«Жизнь – это вечное горение…»

3 августа в 08:36
18 просмотров

Один из основоположников черкесской драматургии, народный писатель КЧР, заслуженный работник искусств КЧР и КБР, заслуженный артист Республики Абхазия, основатель и режиссер черкесского театра Маталио Умарович АБДОКОВ этим летом отметил свой 80-летний юбилей.
На днях он зашел в редакцию нашей газеты и сразу очаровал сотрудников своей бодростью, энергичностью и… внешним видом.
– Колоритный! – таким был единодушный вердикт.
Маталио Умарович занес свои стихи, среди которых был и «Гимн журналистов».
Впрочем, поэтич. творчество Маталио Абдокова весьма обширно и отличается разнообразием тематики и поднимаемых вопросов. Как, например, тема войны, которая огненными всполохами опалила жизнь людей того поколения.
Один из основоположников черкесской драматургии, народный писатель КЧР, заслуженный работник искусств КЧР и КБР, заслуженный артист Республики Абхазия, основатель и режиссер черкесского театра Маталио Умарович АБДОКОВ этим летом отметил свой 80-летний юбилей.
На днях он зашел в редакцию нашей газеты и сразу очаровал сотрудников своей бодростью, энергичностью и… внешним видом.
– Колоритный! – таким был единодушный вердикт.
Маталио Умарович занес свои стихи, среди которых был и «Гимн журналистов». Не могу не привести эти проникновенные строки:

     Журналисты, журналисты,
     Вы рискуете не зря.
     Как саперам, альпинистам,
     Ошибаться вам нельзя.
     Под бомбежкой, под обстрелом
     Прорываетесь вперед,
     Прикрывая строки телом,
     Чтобы их читал народ.
     Иногда свинец каленый
     Репортера с ног собьет,
     И читатель потрясенный
     Дань герою отдает.
     Жить всегда небезопасно,
     Мир у нас или война.
     И гордится не напрасно
     Журналистами страна…

Впрочем, поэтическое творчество Маталио Абдокова весьма обширно и отличается разнообразием тематики и поднимаемых вопросов. Как, например, тема войны, которая огненными всполохами опалила жизнь людей того поколения.

     Седая женщина
     В черном платье
     Сидит у окна,
     Что-то шепчет про себя,
     Порою даже улыбается.
     В руках ее спицы играют –
     Это она вяжет носочки
     Внуку и маленькой внучке…
     Но где же сами они?
     Ни смеха, ни плача не слышно.
     Их нет и не будет –
     Ведь сын еще без невесты
     ушел на войну
     И пропал без вести.
     Но мать ждет своего сыночка
     И верит – вернется он,
     и будут внук и внучка…

Эти стихи – не только отголосок его тяжелого послевоенного детства: Маталио рано потерял мать… Но обо всем по порядку.
Родился Маталио Абдоков в ауле Псаучье-Дахе в июне 1938 года. После окончания школы в 1957 году он поступил в Ленинградский театральный институт имени А. Островского, где не только учился сценическому мастерству у великих Николая Черкасова, Николая Симонова, Юрия Толубеева, Александра Борисова, но и сам писал пьесы – недаром Абдоков был признан одним из лучших студентов на курсе.
На госэкзаменах, блестяще сыграв роли Часовникова и Перчихина в пьесах «Океан» А. Штейна и «Мещане» М. Горького, он получил высший балл. Кстати, роль Кости Часовникова остается его любимой ролью по сей день. А любимыми режиссёрскими работами из более чем 100 поставленных спектаклей остаются «Не все коту масленица» Александра Островского и «Семья преступников» Паоло Джаккометти. Но я забегаю вперед.
По окончании института Маталио Абдоков, давно мечтавший о создании национального черкесского театра, организовал при областном драмтеатре небольшую актерскую труппу из сокурсников и поставил первый спектакль на черкесском языке «В нашем ауле…» по своей собственной пьесе, и его тройной дебют – драматурга, режиссера и актера – был принят зрителем с большим воодушевлением.
Поэтому неудивительно, что, когда в 1972 году решением Министерства культуры РСФСР в Карачаево-Черкесском областном драмтеатре начали создаваться национальные труппы, на должность главного режиссера черкесской труппы был приглашен именно Абдоков.
В 1975 году Маталио с отличием окончил Высшие режиссерские курсы при ГИТИСе. Созданный им профессиональный черкесский драматический театр начал принимать самое активное участие во всех фестивалях национальных театров Северного Кавказа и выезжать на гастроли за пределы Карачаево-Черкесии.
Поэтому сегодня Абдокова вполне обоснованно называют основателем черкесского театра и родоначальником современной черкесской драматургии: его вклад не только в национальный черкесский театр, но и в адыгскую культуру неоценим. И неслучайно М. Абдокова не раз отмечали почетными грамотами Министерства культуры РСФСР, он награжден медалью «Ветеран труда», становился лауреатом VI Артиады народов России. Об Абдокове написаны радио- и телевизионные очерки, его имя внесено в книгу «Замечательные люди Карачаево-Черкесии».
Счастье быть профессионалом, пусть даже в чём-то одном. А если человек профессионал и художник, гражданин и поэт? Все это смело можно отнести к моему герою.
Маталио Умарович, как и все творчески талантливые люди, никогда бы не смог оставаться в рамках одной сферы деятельности. Судите сами: на сегодняшний день Маталио Абдоков обладает следующими активами: им поставлено более 150 разножанровых спектаклей по пьесам русских, зарубежных и местных авторов – это раз.
Он проявил себя как талантливый, тонко знающий социум драматург: его пьесы ставили во многих театрах Северного Кавказа – это два.
Им написано более двадцати рассказов и повестей, изданы очерки и книги о театральных деятелях, о проблемах театрального искусства Карачаево-Черкесии. По сей день особой популярностью пользуется его книга «Я не успел его спросить» о друге и соратнике Мухарбеке Акове, с которым он организовывал популярные в области театрализованные концерты и чье имя носит сейчас черкесский театр. Это три.
Разнообразие творческих интересов привело М. Абдокова в кинематограф, где он снялся в фильме «Колокол священной кузни». За эту роль он был удостоен почетного звания «Заслуженный артист Абхазской АССР». Это четыре. Но я боюсь сбиться со счета.
Критики не раз отмечали, что Маталио Абдокова отличают огромное трудолюбие и самоотдача в работе, а его индивидуальный режиссерский почерк характеризуется яркой сценической формой, зрелищностью и высокой театральной культурой.
В каждую из этих характеристик я верю безоговорочно – достаточно было общения с мэтром театра. «Заговори, чтоб я тебя увидел…»
Манера, характеризующая мэтра: сдержанность, тактичность и неистребимый внутренний огонь – чувствуется сразу. Понятие «возраст» – это не про Маталио Абдокова: такие в нем чувствуются внутренняя сила и правда, неравнодушная суть, неистребимый огонь художника и большое жизнелюбие. И если бы я спросила его, что для него значит понятие «жизнь», думаю, он ответил бы мне своими стихами:

     Жизнь – это восход солнца,
     Это радость и разочарование,
     Жизнь – это полет фантазии,
     дерзкой и вдохновенной,
     Это стремление человека идти вперед
     По нехоженой тропе – к своей Мечте!
     А в общем жизнь –
     это вечное горение и вечная борьба!

Все творчество Абдокова являет собой безусловный пример служения искусству, чьим верным адептом неизменно остается маэстро, видевший и расцвет театрального искусства, и его закат, когда красота после бала начала превращаться в тыкву. Может, поэтому в глазах таких людей обычно селится печаль: от грустного осознания, что духовность вокруг безудержно стекает к нулю. Бездуховность и непрофессионализм для таких людей, как Абдоков, – это конечная станция. Тупик.
– Черкесскому театру не хватает актеров, он практически не обновляется, – переживает маэстро. – А это грозит катастрофой не только театру – всей национальной культуре. Впрочем, это проблема всех национальных театров в нашей республике…
И все же, подводя сегодня итоги прожитой жизни и итоги творчества, он понимает, что жил и горел душой не зря.
– Я горд и счастлив, что стоял у истоков и был одним из создателей черкесского театра и драматургии, и ради этого стоило писать, творить и жить.
Вот уж воистину!

НА СНИМКАХ: Маталио АБДОКОВ; М. АБДОКОВ в

роли Кости Часовникова из спектакля «Океан».
Фото из архива М. АБДОКОВА.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях