Созвездие Гончих Псов

13 июля в 07:08
7 просмотров

В предыдущем очерке о созвездии Волопаса было упомянуто и созвездие Гончих Псов, которые, по некоторым представлениям античных толкователей небесных картин, сопровождали охотника Аркаса. Но, как и в случае других мифов, содержание мифа о Гончих Псах претерпело со временем эволюцию смысла. В более поздней форме этот миф излагается следующим образом.
Прекрасный юноша Актеон, родственник принцессы Европы (той самой, которую похитил верховный бог Олимпа Зевс, превратившись в белого быка), охотился в лесах на склоне горы Парнас, не зная, что эти места принадлежат богине охоты Артемиде (Диане). Был жаркий день, и ему понадобилось найти источник воды. Актеон с собаками углубился в лес, вскоре увидел ручей, вытекающий из грота, и решил подойти к источнику. Однако он не знал, что там отдыхает Артемида.

В предыдущем очерке о созвездии Волопаса было упомянуто и созвездие Гончих Псов, которые, по некоторым представлениям античных толкователей небесных картин, сопровождали охотника Аркаса. Но, как и в случае других мифов, содержание мифа о Гончих Псах претерпело со временем эволюцию смысла. В более поздней форме этот миф излагается следующим образом.
Прекрасный юноша Актеон, родственник принцессы Европы (той самой, которую похитил верховный бог Олимпа Зевс, превратившись в белого быка), охотился в лесах на склоне горы Парнас, не зная, что эти места принадлежат богине охоты Артемиде (Диане). Был жаркий день, и ему понадобилось найти источник воды. Актеон с собаками углубился в лес, вскоре увидел ручей, вытекающий из грота, и решил подойти к источнику. Однако он не знал, что там отдыхает Артемида. Когда-то она упросила отца, бога Зевса, разрешить ей остаться девственницей. Тот разрешил, но поставил условие: любой мужчина, который увидит её обнажённой, должен умереть. И вот, когда Артемида входила в ручей, в гроте появился Актеон… Богиня пожалела юношу, нарушившего её покой, он остался жив, хотя был превращён в прекрасного оленя. Но его же собаки, почуяв добычу, сразу же набросились на оленя и растерзали его насмерть, исполнив тем самым заклятие Зевса…
Расстроенная Артемида поместила собак на небо в виде созвездия Гончих Псов. Псов зовут Астерион (по-гречески «богатая звёздами») и Хара («любимая» – от оригинала происходит слово «харизма», т. е. способность нравиться).
Однако самая яркая в этой группе – звезда Кор Кароль – «Сердце Карла» – получила имя намного позже, в честь национального героя, обезглавленного короля Англии Карла I. Но это уже не имеет отношения к происхождению названия самого созвездия.
В южной небесной полусфере есть ещё одно «охотничье» созвездие. Главный герой легенды, давшей ему название, – Орион, сын бога морей Посейдона (Нептуна), по древнегреческой легенде умелый и удачливый охотник. Это созвездие было выделено на небе в древнейшие времена практически всеми народами из-за обилия ярких звёзд и весьма выразительного рисунка. Кроме того, оно исключительно интересно и для научных исследований – здесь немало необычных с точки зрения астрофизики объектов. О нём стоит рассказать в отдельном очерке, но сейчас – несколько слов о том, как легенда описывает конец земной жизни Ориона. Однажды во время охоты он, сам того не ведая, убил любимого быка первой богини Олимпа Геры. Желая отомстить за это, Гера напустила на него коварного Скорпиона, укус которого оказался смертельным, и охотник погиб. По просьбе его отца, бога морей Посейдона, Зевс поместил Ориона на небо и сделал так, чтобы тот больше никогда не встретился с ужасным Скорпионом. Эти созвездия, и правда, никогда не видны одновременно…
Это одна из ранних легенд об Орионе. Она чем-то очень напоминает хорошо известный на Северном Кавказе миф о боге охоты Апсаты (Афсати), который убивает охотника Бийнегера, отомстив ему за то, что тот подстрелил (не ведая того) его дочь в образе косули. Суть обоих мифов состоит в том, что охотники нанесли обиду или нарушили покой божества. Очевидно, что оба мифа в почти одинаковой форме отражают сложившееся в конце «охотничьего периода» развития цивилизации положение, которое можно назвать первым экологическим кризисом. Совершенствование орудий охоты и навыков этого ремесла привели к резкому уменьшению количества диких животных вплоть до их полного исчезновения, а значит – к истощению пищевых ресурсов древних племён и голоду. Это рассматривалось как месть высших сил за непомерное истребление и потребление, что в конечном счёте привело к окончанию «охотничьего периода» цивилизации. С другой стороны, в «охотничьих мифах» содержался и своеобразный мотив экологического воспитания, свойственный эпохе. В целом очевидно, что охотничьи сюжеты в мифах – это отголоски древнейших времён – около 10 тыс. лет до н.э., что говорит о глубокой древности их возникновения.

В. РОМАНЕНКО,
член Союза писателей РФ,

кандидат филологических наук.

Поделиться
в соцсетях