У каждой картины свое настроение

4 мая в 12:06
5 просмотров

В детской художественной школе г. Черкесска открылась выставка художника Мухамеда Хахандукова, которая будет действовать в течение месяца.
В торжественной церемонии открытия приняли участие учащиеся художественной школы, студенты колледжей, вузов республики, коллеги и друзья Мухамеда Рамазановича.
В «родных пенатах», где педагоги и друзья называют его по-прежнему ласково, Миша, все выступающие были предельно искренни и дружелюбны.
Совместный проект Детской художественной школы и ее выпускника, члена Союза художников России Мухамеда Хахандукова, оказался некоммерческим и абсолютно неамбициозным. В экспозиции, рассчитанной прежде всего на юные дарования – будущее искусства нашей республики, представлены почти пятьдесят картин. Мероприятие, давшее детям возможность ознакомиться с творчеством талантливого земляка, получилось познавательным, содержательным и поучительным.

В детской художественной школе г. Черкесска открылась выставка художника Мухамеда Хахандукова, которая будет действовать в течение месяца.
В торжественной церемонии открытия приняли участие учащиеся художественной школы, студенты колледжей, вузов республики, коллеги и друзья Мухамеда Рамазановича.
В «родных пенатах», где педагоги и друзья называют его по-прежнему ласково, Миша, все выступающие были предельно искренни и дружелюбны.
Совместный проект Детской художественной школы и ее выпускника, члена Союза художников России Мухамеда Хахандукова, оказался некоммерческим и абсолютно неамбициозным. В экспозиции, рассчитанной прежде всего на юные дарования – будущее искусства нашей республики, представлены почти пятьдесят картин. Мероприятие, давшее детям возможность ознакомиться с творчеством талантливого земляка, получилось познавательным, содержательным и поучительным.
Алексей Штонда, второкурсник колледжа культуры и искусств имени Аслана Даурова, не скрывал своего удивления. «Я не ожидал, что увижу здесь абстракцию, но она присутствует, – сказал он, – и это, на мой взгляд, здорово, потому что, врываясь в наши мысли задором и загадочностью, она заставляет нас спорить, домысливать идеи художника. В этом ракурсе поразила картина «Алчность». Сначала я воспринял ее как единое целое, а потом она неожиданно «разбилась» на кусочки, и я увидел в ней много разрозненных сюжетов. Честно говоря, я еще не разобрался в такой философской подаче, поэтому, досмотрев остальные произведения, вернусь к ней. Хочется добраться до сути, которую художник завуалировал в образах – нормальных и ущербных, нарочито выпяченных и спрятанных в оранжево-кирпичных мазках. Пока увидел омерзительность – человека, потерявшего из-за денег голову. Ради них он уронил свое человеческое достоинство, забыл о девушке, оставшейся в полупрозрачном мареве. Ее неприкаянность и обиду я почему-то ощутил легким покалыванием лица».
Нуроли Пишхачев, однокурсник Алексея, сосредоточился на картине «Дада». «Наверное, портрет деда Мухамеда Хахандукова, – предположил он. – Мощь, надменность, мудрость – все смешалось во взгляде этого старика, мне кажется, живущего в горах, потому что только там есть люди, похожие на нартов».
Стайка подростков задержалась возле полотна «Фантазия, навеянная картинами Дали». Воспринималась она по-разному: слышался спор. Наконец, спорящие пришли к согласию. «Сюрреализм – великий и странный. Полусон-полуреальность, – подытожила Наталья Попова. – Я бы назвала его по-другому – «Мечта о сказке». «Недоконченность женской фигуры, – добавила Фатима Лиева, представившаяся будущей художницей-монументалисткой, – плывущий в небе орех, символизирующий планету, кажется, Хахандуков настраивался на работу над ней, как сам Сальвадор Дали: садился в кресло, расслаблялся, дремал… И проснувшись под звон упавшей на пол связки ключей, брался за кисть, чтобы, не задумываясь над смыслом, старательно выводить красками свои грезы, манящие в волшебство».
Мухамед Хахандуков прослыл беззаветным патриотом. Выставка высветила и эту сторону его творчества. «Куда ни посмотришь, угадаешь нашу республику, – отметила студентка колледжа индустрии питания, туризма и сервиса Эля Басарова. – Наши пейзажи, наш быт… Красота природы, утопающей в солнечных лучах или, наоборот, прикрывающейся вечерней пеленой. А лошади на картинах – одна другой краше и эффектнее. Объем так искусно передан, что создается впечатление движения, они вот-вот вырвутся на волю. Жаль, недостает песни Владимира Высоцкого «Кони привередливые».
Выставка будоражила чувства юных зрителей. Картины, написанные в различной технике и разных жанрах, притягивали к себе игрой цвета. Творческая «вязь» завораживала, равнодушных лиц не было видно.
«Думал показать детям большее количество моих работ, но формат помещения не позволил, – посетовал Хахандуков, – отхода нет. Из-за отсутствия нужного комфортного расстояния для рассматривания привез сюда только маленькие картины.
Мне очень хочется, – продолжил мастер, – чтобы учащиеся нашей художественной школы ощутили энергию живых картин, которые можно рассматривать и в которых можно увидеть что-то новое. Это не торопливый мир Интернета с мелькающими сюжетами, было приятно наблюдать, как дети стоят перед моими картинами, размышляют, спорят точно так, как это было в моем детстве, на выставке акварельных картин художника Николая Кузнецова. После яркого впечатления, полученного от нее, я стал более серьезно заниматься художественным искусством. Надеюсь, и с нынешними учащимися художественной школы произойдет подобное. Подрастающее поколение весьма талантливо, хорошо, что оно не стоит на месте и развивается, стремясь совершенствовать свои таланты и навыки».
На вопрос об излюбленном жанре Хахандуков ответил, что такового не имеется. У каждой работы должны быть своё настроение, свой мотив.

Бэлла БАГДАСАРОВА
Поделиться
в соцсетях