«Если гость постучит у двери…»

31 августа в 18:59
18 просмотров

«Здравствуйте, дорогая Люба! Простите нас за то, что так долго не писали вам! Прошло уже два с половиной года с момента нашего знакомства. Долгий срок. Что-то забылось, что-то приукрасилось, но все же – обещания надо выполнять. Тем более, что это письмо было написано больше года назад, но так и не было отправлено (мы где-то дома потеряли тетрадь с вашим адресом). Так что после небольшой корректировки наконец-то можно завершить начатое и рассказать вам о наших приключениях летом в прекрасных горах Кавказа.

Рады сообщить, что наш отпуск тем летом удался на славу (в том числе благодаря вам) и мы вернулись домой в целости и сохранности. Каждый раз, показывая фотографии друзьям, вспоминаем и благодарим Всевышнего за вашу невероятную доброту и гостеприимство, оказанные совершенно незнакомым людям – нам. В письме мы бы хотели поделиться с вами теми впечатлениями, которые произвели на нас ваши края, и рассказать, что было после того, как мы с вами попрощались. Будем рады получить и от вас весточку о том, как идут ваши дела, как там ваши дети, как работа?»…

Это строки из письма, адресованного работнице Дома печати Любови Магометовне Аюбовой. Письмо написала молодая семья из Москвы Дмитрий и Ирина Викторовы.
Знакомство Любы с москвичами было удивительным. Поздним летним вечером, когда Любе выпало дежурство на вахте Дома печати, в двери постучали незнакомые молодые люди. В руках и за плечами сумки и тяжелые рюкзаки, на лицах – огромная усталость, а в глазах – мольба о помощи… Представившись, они рассказали, что едут в горы, хотят увидеть Архыз и красивые места, а пока им надо было где-то переночевать. Они в Черкесск попали впервые и даже не знали, куда обратиться.
Как в известной песне поется: «Если гость постучит у двери, гостю сердце свое отвори…», так и Люба Аюбова приняла их радушно, организовала им отдых, по нашим древним обычаям предложила хлеб-соль, накормила-напоила. Молодые туристы были несказанно рады такому приему и гостеприимству совершенно незнакомой им женщины. За чашкой чая знакомство продолжилось, и они больше узнали друг о друге. Как выяснилось, путешествие было хобби молодой пары: каждое лето они бывают в горах, и не только на Кавказе, но и на Алтае, в планах было еще покорить Памир и Тянь-Шань.
Этот случай положил начало дружбе между нашей землячкой и жителями Москвы. Как потом рассказывала сама Люба, при встрече гостям было интересно все, что касалось обычаев, традиций, кухонь народов нашей республики, а еще они очень любили природу, горы. Покорение горных вершин было им как испытание духа и характера и достижение мечты.
Вот как Викторовы рассказывали в письме о днях, проведенных в горах Карачаево-Черкесии:
«День 1-й. Если вы помните, мы направились в погрануправление для получения пропуска. В Зеленчукской, взяв такси, мы отправились до стартового пункта нашего похода – Лунной поляны, недалеко за Архызом вверх по одноименной реке. По мере приближения к Архызу погода быстро менялась. На Лунной поляне нас ждал уже небольшой дождь, а вдали виднелся хребет, который мы собирались преодолеть на следующий день. Это было красивое зрелище. Облака, застревая среди вершин, медленно переливались через более низкие места гребня хребта. Было волнительно и приятно осознавать, что вот и начался наш поход! Переодевшись, мы начали наслаждаться окружающей природой – нюхать цветы, кушать ягоды и фотографировать, фотографировать.
День 2-й. Сегодня нам предстояло перевалить за хребет и увидеть «сказочную страну, в которой живут облака». Сначала тропа шла прямо в гору, потом она резко повернула направо и пошла вдоль хребта. Тогда мы поняли, что это не та тропа, и даже не та поляна, которые нам были нужны. Периодически начал покапывать дождь, и мы надели свои дождевики. Потеряв уже прилично времени, мы двинулись дальше в гору по хорошо проглядываемой дороге, на которой было множество следов от копыт. И вот, пройдя некоторое расстояние, мы услышали звон колокольчиков за холмом. Поднявшись на него, мы увидели на следующем холме домик с загоном для скота и струящимся дымом из печной трубы. Прямо как в сказках о Бабе-Яге. Остаток дня и ночи мы провели в жилище чабанов из станицы Зеленчукской Саши и Володи. Помимо овец и коров, вокруг нас бегали собаки, ягнята и мыши…
День 3-й. Утро было замечательным – тучи уже развеялись, а наши вещи просохли. Распрощавшись с нашими новыми друзьями и узнав от них правильный путь на перевал Федосеева, мы пошли дальше в гору. Природа вокруг менялась с удивительной быстротой. Деревья кончились, а вместо них росли какие-то кусты с большими листьями. Вскоре и их не стало, остались лишь трава и мелкие красивые горные цветочки. Прошло еще несколько часов, прежде чем мы, наконец, добрались до перевала Федосеева, к которому так стремились вчера. Мы присели отдохнуть и в последний раз полюбоваться долиной реки с этой стороны перевала, т.к. «переваливать» обратно мы собирались уже в другом месте обширного района гор и хребтов Абишира-Ахуба, ближе к поселку Пхия. Кстати, этим перевалом пользовались не только люди, но и облака, и во время нашего восхождения одно из них осуществляло спуск нам навстречу. На перевале стояла отметка, сообщавшая, что высота, на которой мы находимся, составляет 2880 метров над уровнем моря. Отдохнув немного и пообщавшись с ребятами (это были парни и девушки с Украины, всего 11 человек), мы, окутанные облаками, пошли к следующему пункту на нашей карте – перевалу Агур. Находился он совсем рядом, но идти приходилось теперь не по траве, а по каменистой тропе вдоль склона, которая местами выходила на снежные насыпи. Перевалив через Агур, вдали, за широкой, не очень глубокой, но очень красивой долиной, мы увидели следующий пункт – перевал Мылгвал. Как только мы спустились с Агура, нас окружило множество красивых цветов, могучих скалистых гребней и озер с чистейшей голубой водой»…
В своем письме Дима и Ира Викторовы подробно описывали, как они покоряли горы, поднимались на перевалы, последний из которых был перевал Речепст (3000 метров над уровнем моря), спускались к долинам и озерам. Преодолевая все трудности, которые возникали во время восхождения на перевалы Кавказа, молодые люди не переставали восхищаться красотой гор, лесов. Их поход, полный приключений и неповторимых эмоций, длился 7 дней. Из поселка Пхия местные жители довезли их до Псебая, оттуда они продолжили путь на побережье Черного моря, в Сочи. Уезжая с Кавказа, молодые туристы увезли в сердце не только хорошие впечатления от гор и красот природы, но и тепло от общения с гостеприимными людьми, готовыми в любую минуту оказать помощь.