Память о них не подлежит забвению

8 июня в 12:42
4 просмотра

Участники Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» в Карачаево-Черкесии дополнили Книгу памяти Карачаево-Черкесской Республики новыми данными.
Жители Урупского района Карачаево-Черкесской Республики свято чтут память о воинах-земляках, погибших и пропавших без вести в жесточайших сражениях Великой Отечественной войны. Фамилии наших земляков, не вернувшихся с войны, увековечены на обелисках и в Книге памяти Урупского района, изданной в 1995 году, а также в дополнительном втором томе Книги памяти КЧР, изданном в 1999 году.

Участники Общероссийского общественного гражданско-патриотического движения «Бессмертный полк России» в Карачаево-Черкесии дополнили Книгу памяти Карачаево-Черкесской Республики новыми данными.
Жители Урупского района Карачаево-Черкесской Республики свято чтут память о воинах-земляках, погибших и пропавших без вести в жесточайших сражениях Великой Отечественной войны. Фамилии наших земляков, не вернувшихся с войны, увековечены на обелисках и в Книге памяти Урупского района, изданной в 1995 году, а также в дополнительном втором томе Книги памяти КЧР, изданном в 1999 году. Книга памяти Урупского района, так же как и Книги памяти всех остальных регионов России, стали символом вечной скорби и печали, печатным памятником советским воинам, отдавшим свою жизнь за свободу и независимость нашей Родины.
Второй том Книги памяти КЧР завершался напутственными словами: «Издание Книги памяти КЧР – это первый шаг по превращению слов «Никто не забыт, ничто не забыто» в живое дело исторической правды. Это благородное дело нельзя считать законченным, так как почти половина не вернувшихся с полей сражений земляков считается до сих пор пропавшими без вести. Найти и увековечить имена всех наших земляков и тем самым воздать должное, как говорилось в старину, «за заслуги, оказанные Отечеству на поле брани», надо рассматривать как гражданский, нравственный долг нас – живых. Эта работа должна быть продолжена! И она будет продолжена, ибо, думая о павших, мы заботимся о нравственности живых».
После издания второго тома Книги памяти КЧР редакционная коллегия по её изданию была расформирована. Инициативная группа в лице участника Общероссийского движения педагога детского объединения «Поиск» Детской школы искусств Урупского района Евгения Ивановича Деренского, при поддержке заместителя начальника районного управления культуры Урупского района Елены Александровны Витович пришли к выводу о необходимости продолжения этой работы.
Работая с электронными ресурсами сети Интернет, участникам движения удалось выяснить, что за последнее время в электронный обобщенный банк данных «Мемориал» было загружено очень много архивных документов, содержащих более расширенную информацию о советских воинах, чем было опубликовано на страницах Книги памяти в 90-х годах ХХ века, в том числе о месте захоронения и дате гибели некоторых воинов, числящихся пропавшими без вести. Также на часть погибших воинов размещена информация о месте послевоенного перезахоронения, которая отсутствовала в печатной Книге памяти.
Из 382 воинов, которые были учтены в Книге памяти Урупского района как пропавшие без вести, в ОБД «Мемориал» удалось обнаружить документы на 341 человека. В результате изучения документов, опубликованных в ОБД «Мемориал», удалось выяснить судьбу 44 воинов, которые в Книге памяти до настоящего времени числятся пропавшими без вести. Из этих 44 воинов погибли в бою 15 человек, умерли от ран в госпиталях 8, погибли в плену 13, после войны живыми вернулись из плена 8 человек. Ещё на 29 человек, о которых в Книге памяти кратко сообщается «пропал без вести», удалось установить название территории, где в ходе боев воин пропал без вести. На 60 воинов удалось уточнить информацию, в каком именно году они пропали без вести. У 27 воинов удалось установить, в каких войсковых частях они проходили военную службу.
Из 319 воинов, которые учтены в Книге памяти Урупского района как погибшие в бою и умершие от ран, в ОБД «Мемориал» удалось обнаружить документы на 277 воинов.
В результате проведения поисковой работы удалось установить у 27 воинов – место захоронения (в Книге памяти данная информация отсутствовала), у 64 воинов удалось уточнить более точный адрес места захоронения, у 53 воинов установить место послевоенного перезахоронения. При установлении места послевоенного перезахоронения наших погибших воинов-земляков учащиеся использовали информацию не только с сайта ОБД «Мемориал», но и из сообщений военных комиссариатов России, Украины и Беларуси, хранящихся в архиве поискового отряда. Работая с сайтом ОБД «Мемориал», у 17 воинов удалось установить дату гибели (информация о дате гибели отсутствовала в Книге памяти). По 3 воинам, которые числятся погибшими в бою, удалось установить, что они попали в плен. Из них один воин погиб в плену, а двум посчастливилось после окончания войны живыми вернуться домой. Ещё один воин, живым вернувшийся домой, в Книге памяти ошибочно числился погибшим. У 64 погибших воинов удалось установить, в какой войсковой части они служили.
В Книге памяти Урупского района числится 41 погибший партизан и один партизан, пропавший без вести. По запросу юных поисковиков Управление Федеральной службы контрразведки по Ставропольскому краю предоставило информацию из судебных материалов над изменниками Родины, служившими в карательном отряде, осуществлявшем расстрелы партизан и мирных жителей в период немецко-фашистской оккупации на территории в границах современного Урупского района. На основании этих материалов была установлена информация, ранее отсутствовавшая в Книге памяти, а именно одновременно дата гибели и место захоронения у 8 партизан, место захоронения ещё у 12 партизан и дата гибели у 4 партизан. Таким образом, была собрана уточняющая информация на 24 партизана из числа 41 погибшего. И если ранее в Книге памяти было указано место захоронения только 10 партизан, то теперь эта цифра увеличилась до 30 человек.
В ходе работы поисковики сравнили фамилии воинов, опубликованные на страницах Книги памяти Урупского района с фамилиями воинов, начертанных на обелисках в ст. Преградной, в с. Курджиново и п.Уруп. Из 751 воина, внесенного в Книгу памяти, на мемориальных плитах обелисков и братских могил партизан были увековечены 532 фамилии. В то же время на обелисках были увековечены фамилии ещё 253 воинов, которые не числятся в Книге памяти.
Одной из главных причин, по которой не все воины оказались включены в Книгу памяти Урупского района, является изменение административно-территориальных границ Урупского района в годы войны. На протяжении ХХ века Урупский район неоднократно изменялся в площади территории, в количестве населенных пунктов, находящихся на этой территории, и название района также изменялось и на Преградненский, и на Кировский. В 1943 году после расформирования Карачаевской автономной области западная часть территории Преградненского района была передана в состав Краснодарского края, где она и находились до конца 50-х годов, а восточная часть района была объединена с соседним Зеленчукским районом в один район под названием Кировский.
Большую часть воинов, которые не числились в Книге памяти Урупского района КЧР, юные поисковики обнаружили в послевоенных списках военных комиссариатов по форме 2 БП (без вести пропавших), составленных Зеленчукским и Хабезским райвоенкоматами Черкесской автономной области, но больше всего Псебайским райвоенкоматом Краснодарского края.
Тщательно изучив эти списки, а также проверяя фамилии с обелисков в ст.Преградной, с. Курджиново и п.Уруп, которые не числились в Книге памяти, по базе ОБД «Мемориал» поисковики собрали информацию о 346 воинах, призванных на фронт из населенных пунктов в границах современного Урупского района, которые поэтому должны были числиться в Книге памяти Урупского района, но не числятся в ней. Из 346 воинов 81 человек погиб в бою, 19 умерли от ран в госпиталях, 24 человека погибли в плену и 223 человека до сих пор продолжают числиться пропавшими без вести. И хотя эти 346 воинов не числились в Книге памяти Урупского района, фамилии 120 из них были увековечены на мемориальных плитах в ст. Преградной, с. Курджиново и п.Уруп (соответственно 23, 92 и 5 человек) ещё с 70-х годов ХХ века.
Сравнивая информацию об одном и том же воине, представленную в печатной Книге памяти и опубликованную на сайте ОБД «Мемориал», юные поисковики выяснили, что по некоторым воинам в архивных документах имеются искажения в написании фамилий, имен, отчеств, в указании года рождения. В подготовленной юными поисковиками новой электронной версии Книги памяти рядом с правильным написанием анкетных данных воина, в скобках дается искаженное написание анкетных данных для того, чтобы родственники этих воинов, при желании, могли самостоятельно на сайте ОБД «Мемориал» ознакомиться с информацией о близком им человеке.
Новая электронная версия Книги памяти Урупского муниципального района опубликована в свободном доступе для всех заинтересованных жителей муниципалитета (https://yadi.sk/i/KMbh0Gm93WyCfG).
«Работа юных поисковиков над электронной Книгой памяти Урупского района будет продолжаться, так как ожидается пополнение базы данных «Мемориал» новыми дополнительными сведениями. Создание электронной Книги памяти Урупского района, пополненной уточняющей информацией и новыми именами, – это наш священный долг перед памятью воинов-земляков, ценою своей жизни отстоявших свободу и независимость нашей Родины в войне против фашистской Германии. И поэтому память о них не подлежит забвению», – сказал участник патриотического движения «Бессмертный полк России» в КЧР по Урупскому району Евгений Деренский.

А. ДЗУГАЕВ,
член РШ «Бессмертный полк России» в КЧР.

Поделиться
в соцсетях