Живем, пока помним

15 мая в 10:47
2 просмотра

Многие жители г. Карачаевска и Карачаевского района 3 мая, в День возрождения карачаевского народа, приходят к мемориальному комплексу жертвам политических репрессий, который расположен при въезде в город, задолго до начала митинга. Как правило, это люди почтенного возраста. Который год они с нескрываемым удовлетворением осматривают это монументальное произведение зодчества, который год всматриваются до рези в глазах в родные и знакомые имена, выбитые на стелах… Сегодня же они несколько изменили своему правилу, потому что первым долгом обратили внимание на то, что по всему периметру комплекса высажено более семидесяти саженцев сосны.
Многие жители г. Карачаевска и Карачаевского района 3 мая, в День возрождения карачаевского народа, приходят к мемориальному комплексу жертвам политических репрессий, который расположен при въезде в город, задолго до начала митинга. Как правило, это люди почтенного возраста. Который год они с нескрываемым удовлетворением осматривают это монументальное произведение зодчества, который год всматриваются до рези в глазах в родные и знакомые имена, выбитые на стелах… Сегодня же они несколько изменили своему правилу, потому что первым долгом обратили внимание на то, что по всему периметру комплекса высажено более семидесяти саженцев сосны. Сажать деревья в память о погибших – это духовная традиция многих народов, а сосна – это очень мощный стимул, потому что она – символ Кавказа, символ бессмертия и жизненной силы…
Задолго до начала мероприятия начали раздаваться из динамиков и старинные карачаевские мелодии и песни, услышав которые ускорила свой ход марш – акция «Мы вернулись», в которой приняли участие более двух тысяч человек. Это школьники, студенты, женщины с детьми, пенсионеры, жители близлежащих сел и весьма отдаленных от города аулов… В руках участников республиканского мотоклуба «Мустанг» развевались государственные и национальные флаги, студенты КЧГУ несли в первом ряду транспарант, на котором крупными буквами написано: «Мы вернулись!». Все остальные ряды утопали в цветах.
– Я родилась в Средней Азии, в селе Панфиловка 1 декабря 1943 года, – рассказывает жительница Карачаевска Зарема Киикова, – выжила, рассказывают, чудом. Мать с горем пополам вынесла, будучи практически на сносях, этот невероятно тяжелый путь.
На какой-то станции, где ей с родными пришлось прожить почти неделю, прежде чем попасть в Панфиловку, им отвели крохотную неотапливаемую каморку. Мама всегда говорила, что только скученность – в каморке этой постоянно находилось 12 человек – спасла ее, а значит, и меня, от неминуемой смерти от лютого холода.
Разумеется, все, что я знала о Кавказе, это было со слов родителей и бабушки Гезам. Бабушка умерла за неделю до возвращения к родным местам… Естественно, мы были в глубоком трауре, особенно я, потому как большую часть времени проводила подле нее. И вот возвращаемся… Во всех вагонах приподнятый дух, люди такие веселые, одухотворенные, не знают, кого куда усадить, кого чем угостить. Я забилась в самый угол, чтобы не видеть и не слышать всего этого, потому как в ушах все еще стоял голос бабушки: «Как приедешь в Учкулан, наведайся на кладбище, там дедушка твой лежит, скажи, что у меня все хорошо, что не одна я в песках Азии останусь…».
И вдруг в какой-то момент поезд останавливается. Отовсюду несутся звуки гармони, к вагонам бегут люди… Это была станция Эркен-Шахар, где нас со слезами на глазах, в прямом смысле этого слова, встречали ногайцы, русские, абазины… Нас буквально засыпали в тот день цветами. Нет, не было изысканных роз, благородных хризантем, классических гвоздик, было море сирени, и с того дня ее чудный запах мне милее и дороже аромата самых лучших французских духов…
Человеческая память удивительна. Маленькая бытовая деталь, вернувшаяся к нам из прошлого, неожиданно обретает многозначительность и силу символики…
Митинг, посвященный Дню возрождения карачаевского народа, открыл мэр Карачаевского городского округа Алик Динаев:
– Возвращение карачаевцев в далеком 1957 году к родным очагам стало крупным политическим событием, долгожданным актом торжества справедливости по отношению к безвинно пострадавшему народу и созданием условий для экономического возрождения народа, дальнейшего развития его национальной культуры. Возрождение народа на его малой родине стало возможным во многом благодаря поддержке всех народов Карачаево-Черкесии, которые всегда свято чтили традиции добрососедства и братской дружбы… И сегодня в проведении митинга принимает участие делегация в составе представителей органов государственной власти республики, городских округов и муниципальных районов, духовенства и общественных национальных организаций во главе с первым заместителем председателя Правительства КЧР Эльдаром Байчоровым.
Поминальную молитву по погибшим в годы депортации совершили имам г. Карачаевска и ответственный по Карачаевскому району Ахмат Урусов. Как бальзам на душу для собравшихся стало и поминальное слово благочинного Южного Карачаево-Черкесского церковного округа Евгения Субтельного.
Передав слова поздравления от имени Главы республики Рашида Темрезова, Эльдар Байчоров сказал: «За то, что наш многострадальный и гордый народ вышел с честью из такого тяжелого испытания, как депортация, мы все должны быть благодарны старшему поколению, нашим предкам, которые сделали все для того, чтобы сохранить национальные обычаи, язык и культуру своего народа, а впоследствии достичь больших успехов на родине».
О том, какой большой и трудный путь надо было пройти, сколько перевалов взять, сколько побед отпраздновать, чтобы на каждом этапе по возвращении материализовать несокрушимую веру карачаевского народа в завтрашний день, убедительно поведал собравшимся заместитель председателя Общественной палаты КЧР, член Общероссийского народного фронта КЧР Борис Гочияев. Борис Хаджи-Ахматович вспомнил имена тех, кто в 90-е прошлого века добивался полной реабилитации народа, кто добровольно взял на себя тяжелую ношу жреца справедливости, кто подставил под нее свои плечи, положил свои силу и разум в основу большого начинания, – Азрета Урусова, Абдуллу Кубанова, Солтана Магомедова, Патию Шидакову, Зухру Байрамкулову, Магомеда Боташева, Исмаила Байрамукова, Исмаила Хачирова и многих других.
Очень эмоциональным было выступление председателя межнационального совета КЧР Валерия Казакова, который сказал, что ногайский народ 3 мая считает своим большим национальным праздником и устраивает по этому поводу курманлык одними из первых в республике.
Слушая выступление заместителя заведующей детским садом №8 «Солнышко» Арики Труновой о том, как ее бабушка, старожил Микоян-Шахара, жена известного, очень уважаемого человека, к сожалению, отсутствующего на момент высылки карачаевцев в городе, побежала в военкомат и стала просить, умолять, чтобы военные оставили в покое ее невинных ни в чем соседей со словами: «Ручаюсь за них своей головой, не то что за них, за каждого, кто живет на нашей улице», на что ей ответили: «Ручаешься? Так иди, собирай вещи, поедешь вместе с ними», многие не смогли сдержать слезы.
Поделился своими воспоминаниями и проректор КЧГУ Сергей Пазов: «Я сам родом из Кубины и наслышан о том, как еще до возвращения карачаевцев, которых ждали со дня на день, работники сельсовета засиживались за полночь, думая о том, как помочь им обустроиться, ведь многим по большому счету некуда было возвращаться. Решено было принять и разместить в селе 100 семей, забрали со станции в Баталпашинске 120 семей. Стояла весенняя пора, а на все село был всего один трактор, его безо всяких колебаний и раздумий жители Кубины отдали в пользование прибывшим, дабы люди могли вспахать отведенные им земельные участки, засеять их…»
Услышав слова «многим некуда было возвращаться», рядом стоящая со мной Зоя Шунгарова тяжело вздохнула: «Перед нами такой вопрос не стоял. У нас была другая проблема… Моя мама в 1942 году получила извещение, что в боях за Перемышль без вести пропал ее сын, мой брат Хасан. Она не поверила этой бумажке, более того, изорвала в клочья и выбросила. Ни крика, ни слез. Потом депортация. Мы, подростки, как можем, ей помогаем, отец-то тоже на фронте. Окончилась война. Вернулся с фронта и нашел нас в Чалдоваре отец, а от Хасана ни слуху ни духу.
А когда наступил тот долгожданный благословенный день, мать отказалась ехать в Карачай, потому что не могла оставить без присмотра на чужбине могилу Хусея, младшего сына, но и мысль, что Хасан вернется в родной Каменномост и не увидит родных, была для нее невыносимой. Мы все-таки вернулись на родину, правда, чуть позже, чем остальные, но встречать нас вышел весь Каменномост. Мама ждала Хасана до конца своих дней, и, глядя на нее, я часто вспоминала две стихотворные строчки: «Непамятливых памятью не мучай, а помнящим хоть час забвенья дай…».
– В народе говорят: «Когда друзья разделяют твою радость, ее становится больше, когда они разделяют с тобой твое горе, его становится меньше», – сказала в своем выступлении завуч СОШ поселка Малокурганного Светлана Джанчерова. – В свое время все народы республики накрыла с головой весть о депортации, поставившей под угрозу жизнь и судьбу карачаевского народа, повергла в уныние, в необыкновенно тяжелое духовное состояние, но, к великому счастью, народ восстановил свое честное, доброе имя, которым дорожил всегда, как святыней. И эту важную, судьбоносную дату – 3 мая 1957 года – с того дня считают своим собственным праздником наряду с карачаевцами русские и осетины, черкесы и абазины, казаки и греки…
Председатель совета ветеранов войны и труда КГО Ракай Алиев уверен, что страшная беда не только аккумулировала силу народа, которая не дала ему погибнуть в тяжелых условиях депортации, но и привела к возрождению.
Завершился митинг выступлением активиста городского волонтерского молодежного движения Роберта Баскаева, которое утонуло в шуме аплодисментов после первых же слов: «Сегодня великий праздник великого народа, который будем помнить, сколько живем!», а следом за считаные секунды утонул в цветах постамент мемориала ушедшим в мир иной в Средней Азии…

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях