Самородок из Тапанты

27 ноября в 10:36
39 просмотров

По образному выражению известной поэтессы Миры Тлябичевой, Али Ионов внезапно ворвался в абазинскую литературу, и признание к нему пришло мгновенно: «Он представляет собой большой слепок таланта. Широта его поэтичного восприятия действительности выходит за рамки повседневности. Отсутствие истинного наставника, который смог бы вовремя «преподнести» литературной публике самобытного поэта, никак не повлияло на его дальнейшее становление – стихи его сами все сказали за себя и за автора».
Член Союза писателей, народный поэт Карачаево-Черкесии Али Ионов родился 19 октября 1943 года в ауле Тапанта. Его отец еще до рождения сына ушел на фронт добровольцем, в 1944 году погиб на территории Польши. Мать осталась вдовой в 19 лет. В ауле, где рос Али, не было ни клуба, ни радио, ни электричества. Долгими вечерами мальчик слушал сказки, которые ему рассказывала бабушка.
Он учился в семилетней школе, где было всего два класса. В одной обучались ученики с первого по четвертый класс, а в другой – с пятого по седьмой. Окончив семилетку, Ионов пошел работать в колхоз, затем был направлен в строительное училище, в город Черкесск.

По образному выражению известной поэтессы Миры Тлябичевой, Али Ионов внезапно ворвался в абазинскую литературу, и признание к нему пришло мгновенно: «Он представляет собой большой слепок таланта. Широта его поэтичного восприятия действительности выходит за рамки повседневности. Отсутствие истинного наставника, который смог бы вовремя «преподнести» литературной публике самобытного поэта, никак не повлияло на его дальнейшее становление – стихи его сами все сказали за себя и за автора».
Член Союза писателей, народный поэт Карачаево-Черкесии Али Ионов родился 19 октября 1943 года в ауле Тапанта. Его отец еще до рождения сына ушел на фронт добровольцем, в 1944 году погиб на территории Польши. Мать осталась вдовой в 19 лет. В ауле, где рос Али, не было ни клуба, ни радио, ни электричества. Долгими вечерами мальчик слушал сказки, которые ему рассказывала бабушка.
Он учился в семилетней школе, где было всего два класса. В одной обучались ученики с первого по четвертый класс, а в другой – с пятого по седьмой. Окончив семилетку, Ионов пошел работать в колхоз, затем был направлен в строительное училище, в город Черкесск. Там он получил специальность плотника-столяра. Впоследствии освоил почти все, что касается строительства домов.
Али Кмелевич много ездил по стране и возводил жилье для людей. «Если сложить все, что я построил за свою жизнь, получится небольшой аул», – шутит сам Ионов. Но не только строительством был занят Али Кмелевич. «Во времена нашего детства самой большой радостью и развлечением были народные сказки, которые рассказывали наши старшие, – вспоминает Али Ионов. – Когда я слушал сказки, скороговорки, пословицы, загадки, мне самому очень хотелось что-то подобное написать, сочинить».
И в 18 лет он начал писать стихи. За перо брался, когда выпадала свободная минутка. Научившись играть на гитаре, стал подбирать музыку к собственным стихам, исполнял их в кругу друзей, чем приводил их в неописуемый восторг. Но сам Али был к себе строг. Все, что он писал, как ему казалось, ничего общего с литературой не имело.
Однажды он прочитал свои стихи известным абазинским писателям Пасарби Цекову и Кали Джегутанову. К удивлению Ионова, его стихи им понравились, они порекомендовали начинающему поэту печататься. И в 1981 году стихи Али впервые появились в газете «Коммунизм алашара» (ныне «Абазашта»).
К тому времени автору уже было 38 лет. Тем не менее это не стало препятствием для интенсивной творческой работы, и в газете стали появляться подборки стихотворений Ионова. Доктор филологических наук профессор Петр Чекалов так отозвался об этом периоде в жизни поэта: «Творчество Али Кмелевича отличается народностью склада, теплотой юмора, незлобивостью сатиры. По крупицам собирает он золотинки родного слова. Вместе с тем стихи его лишены всякого пафосного начала, лозунгового восторга. Они рождают в душе читателя чувства, близкие каждому человеку. Он сам всегда уверен, что меткое слово лучше угрюмого молчания. А вдумчивый и серьезный любитель поэзии не остается равнодушным – мгновенно реагирует и откликается».
     Если б спросили: «Народ вымирает.
     Разве на свете такое бывает?»
     Я бы ответил: «Такое бывало –
     Начисто градом поля выбивало,
     Засухи, войны. Косили болезни.
     Слезы изгнанников, скорбные песни…
     Памятью предков я помню, я знаю,
     Будто старинную книгу листаю».
     Если б спросили: «Все стало на место,
     Зреет пшеница, смеется невеста.
     Что бы тебя опечалило снова?»
     – Жизнь без любви, безответное слово.
     Если б спросили… А если не спросят?
     Если же песню пропеть не попросят? –
     Сам запою. Буду славить от века
     Мужество, память, любовь человека,
     Мир без насилия, лжи и обмана,
     Реки и горы, простор океана,
     Хлебные нивы, зарю на рассвете…
     Все, что прекрасного есть на планете!

В 1982 году цикл его стихотворений был включен в коллективный сборник абазинских писателей «Долина звезд», а в 1985 г. в сборнике «Цветы жизни» его творчеству посвящен отдельный раздел «Мой путь».
В предисловии к данному сборнику та же Мира Тлябичева отметит: «Али Ионова уже сегодня можно считать состоявшимся поэтом. Он появился в нашей литературе с самобытной, ни на кого не похожей мелодикой, излучая поэтическое вдохновение. Стихи Али за последние 2-3 года, пока я его знаю, стали еще лучше и глубже. Это поэзия огромной человечности, умная, сочувствующая, пробуждающая большие мысли. Когда знакомишься с ней, ощущаешь огонь его сердца, стремительность и горячее его сердцебиение».
«Умным, мужественным, глубоким, всем существом своим излучая солнечные лучи – вот таким вступил Али Ионов в абазинскую духовную культуру», – напишет в 1999 г. в статье «Гордость народа» Микаэль Чикатуев. И в этой же публикации он подчеркнет: «Али Ионов – поэт, поэт милостью Божьей. Возможно, я ошибаюсь, но, когда я читаю стихи Али Ионова, размышляю над ними, в сердце моем рождается мысль: ни один из абазинских поэтов не близок народу и не может стать ближе к нему так, как Али…То народное, чисто абазинское, чем наполнены и пронизаны стихи Ионова, не встречаются больше ни у кого».
Выросший под обаянием красоты родного фольклора, впитавший в себя мелодии гор, Али Ионов родился с поэтической искрой в душе. Вместе с поэзией природа подарила ему огромное сердце и мощь таланта. На стихи Ионова написано более полутора десятка песен. Известные композиторы Галина Гожева и Владимир Чикатуев по сей день сотрудничают с поэтом. А песню Али Кмелевича и Галины Беслановны «Бабацауа» исполняют артисты всех национальностей на абазинском языке.
Стихи Али Ионова вряд ли когда-нибудь утратят свою актуальность, секрет их долголетия в мастерстве автора. Он всегда находит особое удовлетворение в процессе шлифовки строк, поиске форм, изучении и самостоятельном познании приемов и способов стихосложения.
После окончания строительного училища Али Кмелевич больше нигде не учился. Потому он подобрал библиотеку из словарей и книг по истории, этнографии, языку, теории стиха, поэтике и занялся самообразованием. Помимо сборников «Цветы жизни» (Черкесск, 1985 г.), «Песни моей земли» (Черкесск, 1989 г.), «Человечность и мужество» (Черкесск, 2002 г.), «Нарт» (Черкесск, 2013 г.), его стихи вошли в «Антологию современной литературы народов России. Поэзия», которая издана в 2017 году.
В одной из своих статей Петр Чекалов пишет: «Народность поэзии Али Ионова – вот что выделяют в качестве главного достоинства все, кто знаком с его творчеством, и не согласиться с этим, на мой взгляд, нельзя. Это очевидно, и дополнительным подтверждением служит факт, что самое крупное и самое значительное его произведение – поэма «Как Сосруко вернул нартам огонь» – написано по мотивам народного творчества. Самыми крупными переводными его произведениями на сегодня являются «Сказка о мертвой царевне и о семи богатырях» и «Сказка о попе и о работнике его Балде» А. Пушкина, в основу которых положены русские народные сказки. И тот, кто читал названные произведения или слышал их в исполнении самого Ионова, не может не поразиться уровню его мастерства, тому, как просто и тонко умеет переплавлять национальный автор трудоемкое и непослушное абазинское слово в высокую и светлую поэзию. Это блестящая и великолепная работа! Но в данном случае я хотел обратить внимание на выбор поэта. Это не случайность: ему органично близко все живое и народное, и поэзия его самого народна по сути».
Али Ионов с детства любит творчество великого русского поэта Александра Сергеевича Пушкина. Переведя несколько его сказок для детей, он, наверное, не знал, что их с удовольствием будут читать, перечитывать и взрослые.
Супруга поэта, трое детей и внуки с уважением относятся к его творчеству и создают все условия для работы. «Когда я сажусь за свой рабочий стол, я забываю обо всем», – признается сам поэт. В 2003 году на юбилейном вечере, посвященном 60-летию поэта, был зачитан Указ Главы КЧР о присвоении Али Кмелевичу звания народного поэта. В этом году 19 октября поэту Али Ионову исполнилось 75 лет. Он полон творческих планов и идей. Хочется пожелать ему для исполнения всего задуманного здоровья и благополучия.

А. ДЖЕРДИСОВА.

А. ДЖЕРДИСОВА
Поделиться
в соцсетях