В преддверии юбилея

22 октября в 12:44
 просмотров

В этом году старейшему высшему учебному заведению нашей республики – Карачаево-Черкесскому государственному университету им. У. Д. Алиева исполняется 80 лет. В преддверии этого знаменательного события хотелось бы проследить историю его становления и развития. Это мы и попытаемся сделать в данной статье, опираясь на документы и материалы, находящиеся на хранении в Государственном архиве КЧР.
Культурную революцию, осуществленную Советской властью уже в первые десятилетия, вряд ли оспорят даже ее ярые противники. Особенно она проявилась в образовательной сфере, которая развивалась поистине гигантскими шагами.

В этом году старейшему высшему учебному заведению нашей республики – Карачаево-Черкесскому государственному университету им. У. Д. Алиева исполняется 80 лет. В преддверии этого знаменательного события хотелось бы проследить историю его становления и развития. Это мы и попытаемся сделать в данной статье, опираясь на документы и материалы, находящиеся на хранении в Государственном архиве КЧР.
Культурную революцию, осуществленную Советской властью уже в первые десятилетия, вряд ли оспорят даже ее ярые противники. Особенно она проявилась в образовательной сфере, которая развивалась поистине гигантскими шагами. В национальных окраинах (в том числе в Карачае и Черкесии), которые в имперский период не получали должного внимания, это было заметнее всего.
С каждым годом росло количество начальных и неполных средних школ, появлялись средние школы, работали средние специальные учебные заведения – педагогические и зооветеринарные техникумы, фельдшерско-акушерские и советско-партийные школы. Помимо официальных учебных заведений существовали различные курсы, готовившие специалистов среднего звена для развивающейся экономики региона.
Можно без преувеличения сказать, что к концу 1930-х гг. практически вся молодежь и значительная часть взрослого населения Карачая и Черкесии была охвачена теми или иными видами обучения.
В этой связи остро встал вопрос нехватки педагогических кадров из среды самих горских народов. Подготовка учителей – карачаевцев, адыгов, абазин и ногайцев была в числе первоочередных задач для руководства обеих автономий.
Предоставляемые ежегодно различными вузами страны места для горцев не могли кардинально улучшить ситуацию. Было очевидно, что региону нужен собственный вуз, в частности педагогический.
Инициативу в этой ситуации первыми проявили руководители Карачая. На заседании бюро местного обкома ВКП (б) 21 июля 1938 г. было принято соответствующее постановление, в котором отмечалось: «Быстрый рост сети неполных средних и средних школ по области увеличивает потребность в учительских кадрах с высшим педагогическим образованием. В ближайшие годы (1938-1939 гг. и 1939-1940 гг.) потребность в педагогических кадрах с высшим образованием, в первую очередь из коренных националов, выразится в 200 человек.
В этом году Карачаевская область имеет полную возможность начать подготовку национальных кадров из числа окончивших средние школы, педрабфаки, педучилища и другие средние учебные заведения в 1938 г.».
Исходя из вышеизложенного, объединенное заседание бюро обкома ВКП (б) и Президиума облисполкома постановило:
«1. Просить крайком ВКП (б) и крайисполком разрешить вопрос об открытии в 1938 г. учительского института в Карачаевской автономной области в г. Микоян-Шахаре.
2. Помещение под институт отвести здание педрабфака.
3. Определить ориентировочно контингент в 1938-1939 учебном году – 150 человек». 
Власти Орджоникидзевского (с 1943 г. – Ставропольского) края поддержали ходатайство руководства Карачая и передали совместное ходатайство в высшие органы страны.
Спустя два месяца, 20 сентября 1938 г., СНК РСФСР издал Постановление № 317 «Об организации учительского института в г. Микоян-Шахаре Карачаевской АО».
Институт должен был начать свою работу с 1 октября 1938 г. и вести подготовку учителей для неполных средних школ Карачаевской и Черкесской автономных областей.
Через несколько дней в областных газетах «Красный Карачай» и «Къызыл Къарачай» были помещены объявления о наборе студентов в Карачаевский государственный учительский институт. Согласно требованиям, абитуриентам должно было быть от 17 до 40 лет, а образовательный ценз составлял 9 классов средней школы. Окончившие среднюю школу, педагогические училища, рабфаки, имеющие аттестат «отличников» принимались без экзаменов, все остальные должны были сдать три предмета – русский язык, историю СССР и Конституцию, а также экзамен по специальности. Это были, соответственно, физика, математика и литература. Прием заявлений осуществлялся в течение 10 дней и заканчивался 25 сентября. Иногородние студенты обеспечивались общежитием и стипендией от 130 до 150 рублей в месяц.
В течение нескольких дней были проведены вступительные экзамены, и уже вскоре аудитории института – первого в Карачае и Черкесии – заполнили первые студенты. Было их на трех отделениях (языка и литературы, истории и физики и математики) – 132 человека.
Таким образом, в этом году исполняется 80 лет со дня создания первого вуза Карачаево-Черкесии – Карачаевского учительского института.
Отметим, что в предвоенные годы институт провел четыре набора и сделал три выпуска преподавателей, которые с успехом работали в школах области.
Востребованность учительского института в Микоян-Шахаре подвигла руководство Черкесии предпринять усилия по созданию собственного педагогического вуза.
В постановлении от 23 апреля 1939 г., подписанном заместителем председателя исполкома ЧАО Исмаилом Каракетовым, Президиум облисполкома обращался в Орджоникидзевский крайисполком с просьбой «возбудить ходатайство перед Совнархозом РСФСР об открытии в области с 1.09.1939 года учительского института для подготовки нацкадров для 5-7 классов школ».
Постановлением СНК РСФСР от 7 сентября 1939 г. № 462 на базе Черкесского педучилища был открыт учительский институт из двух факультетов – русского языка и литературы и физико-математического.
Поддержка со стороны краевых и российских властей позволила местному руководству задуматься об организации вуза более высокого статуса.
Вот почему на заседании бюро Карачаевского обкома ВКП (б) 9 февраля 1940 г. был рассмотрен вопрос «О реорганизации Карачаевского учительского института в педагогический». По итогам обсуждения было принято соответствующее постановление, в котором отмечалось:
«1. Учитывая увеличение сети средних и неполных средних школ в 3-й пятилетке в Карачаевской автономной области и, следовательно, увеличение числа необходимых учителей с высшим педагогическим образованием до 310 человек – для 8-10 классов средних школ и техникумов и до 520 человек – для 5-7 классов, просить Наркомпрос (Народный комиссариат просвещения. – Ш.Б.) РСФСР реорганизовать Карачаевский учительский институт в педагогический, с оставлением при нем учительского института и секторов заочной подготовки учителей.
2. В целях создания нормального пединститута по количеству студентов считать целесообразным организацию Карачаево-Черкесского института с обучением в нем, в основном, студентов из коренного населения Карачаевской и Черкесской автономных областей.
3. В связи с увеличением контингента студентов, профессорско-преподавательского и обслуживающего персонала реорганизуемого учительского института в педагогический до постройки специального общежития в 1940-1941 гг. предоставить институту жилую площадь для размещения студентов и преподавателей.
Докладную записку на имя наркома просвещения РСФСР тов. Тюркина утвердить».
Просьба руководства КАО была с пониманием воспринята в центре, и вскоре работа по организации нового вуза началась.
5 сентября 1940 г. было издано Постановление СНК РСФСР № 701 «Об открытии педагогического института в г. Микоян-Шахаре».
14 сентября было опубликовано интервью директора учительского института И. Г. Леонова, поведавшего об истории создания нового вуза:
«В феврале 1940 года областные и краевые организации поставили перед правительством вопрос об организации в г. Микоян-Шахаре педагогического высшего учебного заведения – пединститута с 4-годичным сроком обучения. В решении апрельской сессии краевого Совета депутатов трудящихся была подчеркнута необходимость открытия пединститута для двух национальных областей – Карачая и Черкесии.
Совнарком СССР на днях вынес решение об организации Карачаево-Черкесского педагогического института.
На этот институт возлагается задача подготовки специалистов – педагогов для средних школ (8-10 классов), техникумов и т.д., в первую очередь для наших двух автономных областей.
Педагогический институт организуется на базе существующего третий год учительского института, т. е. будет использовать первое время его учебные помещения, оборудование и педагогический персонал. Карачаевский учительский институт в г. Микоян-Шахаре остается при вновь открывающемся пединституте.
Сейчас перед нами стоит задача провести работу по приему учащихся в пединститут с таким расчетом, чтобы он начал работу в первых числах октября. В этом нам требуется помощь областных и районных партийных, комсомольских организаций и всей общественности».
20 сентября 1940 г. в газете «Красный Карачай» появилось объявление о наборе студентов на оба факультета КЧГПИ: языка и литературы (с отделением истории) и физико-математический. Уже с 25 сентября начинались приемные испытания (экзамены), по итогам которых и были зачислены абитуриенты. В объявлении также указывалось на то, что студенты обеспечивались общежитием и стипендией: на первом курсе – 130 рублей, а на последующих – до 200 рублей.
Уже 9 октября пресса сообщила о том, что «7 октября начались занятия во вновь организованном педагогическом институте г. Микоян-Шахара».
Отмечалось, что «на литературном факультете занимаются 32 студента, на математическом – 20. Педагогическими кадрами на текущий учебный год институт обеспечен. Прием студентов продолжается».
Несмотря на то, что КЧГПИ образовывался на базе учительского института, было бы неверным считать, что оба института слились в одно учебное заведение. Выше уже отмечалось, что учительский институт сохранял самостоятельность. Об этом же свидетельствует статья И. Г. Леонова, совмещавшего обязанности руководителя в обоих вузах, опубликованная в дни празднования 20-летия Советского Карачая. Озаглавленная недвусмысленно «Два института в Карачае», она сообщала: «В Микоян-Шахаре, по решению Советского правительства, открыты два высших учебных заведения: в 1938 году – Карачаевский двухгодичный учительский институт, а в октябре 1940 года – педагогический институт с четырехгодичным сроком обучения».
Далее сообщалось, что «несколько месяцев тому назад учительский институт выпустил первый отряд в 105 человек – преподавателей математики, литературы и истории. Из них 49 молодых учителей оставлено для работы в школах Карачая».
За прошедшие годы жителям нашего горного края пришлось пройти ряд тяжелых испытаний, самыми трагическими из которых стали Великая Отечественная война 1941-1945 гг. и депортация карачаевского народа в ноябре 1943 г., повлекшие за собой закрытие обоих институтов. Лишь осенью 1957 г. Карачаево-Черкесский педагогический институт вновь распахнул свои двери для молодежи, стремящейся к вершинам знаний.
Впитав в себя лучшие традиции предтечи высшего педагогического образования в регионе – учительского института в Микоян-Шахаре и его «младшего брата» – учительского института в г. Черкесске, КЧГПИ вплоть до конца ХХ в. являлся главной «кузницей кадров» Карачаево-Черкесии.
Получив в 1994 г. статус педагогического университета, а спустя десятилетие, в 2003 г., став университетом классическим, КЧГУ с 2006 г. носит имя нашего выдающегося земляка, общественно-политического деятеля и ученого Умара Джашуевича Алиева (1895-1938).
Будем же надеяться, что следующие восемь десятилетий в истории КЧГУ им. У.Д. Алиева будут наполнены созидательным трудом, успехами педагогов и студентов в науке и творчестве, в спорте и общественной жизни. Сам же университет по-прежнему будет оставаться центром просвещения, гуманитарной науки и культуры народов Карачаево-Черкесии.

Ш. БАТЧАЕВ,
начальник отдела Госархива КЧР.

Поделиться
в соцсетях