Преподавать 50 лет музыку совсем не скучно

5 октября в 12:10
17 просмотров

Вот уже пятьдесят (!) лет работает преподавателем музыки Галина Зиновьевна ЕЛИСЕЕВА (на снимке). Заслуженный учитель КЧР, она научила игре на флейте и фортепиано сотни мальчишек и девчонок, причем более 150 из них впоследствии стали профессиональными музыкантами.
О своих учениках Галина Зиновьевна рассказывает с теплотой и гордостью: Алексей Рыбалкин достиг высот как исполнитель и композитор в Ростове-на-Дону, пианистка Наташа Петренко продолжила музыкальное образование в Петербурге и работает там по профессии, Аслан Чотчаев – флейтист в ансамбле «Эльбрус», Володя Пряткин играет в оркестре в Волгограде… Она помнит всех, старается ни с кем не терять связи, и это естественно, когда в каждом ученике учитель видит личность со своими интересами.

Вот уже пятьдесят (!) лет работает преподавателем музыки Галина Зиновьевна ЕЛИСЕЕВА (на снимке). Заслуженный учитель КЧР, она научила игре на флейте и фортепиано сотни мальчишек и девчонок, причем более 150 из них впоследствии стали профессиональными музыкантами.
О своих учениках Галина Зиновьевна рассказывает с теплотой и гордостью: Алексей Рыбалкин достиг высот как исполнитель и композитор в Ростове-на-Дону, пианистка Наташа Петренко продолжила музыкальное образование в Петербурге и работает там по профессии, Аслан Чотчаев – флейтист в ансамбле «Эльбрус», Володя Пряткин играет в оркестре в Волгограде… Она помнит всех, старается ни с кем не терять связи, и это естественно, когда в каждом ученике учитель видит личность со своими интересами.
Так Галина Зиновьевна и работает. Все пятьдесят лет она находит к каждому ребенку свой подход, а их в классе бывает 8-12 человек и больше. «В деле педагога очень важны доброта, любовь, мягкость в отношениях, внимательность. Обязательно нужно общаться с ребенком, разговаривать не только о музыке, но и о том, что ему интересно. Например, какой фильм он посмотрел, что он в телефоне находит, в какую игру играет – то есть все зависит от ребенка, от его увлечений, без этого контакт не наладить», – считает педагог.
Галина Зиновьевна не признает жестких, строгих мер в образовании детей. По ее словам, это отбивает у ребенка желание учиться, ему становится неинтересно. Удивительно, но даже голос Елисеевой, тихий и спокойный, словно вторит ее мягким методам обучения. «Все нужно решать вместе с ребенком: нравится ему произведение, значит, он его выучит, но, если ему оно не нравится, зачем утруждать и заставлять его? Не надо!» – говорит она.
Далеко не все дети идут учиться в музыкальную школу по собственному желанию. Кого-то сюда приводят родители, чтобы просто дать им дополнительное образование, кто-то хочет в будущем в армии быть зачисленным в оркестр, а кому-то из ребят такие занятия даже необходимы для здоровья. «На блокфлейточку, в основном, идут детишки, которым нужно, по совету доктора, развивать свои легкие, увеличивать их объем, – рассказывает Галина Зиновьевна. – Блокфлейточка маленькая, легонькая, на ней любой ребенок сможет играть. Инструмент не сложен и в плане звукоизвлечения. И дети практически идут учиться на этот инструмент в лечебных целях. В начале это и полезно, и интересно. А потом уже ребенок, поиграв два-три года на этой маленькой флейточке, с родителями решает, стоит ли ему переходить на другой инструмент: на большую флейту, на саксофон, на трубу – на любой другой духовой инструмент».
Но по какой бы причине ни пришел на занятия ребенок, задача преподавателя – увлечь его в мир музыки. И как Галина Зиновьевна с этой задачей справляется? На начальном этапе, чтобы привить детям интерес, она рассказывает им о дыхании, об инструменте и уходе за ним, затем они вместе слушают звуки разной высоты, сочетание флейты с другими инструментами. Так, шаг за шагом педагог прививает ученикам любовь к инструменту, любовь к музыке.
«Помню, – рассказывает Галина Зиновьевна, – учились у меня два брата: Кирилл и Антон Андрейко. Поначалу упирались, не хотели заниматься игрой на флейте, а потом заинтересовались. И теперь они оба в Петербурге, каждый организовал свой ансамбль: один играет в жанре тяжелого рока, а второй – джазист. Выступают с концертами, участвуют в рок-фестивалях… А начиналось все вот с этой маленькой дудочки…»
Интересно, а с чего начинала сама Галина Зиновьевна?
«Я всегда хотела стать учителем. Мама была преподавателем и мечтала, чтобы ее дочки учились в музыкальной школе, играли на фортепиано (на сегодняшний день все три сестры работают в музыкальной сфере – от авт.). Мне с детства нравилось смотреть по телевидению выступления симфонических и духовых оркестров, тогда я и полюбила флейту, загорелась желанием на ней играть. Когда я окончила в Черкесском музыкальном училище фортепианное и оркестровое отделения, мне предложили остаться там в качестве преподавателя. С шестнадцати лет я работала концертмейстером, а через два года в итоге стала педагогом», – вспоминает она.
Преподаватель признается, что ей больше нравится работать с маленькими детьми: «С ними больше фантазии, больше возможностей что-то раскрыть, найти». Поэтому в 1989 году она перешла в Детскую музыкальную школу №1 г. Черкесска (ныне ДШИ г. Черкесска), где работает по сей день и обучает игре на блокфлейте и большой металлической поперечной флейте, а также игре на фортепиано.
Галина Зиновьевна вместе со своими учениками постоянно участвует в различных культурных мероприятиях, проходящих в Карачаево-Черкесии. А еще ее дети участвуют в разных конкурсах не только в республике, но и за ее пределами: в Пятигорске, Ессентуках, Железноводске, Кисловодске, Ставрополе и т. д. «В Сочи на международном конкурсе «На высокой волне» в 2016 году мой ученик Алексей Рыбалкин занял первое место, – рассказывает она. – Это была наша вершина. Дети из небольшого города Черкесска показали, как отметило жюри, очень высокий уровень».
Однако победы на конкурсах – не самое главное в музыке, хоть за ними и стоит огромный труд и ребенка, и педагога. По словам Галины Зиновьевны, главное – это физическое и духовное развитие, которое дает музыка: «Она организовывает человека, дисциплинирует его, развивает мышление. Ритмика, музыкальность, мелкая моторика в пальчиках – где все это может развиться? Только в музыке». Преподаватель также считает, что никогда не поздно начать обучаться игре на любом инструменте и даже вокалу. Главное – разбудить свой талант, начать заниматься.
В чем секрет Галины Зиновьевны? Почему за пятьдесят лет творческой и педагогической деятельности она не устала будить талант в детях, занимаясь с ними?
«Может быть, не всегда программа новая, но мы стараемся менять пьесы, не повторять одно и то же. А главное – с маленькими детьми никогда не устаешь и не скучаешь. Все дети настолько разные, что даже одно произведение они играют по-своему: у каждого свой звук, свое восприятие, свой темп, свое исполнение. Более того, дети всегда приходят с какими-то интересными вещами, с ними как-то молодеешь душой, заряжаешься от них энергией! А потом, наша школа сейчас настолько обновилась: и вход стал новый, и зал новый, и классы поменялись – стало намного комфортнее работать», – говорит Галина Зиновьевна.
Если говорить о современных веяниях, то сегодня очень популярны вокал и хореография. Однако молодежь проявляет интерес и к музыкальным инструментам. «Наши выпускники всегда могут найти себе дорогу в жизни: стать исполнителями в различных музыкальных коллективах, играть в оркестрах в нашем городе или за его пределами и даже прийти работать к нам на смену, воспитывать новые поколения детей в нашей школе, – рассказывает Галина Зиновьевна. – Занятия на музыкальном инструменте требуют огромного труда, но, несмотря на большую загруженность детей в общеобразовательной школе, у нас учеников меньше не становится. Они всегда держат в форме, с ними становишься такой живой, огненной!»
Живой, огненной Галина Зиновьевна была всегда. Неудивительно, что, будучи педагогом, она справлялась еще и с работой концертмейстера и музыкального исполнителя.
«Освоив флейту, я начала играть в симфоническом оркестре под руководством Аслана Алиевича Даурова Мы давали концерты в любом уголке Карачаево-Черкесии. Слушателей на них собиралось множество. Тогда у нас был большой симфонический оркестр, было много музыкантов, которые играли на духовых инструментах. Золотое время было», – рассказывает она.
С годами коллектив симфонического оркестра менялся, сокращался, и в итоге он стал камерным. Духовых инструментов стало значительно меньше, но Галина Зиновьевна не отчаивалась и в течение 18 лет продолжала играть в оркестре народных инструментов под руководством А. Згонникова и в духовом оркестре, которым руководил В. Городецкий.
А в настоящее время преподавательница продолжает концертную деятельность уже вместе со своими учениками. Она очень любит классическую и народную музыку, но у нее нет предубеждений относительно других жанров, поэтому найти общий язык с детьми совсем не сложно. И ребята с удовольствием занимаются в ее классе, играют на музыкальных инструментах вне стен школы и радуют окружающих. Стоит ли удивляться музыке в душе учеников, если она живет в сердце их учителя?

Ф. БИДЖИЕВА.

Поделиться
в соцсетях