Лубягинское лукоморье
У настоящего творца – художника, поэта, музыканта – талант не живет как в коммунальной квартире, толпясь в узком пространстве с другими привычками и чертами характера своего хозяина. У него есть собственное заповедное место, сродни пушкинскому Лукоморью. Там таланту хорошо, комфортно, там он растет, цветет и плодоносит. Для таланта Александра Лубягина таким Лукоморьем стали село Курджиново и его окрестности, где он живет уже 36 лет. Здесь Лубягин в положенный срок ушел на пенсию, здесь встретил свое 80-летие. И этому заветному краю он посвятил свою самобытную живопись.
Свои легко узнаваемые картины Лубягин создает на чем угодно: на бумаге, холсте, картоне, но, что бы это ни было, результат всегда одинаков. Практически на каждой из них главные герои – это таинственный лес, загадочные камни, волшебная река, неповторимые в своих изгибах деревья и их корни.
У настоящего творца – художника, поэта, музыканта – талант не живет как в коммунальной квартире, толпясь в узком пространстве с другими привычками и чертами характера своего хозяина. У него есть собственное заповедное место, сродни пушкинскому Лукоморью. Там таланту хорошо, комфортно, там он растет, цветет и плодоносит. Для таланта Александра Лубягина таким Лукоморьем стали село Курджиново и его окрестности, где он живет уже 36 лет. Здесь Лубягин в положенный срок ушел на пенсию, здесь встретил свое 80-летие. И этому заветному краю он посвятил свою самобытную живопись.
Свои легко узнаваемые картины Лубягин создает на чем угодно: на бумаге, холсте, картоне, но, что бы это ни было, результат всегда одинаков. Практически на каждой из них главные герои – это таинственный лес, загадочные камни, волшебная река, неповторимые в своих изгибах деревья и их корни. И все это – не вытащенное из глубин воображения, а взятое из окружающей реальности; вроде бы фотографически точно повторяющее ее, но как-то по-особенному, по-лубягински, со смыслом. Запечатлевает художник красоту земли родной вроде бы без прикрас, как есть, а выходит – сказка. Это ли не чудо чудное? Такой вот сказочной реальностью и особенно творчество Александра Лубягина, простого, скромного, молчаливого человека с богатым внутренним миром и щедрой душой, готовой поделиться увиденным только ею со всеми остальными, «обыденно-зрячими».
Родился Александр Георгиевич на Амуре, служил на Камчатке, после был рабочим по сувенирному делу в Краснодарском крае и в Кабардино-Балкарии. Рисовать, особенно природу, любил с детства и рисовал много и охотно. В Черкесск он попал уже в 1963 году, окончив к этому времени факультет изобразительного искусства в Московском заочно-народном университете искусств им. Н. Крупской. Трудился поначалу в СМУ-2, затем – художником в Карачаево-Черкесской областной библиотеке; позже и дольше всего – художником-оформителем на заводе НВА.
Так бы, может, и осел Лубягин в Черкесске, либо уехал в другие дальние края, если бы не случай. Большой любитель путешествий на лоне природы, он за годы жизни в Карачаево-Черкесии по возможности объездил многие здешние места. Но, попав как-то в Курджиново Урупского района, был навсегда пленен его яркой необузданной красотой. И, словно завороженный, стал одну за другой писать картины, красноречиво передающие всю прелесть дикой природы.
В 1982 году Лубягин с семьей переехал в Курджиново, где работал по специальности еще 16 лет, до самой пенсии. А выйдя на заслуженный отдых, целиком отдался любимому занятию. За два последующих десятилетия он обошел все курджиновские окрестности, зарисовал все заповедные уголки. С одержимостью Данилы-мастера Лубягин и сегодня в любой сезон года находит и рисует все новые и новые пейзажи, словно стараясь навсегда запечатлеть их для потомков.
Каждому своему творению Александр Георгиевич посвящает маленькое «именное» стихотворение, характеризующее конкретный живописный вид. Например, эти строки относятся к виду на запад на речке Каменистой: «А на круглом камне этом каждым летом все года расцветает желтым цветом радада». И эти тоже: «А под этою скалой, над водой нависшей, меж камней течет ручей, ищет – где же днище». Так самозабвенное творчество Лубягина страница за страницей складывается в непечатный роман о природе Урупского района.
Уменьшенные копии своих зарисовок вместе с четверостишиями художник аккуратно подшивает в альбомы, немудрено подписывая их: «Мини-речка Каменистая, приток реки Лабы в селе Курджиново. Зарисовал Лубягин А. Г. периодически с 1984 по 2005 годы. Альбом сделал 5. 08. 2005 г. Здесь 38 картин». Кратко, емко, по существу. Многие альбомы хранятся в республиканском историко-культурном и природном музее-заповеднике, привезенные сюда и скромно подаренные самим художником.
Александр Георгиевич вообще никогда и ничего не делает помпезно, больше замкнут, нежели разговорчив. Но вот к природе испытывает особую любовь и привязанность, выступая истинным адептом ее безмолвной красоты и величия, ратуя за ее сохранность и незыблемость. «О, какой чудесный вид! Слов сыскать не можно верных. Бог-создатель нам велит землю сберегать от скверны», – в этом коротком четверостишии бесхитростно выражено стремление художника передать другим поколениям свою любовь к предмету его творчества и трепетное отношение.
Александр Георгиевич не только пишет картины, но и занимается прикладным искусством, создавая из найденного природного материала причудливые образы, покрывая их лаком. А потом просто дарит их людям, словно бескорыстный мастер-ювелир, филигранно обрабатывающий найденные алмазы и придающий им еще большую ценность, а затем передающий это во владение человечеству.
Курджиновцы считают, что им повезло – не в каждом местечке есть такие вот творцы, благодаря которым славится природная мощь России, приумножается ее культурное богатство.
{{commentsCount}}
Комментариев нет