«Владенья наши царственно богаты…»

22 мая в 06:42
10 просмотров

Мы с 88-летним Сосланбеком Юнусовичем Джанибековым поднимаемся по крутым деревянным ступеням в музей, и хотя этот путь ему уже даётся нелегко, почтенный аксакал бодр и оптимистичен. На открытой террасе, ведущей в экспозиционные залы, окидывая взором окружающий пейзаж, под стать моему настроению, он произносит хрестоматийную фразу: «Владенья наши царственно богаты…»
Да уж, Учкуланское ущелье даже в этот серенький дождливый день прекрасно и неотразимо: где-то внизу, сливаясь в единый поток, реки Уллу Кам и Учкулан дают начало Кубани, вокруг – гряда суровых величественных гор. Здесь, на земле Старого Карачая, историей, кажется, дышит каждый камень.
Сосланбек Юнусович продолжает: «Вот здесь, во дворе, я собираюсь создать этнографическое горское подворье XIX века с настоящей мельницей, кузницей, станком для подковки лошадей, старинной арбой, копией сторожевой башни. Начало уже есть, – он указывает на деревянный сруб. – Это подарок главы администрации Карачаевского района Спартака Кущетерова.

Мы с 88-летним Сосланбеком Юнусовичем Джанибековым поднимаемся по крутым деревянным ступеням в музей, и хотя этот путь ему уже даётся нелегко, почтенный аксакал бодр и оптимистичен. На открытой террасе, ведущей в экспозиционные залы, окидывая взором окружающий пейзаж, под стать моему настроению, он произносит хрестоматийную фразу: «Владенья наши царственно богаты…»
Да уж, Учкуланское ущелье даже в этот серенький дождливый день прекрасно и неотразимо: где-то внизу, сливаясь в единый поток, реки Уллу Кам и Учкулан дают начало Кубани, вокруг – гряда суровых величественных гор. Здесь, на земле Старого Карачая, историей, кажется, дышит каждый камень.
Сосланбек Юнусович продолжает: «Вот здесь, во дворе, я собираюсь создать этнографическое горское подворье XIX века с настоящей мельницей, кузницей, станком для подковки лошадей, старинной арбой, копией сторожевой башни. Начало уже есть, – он указывает на деревянный сруб. – Это подарок главы администрации Карачаевского района Спартака Кущетерова. Внутреннее убранство: старинная мебель, кийизы, домашняя утварь – будет перенесено из экспозиционного зала. Тем самым мы освободим помещение для других экспонатов».
Наконец, мы заходим в детище заслуженного учителя РФ, народного учителя КЧР С. Джанибекова – Учкуланский народный музей, который он создал 37 лет назад, будучи директором школы. В выставочном зале, посвящённом истории народного образования Карачая, меня умиляет и одновременно загоняет в ностальгию по школьному детству ряд стареньких ученических парт со стеклянными чернильницами, в которые вставлены перьевые ручки. По стенам и в витринах – фотографии и документы первой светской школы Карачая, которая была открыта в 1887 году. Три таблицы: с арабским алфавитом, латинским и кириллицей – говорят об эволюции письменности в Карачае… Но мой взгляд невольно задерживается на одном старинном фотоснимке, датированном 1938 годом. Оказалось, что среди комсомольцев и участников пионерского танцевального ансамбля Учкуланской школы запечатлён и юный Сосланбек Джанибеков (третий во втором ряду – слева). И я слушаю из первых уст удивительную историю, в которой отражена эпоха, подёрнутая дымкой промелькнувших десятилетий.
…Сосланбек рос единственным сыном среди трёх дочек дорожного мастера Юнуса Даутовича Джанибекова и уже с детства отличался завидной пластикой и музыкальным слухом. Он всегда был в центре танцевального круга праздничных и свадебных тоев, а когда в школе создали ансамбль, стал в нём солистом. Заметили юного танцора из Учкулана и на краевом смотре художественной самодеятельности, где в качестве приза наградили балалайкой-трёхстрункой. Но дома его ждал куда более весомый подарок. Ничуть не колеблясь, отец сделал широкий жест – взял да и выменял у заезжего дагестанца из Кубачей корову на кинжал. И этот обязательный атрибут национального костюма джигита того стоил – серебряная, с позолотой инкрустированная ручка, клинок из благородной дамасской стали – настоящее произведение искусства!
2 ноября 1943 года военные, выселявшие карачаевцев, добрались и до бездорожного Байчоровского квартала, где жила семья Юнуса Джанибекова. Чтобы не отдать подарок отца офицеру, прослышавшему о кинжале и потребовавшему его у мальчика, Сосланбек бросил свое сокровище в выгребную яму, заслужив чувствительную оплеуху от разъяренного военного.
По возвращении на родину Сосланбеку после долгих поисков удалось извлечь свой кинжал из недр. Но вещь требовала серьёзной реставрации профессионалов. Джанибеков, поехав в Кисловодск, в одной из ремесленных лавок нашёл таких мастеров и, вручив им кинжал, с лёгкой душой уехал домой. Но в родном ауле, где нужно было налаживать учебно-воспитательный процесс и много времени занимала общественная работа, поездка в Кисловодск всё откладывалась. А когда, наконец, через месяца два он подъехал к месту, ни самой лавки, ни заезжих мастеров из Закавказья уже, увы, не было и в помине…
– Сосланбек Юнусович, что подвигло вас, математика по профессии, в 1981 году открыть в этом здании, где находилась первая светская школа Карачая, музей?
– Вы имели в виду, что раз математик, значит, непременно «сухарь», педант и мыслит тригонометрическими функциями? Да душа болела за само здание, которое необходимо было сохранить для потомков. И кто знает, что с ним бы сталось в круговерти перестроечных процессов! Не зря ведь говорят: «Живите в доме – и не рухнет дом». Поначалу данный музей мы с аульчанами, педагогическим коллективом, учащимися решили посвятить лишь истории народного образования в Карачае, чтобы последующие поколения помнили и знали, кто стоял у его истоков. Это: кадий Магомед Байрамуков, Моисей Алейников, Икрам Хурумов, Саид и Хызыр Халиловы, Тохтар Биджиев, Наны Токов. Несколько поколений школьников и учителей также кропотливо собирали сведения и материалы о трудовой и боевой славе отцов и дедов, нам помогали и выходцы из Учкулана, живущие даже за пределами Карачаево-Черкесии. Со временем прирастал экспонатами и зал материальной культуры: старинной утварью, национальной одеждой. Постепенно появился зал боевой славы, где мы собрали экспонаты с полей сражений: фрагменты ручных пулемётов, каски, походные фляжки. Особое место занимают экспозиции, посвящённые Героям Советского Союза Осману Касаеву, Харуну Богатырёву, Героям России.
– Я знаю, музей ваш обрёл новое дыхание с тех пор, как при содействии вашего большого друга, почётного жителя аула Учкулан Владимира Кайшева, на горном плато над аулом был построен Замок Дружбы…
– Безусловно, здесь постоянно проводятся всевозможные выставки старинных карачаевских платков, полотен художников, народных промыслов. С успехом прошла тематическая фотогалерея «Они прославили наш район», где каждый населённый пункт представлял по десять украшенных портретов своих выдающихся людей. И эта работа пробудила у молодёжи интерес к исследованию прошлого, к краеведению. Замок Дружбы и народный музей взаимодействуют, как два сообщающихся сосуда. Побывав здесь, экскурсанты непременно наведаются в Замок, откуда, кстати, двуглавый Эльбрус виден как на ладони. Пользуясь случаем, хочу сердечно поблагодарить за поддержку нашего музея спонсоров: Владимира Кайшева, Альберта Додтаева, Назифат Батдыеву, Ильяса Текеева, Алия Тоторкулова, Бориса Глоова и других.
…Листая довольно солидную объёмистую Книгу посещений, невольно поражаюсь популярности Учкуланского музея. Здесь я увидела немало слов восхищения на английском и турецком языках увиденным и прочувствованным во время экскурсий. А вот что писал спецкор газеты «Известия» Дмитрий Филимонов в 1998 году: «Эльбрус и люди – это лучшее, что есть на Кавказе. Удивительно среди гор найти такой музей и такого человека, который хранит память об истоках своего народа». В том же году своими впечатлениями поделился и Владимир Исламович Хубиев: «Никогда не думал, что может человек столько сделать по сбору и хранению всех этих экспонатов при условии депортации на 14 лет». Здесь оставил также свой автограф и генерал армии Владимир Семёнов. А ещё – участники всевозможных региональных конференций: учёные, писатели, художники, школьники.
Полная впечатлений по дороге в Карачаевск невольно думала: музеи у нас в глубинке держатся во многом лишь благодаря таким подвижникам и – не побоюсь этого слова – фанатикам, как мой герой С. Джанибеков. И я с восхищением вспоминаю таких же музейщиков, как незабвенный Сергей Варченко из Зеленчукской и Ирина Утякова из Теберды, чьё дело сегодня в надёжных руках их последователей.
Но когда же появится такой человек у нас в Карачаевске, который способен пробить стену равнодушия к истории своего города, вместившего за 90 лет столько интересных фактов, героев войны и труда, свершений, которыми стоит и необходимо гордиться нынешним и последующим поколениям? А ведь в 60-е годы такой музей у нас имелся, только куда делись экспонаты? Разговоры у нас в Карачаевске на уровне отцов города о создании музея, перманентно возникая, тут же затухают на протяжении полувека. Но, может, во Всемирный день музеев что-то дрогнет в душе у чиновников от культуры, в чьё ведомство по идее входят и заботы о музейном деле? Чтобы оно процветало и во втором по значению городе республики. Ведь и здесь «владения наши царственно богаты» на историческое наследие…

НА СНИМКЕ: Директор Учкуланского народного музея Сосланбек

Юнусович ДЖАНИБЕКОВ; Та самая фотография 1938 года.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях