрунзе, где жили его родственники, и вошёл в состав движения за возвращение карачаевского народа на родину.
До исторического ХХ съезда партии, на котором был развенчан культ личности Сталина и дана оценка трагическим страницам в жизни многих народов, в том числе и карачаевского, было ещё далеко. И. Чотчаев прекрасно понимал, что нельзя сидеть сложа руки, нельзя мириться с тем положением, в котором оказались целые народы из-за надуманных ложных обвинений. Снять эти обвинения было для него делом чести. В столовой, директором которой был сам Ислам Наибович, стала тайно собираться группа активистов. Вечером столовая работала как ресторан, что было на руку активистам. На начальном этапе работали конспиративно, в условиях строгого подполья. В своих обращениях во все центральные органы власти члены группы настаивали на справедливом решении вопроса о возвращении карачаевского народа. Под письмами Генеральному секретарю Н. Хрущёву, члену Президиума ЦК КПСС А. Микояну и в других документах, датированных 1955 – 1956 годами, наряду с другими стоит подпись И. Чотчаева.
Состоявшийся в феврале 1956 года ХХ съезд партии стал началом крушения тоталитарной системы в нашей стране, привёл к освобождению миллионов невинных людей и возвращению депортированных народов на историческую родину. Выступая на ХХ съезде КПСС, генеральный секретарь ЦК КПСС Н. Хрущёв подчеркнул: «Как можно возлагать ответственность за враждебные действия отдельных лиц или групп на целые народы, включая женщин, детей, стариков, коммунистов и комсомольцев, и подвергнуть их массовым репрессиям, лишениям и страданиям?»
Закрытое выступление Н. Хрущёва (позднее оно было опубликовано) на съезде партии вдохновило пострадавших от политических репрессий людей и народы. Они получили надежду на восстановление справедливости и возвращение к родным очагам и приступили к активным действиям. С мая по август 1956 года в Москву выезжали две делегации от карачаевского народа, которые настаивали на скорейшем возвращении карачаевцев на историческую родину. Но, несмотря ни на что, вопрос о возвращении не решался. В такой ситуации карачаевцы, наперекор всем запретам, начали самостоятельно, поодиночке, правдами и неправдами, уезжать на родину.
Наконец власть пошла на уступки. 12 августа 1956 года из Москвы в Алма-Ату приехала специальная комиссия ЦК КПСС во главе с бывшим первым секретарём Черкесского обкома партии В. Ивлевым. Московская комиссия встретилась 15 августа 1956 г. с представителями карачаевского народа: Б. Караевым, И. Чотчаевым, Т. Биджиевым и М. Байчоровым. Карачаевская делегация вновь твёрдо заявила, что их народ никогда не согласится остаться на чужбине, что невозвращение на родину может привести к акциям неповиновения.
19-20 августа 1956 года карачаевская делегация вновь встретилась с московской комиссией и заявила о сборе подписей карачаевского народа в поддержку возвращения на родину. С 25 сентября 1956 года Б. Караев, И. Чотчаев, М. Боташев, А. Эбзеев, А. Текеев, Ю. Джантотаев, А. Алчаков начали сбор подписей в Киргизии, Казахстане и Узбекистане. В течение недели под обращением подписалось 30 тысяч человек, то есть практически всё взрослое население. Доставить подписи в Москву было поручено активным борцам за возвращение на родину Исламу Чотчаеву и Магомету Акбаеву. 10 октября подписи были представлены Правительственной комиссии во главе с А. Микояном.
26 ноября 1956 года Президиум ЦК КПСС принял решение «О восстановлении национальной автономии калмыцкого, карачаевского, балкарского, чеченского и ингушского народов». Постановление предусматривало преобразовать Черкесскую автономную область в Карачаево-Черкесскую автономную область в составе Ставропольского края. 12 января 1957 года был издан Указ Президиума Верховного Совета СССР «О преобразовании Черкесской автономной области в Карачаево-Черкесскую автономную область».
Это была долгожданная победа всех репрессированных народов. Большую роль в восстановлении справедливости сыграли карачаевские активисты, не побоявшиеся открыто вы-ступить в защиту своих прав. В их числе – достойный сын карачаевского народа Ислам Наибович Чотчаев. Никогда не поздно воздать должное людям, искренне служившим своей Родине и своему народу. Глубоко убеждена, что Ислам Наибович и его соратники достойны того, чтобы их имена были увековечены.

А. КАРДАНОВА,
кандидат исторических наук.

Поделиться
в соцсетях