Чтобы помочь разобраться в себе

4 сентября в 06:59
4 просмотра

Должности тюремных психологов стали вводить еще в 70-е годы прошлого века в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В конце 80-х в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории уже во взрослых исправительных учреждениях. А 2 сентября 1992 года был подписан приказ МВД России, который и послужил основанием для создания психологических лабораторий в исправительных учреждениях уже всех субъектов России. А вот о том, как возникла и чем занимается психологическая служба ОФСИН России по КЧР, мы побеседовали с психологом Олесей Халмухамедовой.

Олеся родом из г. Черкесска. После окончания Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова по специальности «психология» стала работать в уголовно-исполнительной системе республики. И вот уже 13 лет Халмухамедова – практикующий психолог в среде людей, преступивших закон.

Должности тюремных психологов стали вводить еще в 70-е годы прошлого века в воспитательных колониях для несовершеннолетних. В конце 80-х в порядке эксперимента были созданы две психологические лаборатории уже во взрослых исправительных учреждениях. А 2 сентября 1992 года был подписан приказ МВД России, который и послужил основанием для создания психологических лабораторий в исправительных учреждениях уже всех субъектов России. А вот о том, как возникла и чем занимается психологическая служба ОФСИН России по КЧР, мы побеседовали с психологом Олесей Халмухамедовой.

Олеся родом из г. Черкесска. После окончания Московского государственного открытого педагогического университета им. М. А. Шолохова по специальности «психология» стала работать в уголовно-исполнительной системе республики. И вот уже 13 лет Халмухамедова – практикующий психолог в среде людей, преступивших закон.  

– Олеся Викторовна, как получилось, что вы попали именно в уголовно-исполнительную систему, а не, скажем, в детсад, школу или не занялись частной практикой?

– По окончании института очень хотелось реализовать себя в профессиональном плане, применить приобретенные знания. Знакомый, работающий в системе, порекомендовал обратиться в группу кадров ОФСИН России по КЧР, так как там планировалось введение новой должности психолога. В определенном смысле я стояла у истоков становления психологической службы уголовно-исполнительной системы республики.

– Тогда расскажите нашим читателям, как все начиналось…

– Психология, как таковая, появилась в уголовно-исполнительной системе республики с введением в 2001 году должности психолога психологической лаборатории следственного изолятора города Черкесска. Спустя четыре года в аппарате управления ОФСИН России по КЧР была введена должность психолога психологической службы с широким спектром обязанностей. Еще через два года в УИИ ОФСИН была создана группа психологического обеспечения для работы с лицами, отбывающими наказания, не связанные с лишением свободы. А в 2010 году был создан отдел специального назначения «ЛАВИНА», в штат которого входила и должность психолога группы служебно-боевой подготовки. На сегодняшний день психологическая служба ОФСИН в КЧР представлена шестью специалистами.

– А каковы, на ваш взгляд, основные причины становления психологической службы в пенитенциарной системе?

– Причин здесь несколько, но я скажу о двух самых важных. Первая – это изменение уголовно-исполнительной политики, постепенный переход от идеи возмездия, то есть кары, к идее исправления, возвращения в общество законопослушных граждан. Другая причина – это, конечно же, значительный прогресс самой практической психологии.

– Из чего строится работа психолога пенитенциарной системы, в том числе и ваша деятельность?

– Такие психологи призваны разрешать более специфические проблемы, характерные для пенитенциарной системы, и в первую очередь – это оказание помощи подозреваемым, обвиняемым и осужденным в адаптации к условиям изоляции. Сюда же можно отнести проведение мониторинга социально-психологического климата в среде осужденных, проведение психологической подготовки их к жизни на свободе, а также психологическое сопровождение профессиональной деятельности сотрудников и оказание социально-психологической помощи руководителям подразделений. Как видите, круг профессиональных обязанностей у меня достаточно широк.

– Какую работу психолог проводит с теми, кто содержится в следственном изоляторе?

– Психолог – один из первых, кто встречает в СИЗО подозреваемых, обвиняемых. И здесь главное – своевременно оказать помощь людям, попавшим в кризисную ситуацию. Для тех, кто никогда не сталкивался с этой системой, очень сложно представить, что такое сидеть в четырех стенах, когда весь распорядок дня расписан за тебя. Вот тут-то на помощь и приходит психолог. Объем психологической помощи, оказываемой психологом, напрямую зависит от личностных характеристик. Это могут быть консультации, психопросветительские и психопрофилактические занятия, а людям, находящимся в дезадаптивном состоянии, оказывается уже психокоррекционная помощь.

– Я знаю, что в следственном изоляторе нередко находятся и несовершеннолетние. С ними ведется такая же работа?

– Совершение преступления, последующее осознание содеянного, факт лишения свободы, утрата чувства защищенности для подростка являются стрессовыми факторами, которые порождают изменения в его личности. И здесь на постоянной основе требуется особая индивидуальная психокоррекционная работа с несовершеннолетними, которая будет направлена на предотвращение этих проблем.

– В начале беседы вы упомянули, что и сами сотрудники нуждаются в вашей помощи, ведь постоянное общение с подозреваемыми, обвиняемыми и осужденными – серьезное испытание для психики даже самых уравновешенных людей. В чем здесь выражается ваша помощь?

– Важным направлением нашей деятельности является психологическое обеспечение работы с персоналом, начиная от профессионально-психологического отбора, оказания психологической помощи в профессиональном становлении и заканчивая психологической поддержкой сотрудников и членов их семей, оказавшихся в трудной жизненной ситуации. Да, у людей, работающих в нашей системе, рано или поздно может возникнуть стрессовое состояние. Чтобы не допустить их профессиональной деформации, психолог проводит сеансы аутогенных тренировок и групповых тренингов, которые способствуют раскрытию внутреннего потенциала сотрудников, снижают их эмоциональное напряжение. Взглянув на это шире, можно утверждать, что психологическая служба выполняет особую миссию – повышение профессиональной культуры исполнения наказаний и интеллектуализацию системы.

– А какой контингент можно назвать самым сложным в рамках психологического перевоспитания?

– Наверное, это люди, у которых отсутствует мотивация к изменению собственной личности. Проще говоря, люди, не желающие работать над собой. Не важно, какого они возраста, пола, криминальной зараженности. Думаю, что все подозреваемые, обвиняемые и осужденные, оказавшиеся по той или иной причине в местах лишения свободы, нуждаются в оказании психологической помощи. Но все же несовершеннолетние – это та особая категория, которая требует пристального внимания не только со стороны администрации учреждений, но и со стороны психологов. Даже учитывая их подростковую категоричность, они в большей степени открыты для взаимодействия с психологом. Также у психолога учреждения есть возможность работать и с родственниками подростка, влиять с их помощью на его установки и поведение.

– Скажите, Олеся, а в семье вам часто приходится применять профессиональные навыки? Дети знают, в чем состоит ваша деятельность? Как они к этому относятся?

– Дома я – жена и мама двоих сыновей. И все же багаж приобретенных знаний и опыт никуда не денешь: нет-нет да и приходится его применять. Мои дети знают, где я работаю и что моя работа связана с оказанием помощи людям в трудной жизненной ситуации. Могу с уверенностью сказать, что мои сыновья гордятся мной. 

– И самый последний, достаточно расхожий, вопрос – что самое сложное и самое приятное для вас в вашей работе?

– Любая работа, связанная с эмоциональным взаимодействием людей, требует большого терпения и любви к своей профессии. Работая в этой системе, очень нужно и важно за каждой рабочей ситуацией видеть прежде всего человека. В этом главная сложность. Но когда ты видишь результаты своей работы и человек искренне говорит тебе «спасибо» за помощь – это самый важный момент. Вот тогда ты понимаешь – все не зря.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях