Рашид Кешоков в новом времени
15 августа исполнился 101 год Рашиду Кешокову – автору трилогии «По следам Карабаира», «Кольцо старого шейха» и «Двойной пароль». Его можно назвать основоположником детективного жанра в художественной литературе Кабардино-Балкарии.
Несмотря на то, что это был его первый художественный литературный опыт такого объёма, книга в одночасье стала популярной, ею зачитывались, она была практически в каждом доме. И сейчас, если вы увидите её в книжных развалах или букинистическом магазине, обложка будет потрёпанной, что делает честь любому печатному изданию, не выносящему девственной нетронутости.
15 августа исполнился 101 год Рашиду Кешокову – автору трилогии «По следам Карабаира», «Кольцо старого шейха» и «Двойной пароль». Его можно назвать основоположником детективного жанра в художественной литературе Кабардино-Балкарии.
Несмотря на то, что это был его первый художественный литературный опыт такого объёма, книга в одночасье стала популярной, ею зачитывались, она была практически в каждом доме. И сейчас, если вы увидите её в книжных развалах или букинистическом магазине, обложка будет потрёпанной, что делает честь любому печатному изданию, не выносящему девственной нетронутости.
О ценности книги судят по многим показателям, среди которых нет такого, который бы характеризовал её «возбудимость», способность создавать идеал, пробуждать стремление к его достижению. Расхожие выражения «книга воспитывает и формирует убеждение», «толкает на определённые поступки» имеют под собой вполне реальную почву, которую можно обозреть, лишь узнав о конкретном человеке, который сам признаётся, что кем-то стал или куда-то отправился, прочитав какую-то книгу. И нам известно множество имён тех, кто, прочитав в юности книги Рашида Кешокова, стал сотрудником милиции, так как все составляющие детективного жанра: закрученность сюжетной линии, романтика поиска, неожиданная развязка и всепронизывающая интрига – в полной и достойной мере присутствовали в каждом из трёх романов. Это не могло не влиять, оно действовало в невольном восхищении главным героем и его работой, которой он был не просто занят, а увлечён, в ней растворён, ею жил и в ней же видел смысл всей своей жизни. Словами это не передаётся, но стоит между строк, в которых отпечатывается авторская энергетика – бурлящая и чрезвычайно напористая, не терпящая промедлений, особых церемоний и использования обходных дорог – только напролом и прямо к цели.
Родные Рашида Кешокова рассказывают, что он был уверен в успехе своей книги. На предостережения матери (в девичестве Коз Хакуриновой) о том, что вряд ли милиционеру стоит браться за писательское ремесло, в их семье уже есть писатель – его младший брат Алим, он смеялся и говорил: «Вспомните меня, когда увидите человека с оторванными на пальто пуговицами и в сбитой набекрень шляпе, знайте – он стоял в очереди за моей книгой и дрался, чтобы она ему досталась».
Книги действительно оказались востребованными, более того, они легли в основу двух полнометражных телефильмов, снятых Северо-Осетинской студией в 1979 и 1980 годах. И уже с телеэкрана расширили свою аудиторию до всесоюзной. Об этом Рашид Кешоков не мечтал, но судьба произведений превзошла все его ожидания.
Его романы «По следам Карабаира», «Кольцо старого шейха» и «Двойной пароль» были изданы в 1969, 1975 и 2014 годах издательством «Эльбрус». Две первые переиздавались дилогией в 1994 году в ростовском издательстве А. Воронкова, а за месяц до дня рождения писателя к ним проявило интерес рязанское издательство Андрея Митина, который решил выпустить трилогию, собрав все три романа в одну книгу.
Объясняя свою заинтересованность в переиздании произведений Рашида Кешокова, А. Митин заметил, что он отражает общий интерес, имеющийся у старшего поколения российского общества – тех, кто остался верен книге, любит её, не желая замены на электронные версии романов, и что также объясняет востребованность старых советских книг – их читатели испытывают ностальгию по тем временам, когда авторы не спешили с разворотами сюжетных линий, отдавая должное чувствам, мыслям, мотивациям человеческих поступков, что в массе современной литературы перестало быть важным компонентом повествования, уступив место голому рационализму.
Вы не можете полюбить героя повествования, если его образ не раскрыт в деталях. Прочитав такое произведение, ваша сопричастность героям тут же испарится. Во всяком случае не оставит такого следа, который способен влиять не только на настроение читателя, но и на его пристрастия, формировать убеждения, вдохновляя его на поступки, которые могли менять судьбы.
С этим мнением, рассказывал А. Митин, он знаком со слов большинства читателей пожилого возраста (а это очень большая аудитория), кто помнит издания серии книг, таких, к примеру, как «Библиотека приключений и научной фантастики», в обиходе называемая «рамкой». Это одна из немногих серий, в которых в советское время издавалась фантастическая и приключенческая литература.
– По жанру, – отмечал издатель, – романы Рашида Кешокова соответствуют требованиям «рамки». Описываемые события относятся к 1933-1935 годам. На Северном Кавказе в ту пору милиция вела борьбу по ликвидации воровских и бандитских шаек, состоявших главным образом из бывших белогвардейцев и кулаков, связавшихся с уголовными элементами. Каждый из них интересен собственной интригой, таинственными обстоятельствами погонь и перестрелок. В то же время их объединяют не только место действия – Северный Кавказ – и главный герой сыщик Жунид Шукаев, но и общий сюжет, словно взятый из древних сказаний. Перед сыщиком стоит действительно сказочных масштабов задача – найти легендарного скакуна, драгоценный перстень и украденную красавицу. Поиски карабаира стоили Жуниду Шукаеву крови и бессонных ночей, как и разгадка тайны перстня, но вернуть себе свою драгоценную Зулету он смог, только победив себя. Когда-то книга была очень популярной. Как и раньше, она популярна и сейчас среди тех, кто в юности этими романами зачитывался.
По словам издателя, именно зрелому интеллекту нужна добротность изложения, которая в какой-то период времени вдруг стала раздражать своей медлительностью, а потом, также вдруг, все устали от скачек галопом и по верхам и захотелось неспешности, размеренности, того, что было и осталось в содержании книг детективного жанра, написанных советскими писателями.
В этом плане книги Рашида Кешокова соответствуют всем тем качествам, которые читательской аудиторией старшего поколения востребованы. В тексте присутствует основательность и отсутствует суетливость, и это то, что позволяет верить, что книга будет пользоваться таким же спросом, как и в первом издании.
Впервые первый роман Рашида Кешокова был издан в 1969 году. По словам рязанского издателя Андрея Митина, трилогия выйдет в свет в 2019 году. Для любого автора переиздание его произведения не только радость осознания своей нужности новому времени, но и свидетельство наличия к книге живого интереса, без которого она попросту умирает. Но если спустя полвека с момента первого издания романов Р. Кешокова этот интерес сохранился, то все его книги живы и, более того, способны расширить свою аудиторию в новом времени, ностальгирующем по старым временам.
Это лучший подарок для автора, и он чудесным образом был сделан вовремя – в преддверии его дня рождения.
З. МАЛЬБАХОВА.
Газета «Кабардино-Балкарская правда».
{{commentsCount}}
Комментариев нет