«Солдатский привал»

22 июня в 10:44
33 просмотра

Недавно, разбирая редакционную подсобку, мы с удивлением обнаружили в дальнем углу картонную коробку с… кружками. Маленькие, эмалированные, голубого цвета, они были как новенькие. И мы стали гадать, зачем такое «добро» понадобилось редакции. Может, для поездок коллектива на природу? А может, эти кружки предназначались победителям соревнований на приз нашей газеты? Но заместитель главного редактора Полина Семенченко, которая работает в редакции почти сорок лет, вспомнила: «Это же мы купили однажды к 9 Мая. Устраивали для наших ветеранов «солдатский привал», вот и «раскошелились» на кружки, чтоб разливать «наркомовские сто грамм».
Увы, сегодня нам уже некого позвать на «солдатский привал». В живых не осталось ни одного участника Великой Отечественной, который бы работал когда-либо в нашей газете.

Недавно, разбирая редакционную подсобку, мы с удивлением обнаружили в дальнем углу картонную коробку с… кружками. Маленькие, эмалированные, голубого цвета, они были как новенькие. И мы стали гадать, зачем такое «добро» понадобилось редакции. Может, для поездок коллектива на природу? А может, эти кружки предназначались победителям соревнований на приз нашей газеты? Но заместитель главного редактора Полина Семенченко, которая работает в редакции почти сорок лет, вспомнила: «Это же мы купили однажды к 9 Мая. Устраивали для наших ветеранов «солдатский привал», вот и «раскошелились» на кружки, чтоб разливать «наркомовские сто грамм».
Увы, сегодня нам уже некого позвать на «солдатский привал». В живых не осталось ни одного участника Великой Отечественной, который бы работал когда-либо в нашей газете. Нам остается разве что самим взять в руки эти кружки и вспомнить наших героев. А они были действительно героями, в чем мы убеждаемся каждый раз, когда находим информацию об их военном прошлом в книгах, архивах, Интернете: Павел Тимофеевич Агапов, Иван Акимович Атмакин, Михаил Абрамович Витензон, Михаил Павлович Воробьев, Виктор Иванович Косов, Сергей Васильевич Костин, Николай Георгиевич Крицкий, Георгий Тимофеевич Мироненко, Борис Владимирович Молотков, Сергей Петрович Никулин, Василий Романович Овсянников, Андрей Лаврентьевич Попутько, Тимофей Акимович Семенов, Николай Дмитриевич Ситников, Виктор Константинович Филипенко, Иван Кузьмич Царьков…
Совсем юным попал на фронт Василий Овсянников. 7 ноября 1942 года ему исполнилось семнадцать лет, а уже в декабре он был призван в ряды Красной армии. Смышленого сельского паренька из Алтайского края направили в 1-е Томское артучилище. А уже летом Василий оказался на передовой. Воевал в составе Воронежского, 1-го и 4-го Украинских фронтов. И воевал так, что уже в восемнадцать лет был удостоен медали «За отвагу».
В приказе по 1954-му армейскому зенитному артиллерийскому полку от 11 сентября 1944 г. о награждении разведчика 4-й батареи Василия Овсянникова читаем: «при налете авиации противника на ст. Фастов он своевременно обнаружил цели и оповестил батарею, благодаря чему был сбит самолет противника в ночное время. 21.3.1944 г. при разгрузке полка на ст. Бердичев под разрывами снарядов и бомб производил разгрузку имущества батареи из горящих вагонов и заменил орудийного номера при ведении огня по самолетам противника…»
Он освобождал от нацистской нечисти не только нашу страну, но и Польшу, Германию, Чехословакию, Венгрию.
Свою вторую медаль – «За боевые заслуги» Василий Романович заслужил в Чехословакии. Приказ по 1954-му армейскому зенитному артиллерийскому Яслонскому полку о награждении был подписан 21 мая 1945 г. в городе Колин. Разведчик 4-й батареи, уже ефрейтор Василий Овсянников награждался за то, что «отлично выполняет свои обязанности по разведке наземного и воздушного противника. Ни один самолет врага не уходит от его зорких глаз незамеченным. Своей точной работой ефрейтор Овсянников обеспечил своевременность открытия огня батареей»…
В том же 45-м Василий Овсянников будет награжден медалью «За победу над Германией». А много позже он будет удостоен других наград, в том числе ордена Отечественной войны II степени.
Он демобилизуется в 1950-м. Несколько лет проработает в Латвии, к слову, будет ответственным секретарем, а затем главным редактором в районных газетах. А в 54-м переедет на юг России. Литсотрудник газеты «Ставропольская правда», корреспондент Ставропольского радио по КЧАО… Вы не поверите, но только теперь Овсянников, окончивший на Алтае семилетку, станет учиться в вечерней средней школе в г. Черкесске (позже он окончит Высшую партийную школу при ЦК КПСС). А в 57-м он придет работать журналистом в «Ленинское знамя» и отдаст нашей газете тридцать лет своей жизни! Его очерками, рассказами будут зачитываться не только наши подписчики, но и сами журналисты. И среди коллег он завоюет не официальное, но почетное звание «золотое перо редакции»…
В пятидесятые-шестидесятые годы художником в нашей газете работал Николай Георгиевич Крицкий. Он всего на два года был старше Василия Романовича и в армию был призван Микоян-Шахарским горвоенкоматом в марте 1942-го. После ускоренной подготовки в Краснодарском пулемётно-миномётном училище летом 1942-го попал в Сталинград. Защищая этот город, Николай Крицкий насмерть стоял со своими товарищами. Как уцелел в пекле Сталинградской битвы, одному Богу известно.
А потом были наступательные бои. Были ранения (только в 1943-м Николай Крицкий был ранен трижды), после которых он вновь и вновь возвращался в строй.
В наградном листе на командира расчета минометного батальона 15-й гвардейской механизированной Новобугской бригады 4-го гвардейского механизированного Сталинградского краснознаменного ордена Суворова корпуса гвардии старшего сержанта Николая Крицкого – его представили к медали «За отвагу» в апреле 1944 года – говорится: «…за период наступательных боев он показал себя отважным командиром. Отражая контратаку немцев 8.04.44 в районе села Беляевка, уничтожил до 15 гитлеровцев. 12.04.44 в районе деревни Грос-Лебенталь уничтожил до 10 гитлеровцев и 1 пулеметную точку».
Это было на Украине. А потом Крицкий вместе с боевыми товарищами освобождал Румынию, Болгарию, Югославию, Венгрию, Чехословакию… В сентябре 1944-го «за проявленную отвагу, настойчивость и инициативу в бою с немецкими захватчиками» Николай Георгиевич был удостоен ордена Отечественной войны II степени. «Участвуя в боях в районе Красна, Менжир, 25 августа огнем своего миномета уничтожил 148 немцев, подбил 3 автомашины, 19 повозок и рассеял до эскадрона конницы. 26.08.44, отражая контратаки немцев, из личного оружия уничтожил 12 немцев и взял в плен 19 немцев», – описывается подвиг гвардии старшего сержанта Николая Крицкого в наградном листе…
Пройдя тысячи километров военных дорог, Николай Георгиевич вернулся на родину. Как оказалось, никто из его друзей, с кем Коля уезжал 5 марта 1942 года из Черкесска на войну, домой не вернулся…
Повезло остаться в живых и Георгию Тимофеевичу Мироненко, который работал журналистом в нашей редакции с 1962 по 1975 год. О нем наша газета уже писала два года назад («ДР» за 07. 05. 2016 г.). Но не могу удержаться, чтобы не упомянуть об одном из эпизодов его военной биографии, который еще раз прекрасно характеризует, каким он был мужественным человеком. Эту историю мы узнали на портале «Подвиг народа» из документа о награждении воздушного стрелка-радиста 608-го ближнебомбардировочного авиационного полка сержанта Георгия Мироненко орденом Красного Знамени: «…29 мая 1942 года при выполнении военного задания самолет, на котором находился тов. Мироненко, был подбит истребителями противника. Несмотря на неоднократные команды командира экипажа «прыгай», Мироненко огнем своих пулеметов отражал атаки противника, и уже на низкой высоте он выбросился с парашютом и возвратился в свою часть…»
А вот Иван Акимович Атмакин на фронте выпускал газету… В 1932 г., после успешного окончания Коммунистического института журналистики, двадцатилетний Иван Атмакин вернулся в родной город Баталпашинск и устроился на работу в редакцию газеты «Красная Черкессия» разъездным корреспондентом. Когда грянула Великая Отечественная, у него был уже достаточный опыт газетчика. И призванного в конце декабря 41-го в Красную армию журналиста направили на курсы Ленинградского военно-политического училища, откуда по окончании учёбы он был командирован в качестве военного корреспондента в распоряжение 12-й артиллерийской дивизии резерва СВГ.
В труднейших условиях И. Атмакин участвовал в организации дивизионной газеты «Меткий артиллерист». Будучи секретарем редакции, он делал все, чтобы газета, несмотря на острую нехватку кадров, слабое оборудование типографии, как поется в «Песне о веселом репортере», «вышла без задержки наутро, как всегда». В течение первых месяцев выпуска газеты он сам становился у типографских касс и набирал материалы в номер. А сколько находчивости проявлял Атмакин, чтобы совершенствовать и разнообразить оформление газеты! Большое внимание Иван Акимович уделял работе с военкоровским активом. В итоге очень скоро «Меткий артиллерист» стал лучшей дивизионной газетой 13-й армии, за что в августе 1943 был удостоен медали «За боевые заслуги».
Дивизия, где служил И. Атмакин, за три года войны прошла путь длиной более 8 тыс. км, из них в боях – 1,4 тыс. км. В составе Брянского, Центрального и 1-го Белорусского фронтов Атмакин принимал участие в битвах под Малоархангельском и Севском, на Курской дуге, на р. Днепр, под Бобруйском и Ковелем, на реках Западный Буг, Висла и Одер…
«Особенно много инициативы и самоотверженности, – писал в июне 1945 г. редактор дивизионной газеты «Меткий артиллерист» майор Баранов, – проявил тов. Атмакин в труднейших условиях для работы редакции – во время стремительного наступления дивизии от Вислы до Одера и от Одера до Эльбы – в условиях частых и продолжительных переездов редакции вслед за частями дивизии. Используя короткие стоянки на марше, тов. Атмакин, не считаясь со сном и отдыхом, организовывал и обрабатывал материал о подвигах артиллеристов, добивался того, чтобы газета при любых обстоятельствах выходила систематически и в срок…»
За самоотверженную работу во время боевых действий дивизии, за умелую организацию и выпуск газеты в боевых условиях в 1945 году Иван Акимович был удостоен орденов Красной Звезды и Отечественной войны II степени. А еще он был награжден медалями «За взятие Берлина», «За победу над Германией». Но главной наградой для капитана Атмакина было то, что он живым дошел до Берлина и на стене поверженного Рейхстага оставил свой автограф «Здесь был…».
Осенью 1946 г. И. Атмакин вернулся в Черкесск. И с 1 ноября, согласно книге приказов по редакции «Красной Черкессии», снова стал работать в нашей газете. Вскоре литсотрудник Атмакин возглавил партотдел, ему доверяли подписывать газету во время отсутствия главного редактора. А затем, как рассказал нам краевед С. Твердохлебов, Атмакин перевелся на работу редактором отдела в книжное издательство, где впоследствии были изданы его повести «Горячие сердца» и «Сказание о героях Безымянной», сборник рассказов и очерков «Жизнь зовёт». В 1996 г. в возрасте 84-х лет Иван Акимович сумел подготовить и издать массовым тиражом новую книгу – «Испытание». Эта книга опять повествовала о друзьях-товарищах…
Дорогие наши ветераны… Да, их нет уже сегодня рядом с нами. И как жаль, что в суете будней даже тех, кого мы знали лично, мы не расспрашивали о сороковых-роковых. И только теперь мы открываем все новые и новые страницы в их биографии и поражаемся их мужеству, их отваге. Вот, казалось бы, мы не раз писали в нашей газете о писателе Сергее Петровиче Никулине, который работал в «Ленинском знамени» с 1965 по 1983 год. Мы хорошо знали, что Никулин участвовал в битве под Москвой, боях на Курской дуге, форсировал Днепр, освобождал Молдавию и Румынию, был трижды ранен. Сергей Петрович был удостоен двух орденов Отечественной войны I степени, ордена Красной Звезды, многих медалей. Но только недавно на портале «Подвиг народа» мы прочли о том, как рядовой Сергей Никулин в декабре 1941-го в бою под деревней Владыкино Волоколамского района, когда погиб командир взвода, принял командование на себя и повел на штурм укрепленного населенного пункта бойцов и младших командиров, и враг был выбит. Именно в том бою девятнадцатилетний Сергей был впервые ранен. Но по возвращении из госпиталя в бою за деревню Пасечное он вновь своим личным примером воодушевил бойцов на выполнение боевых заданий командования. И вновь был ранен… Ну не умел прятаться за спины своих боевых товарищей Сергей Никулин. «В бою смел и решителен», – написали в его характеристике для представления к ордену Отечественной войны 1 степени в ноябре 1943-го.
И смелыми и решительными были все наши ветераны. О ком-то из них мы уже писали в нашей газете, о ком-то, увы, нет, поскольку информации о них до обидного мало. Но мы помним. Мы гордимся. И пусть сегодня нам некого позвать на «солдатский привал», остался мир, который они защитили от страшного зла…

НА СНИМКАХ: Ветеран Великой Отечественной войны Николай Георгиевич КРИЦКИЙ;

Ветеран Великой Отеч. войны Георгий Тимофеевич МИРОНЕНКО; (Сидят слева направо)

Валентин Алексеевич НЕЖИНСКИЙ, Сергей Петрович НИКУЛИН, Сергей Васильевич

КОСТИН, Виктор Тихонович НОВИКОВ; (стоят) Борис Владимирович МОЛОТКОВ, Михаил

Абрамович ВИТЕНЗОН, Виктор Константинович ФИЛИПЕНКО, Михаил Петрович ПЕТРОВ.
Фото предоставлены Н. КУЗНЕЦОВЫМ и Г. АЛЕЙНИКОВОЙ.

Татьяна ИВАНОВА
Поделиться
в соцсетях