«Глубокие реки» на «Кинотавре»
Кино как вид искусства в последние годы все глубже стало проникать в жизнь республик Северного Кавказа. Уже не первый раз звучат имена наших земляков на именитых фестивалях. 29-й кинофестиваль «Кинотавр», проходивший в Сочи со 2 по 10 июня, вновь стал для нас более близким. Фильм на черкесском (адыгском) языке «Глубокие реки» от режиссера из Нальчика Владимира Битокова получил приз фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют и полярные оценки критиков.
Владимир Битоков является выпускником «Мастерской режиссеров кино и телевидения» кинорежиссера, народного артиста России Александра Сокурова. Мастерская была открыта в Кабардино-Балкарском государственном университете несколько лет назад. «Глубокие реки» стал первым полнометражным фильмом Битокова. Картина демонстрировалась с русскими субтитрами.
Кино как вид искусства в последние годы все глубже стало проникать в жизнь республик Северного Кавказа. Уже не первый раз звучат имена наших земляков на именитых фестивалях. 29-й кинофестиваль «Кинотавр», проходивший в Сочи со 2 по 10 июня, вновь стал для нас более близким. Фильм на черкесском (адыгском) языке «Глубокие реки» от режиссера из Нальчика Владимира Битокова получил приз фестиваля «Кинотавр» за лучший дебют и полярные оценки критиков.
Владимир Битоков является выпускником «Мастерской режиссеров кино и телевидения» кинорежиссера, народного артиста России Александра Сокурова. Мастерская была открыта в Кабардино-Балкарском государственном университете несколько лет назад. «Глубокие реки» стал первым полнометражным фильмом Битокова. Картина демонстрировалась с русскими субтитрами.
Фильм снят некоммерческим фондом поддержки кинематографа «Пример Интонации» Александра Сокурова при финансовой поддержке Министерства культуры РФ. Автором сценария и режиссером одновременно выступил Владимир Битоков. В создании фильма, а точнее – музыкального сопровождения к нему, принял участие ещё один наш талантливый земляк – композитор Мурат Кабардоков.
Фильм Битокова снят в жанре драмы. Сюжет таков: младший сын возвращается домой, чтобы помочь отцу и братьям выполнить выгодный заказ по заготовке леса. Тяжелый труд ради куска хлеба, противостояние с жителями соседнего поселка, неумение членов семьи выразить свою любовь и понимание самым родным людям – основные точки опоры для зрителя. И, конечно, река, которая в любой момент разольется и смоет стоящий на самом берегу отчий дом.
По поводу языка, на котором был снят фильм, молодой режиссёр выражается довольно категорично.
– Для меня это было принципиально важно – сделать фильм на национальном языке, и мне было интересно, как воспримут зрители этот язык. Мы не стали его переводить, пустили субтитры, несмотря на все сложности, с этим связанные. Сам я всю жизнь слышу кабардинский язык, понимаю его, но не говорю. Теперь хотя бы выучил фразы, которые звучат в моем фильме. Мухамед Сабиев, сыгравший роль Мухи, был моим консультантом. Для меня оказался важен конфликт языков – конфликт между младшим братом, который говорит только по-русски, и его семьей. Я из принципа не переезжаю никуда из Нальчика, пытаюсь что-то делать там. Не знаю, насколько меня хватит, но не хочу видеть себя где-то в другом месте. Я хочу жить здесь, это моя родина и мой дом, – говорит Владимир Битоков.
Как подчёркивает сам режиссёр, в центре фильма – конфликт братьев и их взаимоотношения с отцом. По словам Битокова, это общечеловеческая история, со времен Библии это неисчерпаемый повод для сюжетов.
– Конфликт основан на разнице характеров братьев. Европейское, российское общество более терпимо к разным характерам, а кавказское общество в первую очередь очень консервативно и менее терпимо – поэтому слабый брат автоматически признается слабаком по жизни, никто не старается понять его и его позицию. Видно, что в этой семье с ним никто не разговаривал, у них вообще нет привычки друг с другом говорить, – подчёркивает автор картины.
Как признается режиссёр, герои картины не имеют реальных прототипов. Они являются придуманными персонажами, которые ведут себя согласно придуманной реальности.
– Люди почему-то очень ждут, что это этнографический фильм о том, как живут люди в Кабардино-Балкарии, но он не имеет никакого отношения к жизнеописанию кабардинцев или балкарцев. Это мой взгляд на одну выдуманную историю. Я посчитал нужным сделать ее на кабардинском языке. Это совершенно не значит, что я ставлю диагноз кабардинскому обществу, это мой вымысел, – отмечает Битоков.
Режиссёр подчёркивает, что не было кастинга как такового. Он просто искал людей, похожих на своих героев.
– Каждый герой фильма чем-то напоминает определенное животное. Вот Муха – это такой мишка: здоровый, сильный, чешет спину о дерево. Старик – кавказская овчарка: может облаять, но все равно добрая. А на роль Беса нужен был волк, дикий и непредсказуемый. Я случайно наткнулся в сети на фото актера майкопского театра: он был сытый, холеный, но в глазах было то, что я искал. С ним было тяжелее всего. Пришлось долго преодолевать усвоенные театральные клише. В конце концов, я сделал так, что он меня на площадке прямо возненавидел. И начало получаться, – признается режиссёр.
В конце фильма отцовский дом всё-таки сгорает. А почти сразу после завершения съемок в ущелье произошла катастрофа: из берегов вышло горное озеро, сошел сель и смыл этот дом.
– При всем ужасе я вижу в этом проявление режиссерской интуиции: я угадал, что месту грозит беда. Мне очень хотелось попасть на борт одного из спасательных вертолетов, снять это место, где бурлит сумасшедший поток. Ведь в фильме постоянно обсуждают, что «вода поднимается, надо дом укрепить, и мне жутко хотелось вставить в финале документальную съемку. И все же я решил этого не делать: вторжение реальности разрушило бы замкнутый мир фильма, – говорит Битоков.
Автор картины отмечает, что хотел бы показать свой фильм в родной Кабардино-Балкарии, но опасается, что зрители расценят картину как критику жизни в республике. Однако молодой режиссёр морально к этому готов.
Международная премьера фильма состоится в начале июля на фестивале в Карловых Варах (Чехия).
Подстрочный перевод И. ГУТЯКУЛОВОЙ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет