«Над вымыслом слезами обольюсь…»

23 августа в 07:50
 просмотров

Сегодня мы видим поддержку тренда чтения на самом высоком уровне, и на книжном рынке растёт число книг, при этом, как говорят в книжных магазинах, неизменным остаётся спрос на классическую литературу, даже несмотря на то, что классики находятся в бесплатном доступе в Интернете. Например, Ремарк, Оруэлл, Булгаков имеют постоянные мощные продажи.
Летом, когда в магазины со списками приходят школьники и их родители, продажи классики увеличиваются в разы. Это позитивно. Даже когда люди читают лёгкие детективы или дамские романы, это все равно хорошо. Что касается современной художественной прозы, то популярны остросюжетные детективы, лирическая проза и литература нон-фикшн, в особенности мемуары и биографии известных людей. Это общемировой тренд – читать о жизни успешных людей интересно всем.
Сегодня мы видим поддержку тренда чтения на самом высоком уровне, и на книжном рынке растёт число книг, при этом, как говорят в книжных магазинах, неизменным остаётся спрос на классическую литературу, даже несмотря на то, что классики находятся в бесплатном доступе в Интернете. Например, Ремарк, Оруэлл, Булгаков имеют постоянные мощные продажи.
Летом, когда в магазины со списками приходят школьники и их родители, продажи классики увеличиваются в разы. Это позитивно. Даже когда люди читают лёгкие детективы или дамские романы, это все равно хорошо. Что касается современной художественной прозы, то популярны остросюжетные детективы, лирическая проза и литература нон-фикшн, в особенности мемуары и биографии известных людей. Это общемировой тренд – читать о жизни успешных людей интересно всем.
И оказывается, некоторые снова начали собирать библиотеки, как в прежние времена. Домашняя библиотека – показатель уровня развития, символ принадлежности к интеллектуальной элите. Если ты читаешь много книг, то ты хорошо образован.

Проблема выбора
Одна из важных проблем сегодня – это выбор. Потребителю очень сложно сориентироваться в океане книг. Уайльд утверждал, что «тот, кто отберёт из хаоса современных книг сто худших и опубликует их список, окажет подрастающему поколению подлинное благодеяние». Я, конечно, на столь высокую миссию не претендую. Поэтому рейтинг составляю на основе отзывов пользователей Интернета на форумах и в сообществах книголюбов.
Итак, что не надо покупать? Наибольшее количество негативных отзывов получил роман Э. Джеймс «50 оттенков серого». Читатели отмечают крайне низкую художественную ценность опуса. Роман, по мнению большинства, не даёт ничего ни уму, ни сердцу и является «жвачкой для мозгов». «Бесит популярность и ложная значительность этого полупорнографического чтива с авторским нытьём от лица героини, с неинтересными персонажами и с отсутствующим сюжетом», говорят читатели.
Книгу Стейса Крамера, а на самом деле Анастасии Холовой, «50 дней до моего самоубийства» любители чтения хором называют самой глупой книгой всех времён и народов, а основными недостатками – изрядно хромающую грамотность автора и неправдоподобность сюжета.
Значительная часть читателей на книжных сайтах на вопрос о худшей книге отметила Владимира Сорокина. По словам читателей, в его книгах слишком много жестокости и слишком мало смысла. Многим было просто жаль потраченного времени.
Нелестные отзывы получил и роман Фредерика Бегбедера «Любовь живёт три года». Любители чтения признаются, что их привлекло название книги, но под обложкой оказался пошлый бульварный роман.
Такие же чувства остались у многих после прочтения романа Чарльза Буковски «Женщины». Читатели даже беспокоятся, что книга окажет негативное влияние на молодёжь.
Любители фантастики в пух и прах раскритиковали роман Иэна Бэнкса «Осиновая фабрика». Многие откровенно жалеют о потраченных деньгах. Заядлым «книжным червям» не пришёлся по душе и «Алхимик» Пауло Коэльо. Произведение Курта Воннегута «Колыбель для кошки» также вызвало множество отрицательных отзывов. В них читатели чаще всего называют книгу «бестолковым повествованием». Оксана Робски «День счастья – завтра». «Ощущения, как если читать надписи на баллончике освежителя воздуха на казахском языке», – морщатся книголюбы. Г.Д. Робертс «Шантарам» – «Бессмысленная, пугающе объёмная книга. Как вообще можно было такое написать? «Когда я поцеловал её, грозы, назревавшие в глубине её глаз, разразились в наших ртах, а слёзы, струившиеся по её пахнущей лимоном коже, были слаще мёда, продуцируемого священными пчёлами в жасминовом саду храма Момбадеви…» Через пару страниц подобного текста читатель готов рыдать от жалости к себе и своему потерянному времени. «Парфюмер» Зюскинда назван отвратительной книгой. «Сумерки» Стефани Майер – «эта книга явно вырублена топором, а не написана пером…», – сетуют читатели.

Переоценка классики
Интересно, что в последнее время новое поколение переоценивает, казалось бы, книги незыблемо авторитетные. Некоторые именитые критики окрестили «Сто лет одиночества» Маркеса лучшим романом современности. Однако книголюбы с критиками не согласны. На форумах роман назван «мутной, запутанной скукой», которую просто невозможно читать. Похожего мнения читатели и о книге Джеймса Джойса «Улисс». Большинство не увидели в ней ни смысла, ни сюжета. Роман Жана-Поля Сартра «Тошнота» добрая половина пользователей назвала мерзостью, которая «селится в голове надолго, и выгнать ее оттуда весьма проблематично». Критикуют и «Великого Гетсби» Фитцжеральда. «Изначально нелепая пафосность диалогов казалась недостатком перевода. Но и в оригинале диалоги тоже оказались надутым наивным пафосным фарсом, восхваляющим образ жизни «золотой молодёжи» тех времён». «Над пропастью во ржи» Сэлинджера. Эту книгу тоже преподносили как нечто потрясающее, небывалое и пикантное. Но и в ней современный читатель не видит ничего интересного. «Игра в классики» Кортасара. «Занудные дебри псевдофилософских рассуждений и безрадостный быт полубогемных бездельников, постоянно страдающих от скуки. Вся книга – растянутая на двести страниц интеллигентская рефлексия». Критикуют и Хемингуэя «По ком звонит колокол». «Диалоги ужасные, нудные, долгие и бессодержательные».

Но почему бестселлеры?
Возможно, не все названные книги заставляют сожалеть о потраченном времени и деньгах, но, заметим, они стали бестселлерами. Почему? Потому что шедевры рождаются редко, а зарабатывать издательствам надо всегда. Однако, если «Пятьдесят оттенков серого» стоит на четвертой строчке мировых продаж, я искренне начинаю переживать за будущее литературы. Когда такая книга становится бестселлером, этим формируется определённый уровень спроса в современной литературе. С другой стороны, то, что именно это вызвало какой-то резонанс в литературных кругах, приводит к выводу, что в современной литературе все крайне, крайне плохо.
И читатели, в общем-то, того же мнения. Главными проблемами современной русской литературы, по опросам, являются погоня за прибылью в ущерб качеству (63%), кризис идей и сюжетов (46%), упадок литературного языка и стиля (44%), распространение плагиата и графомании (32%) и недостаток таланта у современных писателей (31%). По мнению респондентов, современная русская литература переживает нелучшие времена. Половина опрошенных отмечает, что современный литературный процесс находится в состоянии глубочайшего застоя.

Маргарин вместо масла?

Спросите у любого школьника, какие романы Толстого он знает? В лучшем случае назовут «Войну и мир». Но попросите перечислить романы Пелевина или Акунина, выяснится, что их читают. Читают и Толкиена. У младших в почёте Гарри Поттер. Не все потеряно. Просто у каждого поколения свои кумиры, и рамки классики не застыли раз и навсегда.
Проблема в другом. Кто всю жизнь ел маргарин, тому легко внушить, что это и есть настоящее масло. Так и с литературой – кто привык читать макулатуру, тому не нужны ни Достоевский, ни Толстой, ни Пушкин. Но тинэйджеры просто не понимают, зачем читать классику, когда есть масса других увлекательных книг, которые к тому же легко воспринимаются. Впрочем, в возрасте около тридцати лет они с истинным удовольствием читают классику, хотя в школе не могли прочесть ни страницы. То есть и тут не все потеряно.
Однако чтение классики, оказывается, еще и весьма полезно. Не так давно группа британских учёных из Ливерпульского университета предложила группе студентов читать во время сканирования мозга классическую литературу вместо статей и современных романов.
Результаты превзошли все ожидания. Во время чтения классики, в особенности поэзии, начало чрезвычайно активно работать правое полушарие мозга, отвечающее за креативность, образность и пространственность мышления, большинство же современных произведений, увы, не провоцировали взаимодействие между клетками мозга. При этом эффект от чтения классики удваивается в том случае, если читать на исконном языке написания, без современной адаптации. В случае с русской литературой чтение книг, написанных на литературном языке девятнадцатого века, заставляет одновременно работать сразу оба полушария мозга, совершенствуются мыслительные навыки, повышается общая эрудиция и тренируется концентрация внимания. Помимо этого, повышается общая грамотность и оттачивается выразительность устной речи.

Как книги нас меняют

Есть и еще одна грань проблемы. Если вы отождествляете себя с героем книги, то, скорее всего, станете на него похожим. Учёные выяснили, что когда мы погружаемся в литературное произведение, наше поведение и мысли могут видоизмениться, чтобы стать похожими на любимого героя в процессе «принятия опыта». Это может привести к настоящим изменениям в жизни читателя. Единственное, чего пока не могут утверждать исследователи, так это являются ли такие изменения долговременными.
Воздействие вымысла проявляется только с письменными произведениями. В кино мы, по сути, позиционируем себя как зрители. Исследователи считают, что вымышленные герои книг могут изменить нас в лучшую сторону. Но у вымысла есть и тёмная сторона, и дурное мышление пустых людей тоже заражает.
И именно поэтому не надо читать ни «Сумерки», ни «Пятьдесят оттенков серого».

Ольга МИХАЙЛОВА
Поделиться
в соцсетях