Учим «особенных» детей
На днях в Общественной палате КЧР обсудили состояние и перспективы развития школьного и профессионального инклюзивного образования – совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих их.
В круглом столе приняли участие первый заместитель министра образования и науки КЧР Елизавета Семенова, заместитель мэра Карачаевского городского округа Азрет Караев, директор и художественный руководитель Русского театра драмы и комедии КЧР Хасан Биджиев, директор Индустриально-технологического колледжа в Черкесске Ахмат Байрамуков, ректор Карачаево-Черкесского респ. института повышения квалификации работников образования Александр Гурин, начальники районных отделов образования, руководители различных учреждений, которые так или иначе заинтересованы в обсуждении этой темы.
На днях в Общественной палате КЧР обсудили состояние и перспективы развития школьного и профессионального инклюзивного образования – совместного обучения и воспитания детей с ограниченными возможностями здоровья и детей, не имеющих их.
В круглом столе приняли участие первый заместитель министра образования и науки КЧР Елизавета Семенова, заместитель мэра Карачаевского городского округа Азрет Караев, директор и художественный руководитель Русского театра драмы и комедии КЧР Хасан Биджиев, директор Индустриально-технологического колледжа в Черкесске Ахмат Байрамуков, ректор Карачаево-Черкесского республиканского института повышения квалификации работников образования Александр Гурин, начальники районных отделов образования, руководители различных учреждений, которые так или иначе заинтересованы в обсуждении этой темы.
Модератор мероприятия – директор института экономики и управления Северо-Кавказской государственной гуманитарно-технологической академии, председатель комиссии Общественной палаты КЧР по вопросам образования, науки, культурно-духовного наследия и вопросам семьи Рашид Канцеров отметил в своем коротком выступлении, что в последние годы система школьного образования прогрессирует в части обучения детей с ограниченными возможностями здоровья (ОВЗ) и повышения доступности образования для детей с особыми образовательными потребностями.
«Система общего образования детей с особыми образовательными потребностями у нас представлена двумя коррекционными образовательными организациями города Черкесска. Кроме того, функционирует некоммерческое партнерство общеобразовательная организация «Школа № 21 г. Черкесска», где организовано обучение 47 детей с ограниченными возможностями здоровья. Из них детей-инвалидов 17 человек. В настоящее время в КЧР проживает около 3 тысяч детей с ОВЗ. В режиме инклюзивного обучения в образовательных организациях республики в текущем году обучаются 1095 детей, в том числе 837 детей-инвалидов… Законодательная база все больше совершенствуется и дает детям основания для получения образования в любом типе образовательного учреждения вне зависимости от степени нарушений здоровья.
Закон обязывает школы принимать к обучению всех детей без исключения, так что сегодня мы должны не только говорить о создании условий в образовательных организациях для одинаково комфортного обучения обычных детей и детей с ОВЗ, но и думать об их социализации».
Первый заместитель министра образования и науки КЧР Елизавета Семенова, проанализировав проводимую в республике работу по обеспечению равных возможностей для обучения и воспитания детей с особыми образовательными потребностями, подчеркнула: «В прошлом году у нас возникла необходимость их социализации. Но для создания соответствующих условий и повышения качества инклюзивного образования требуются материальные затраты. На сегодняшний день предпринимается много шагов и на уровне руководства республики, и со стороны нашего министерства, и на местах, в муниципалитетах».
Елизавета Семенова напомнила также присутствующим, что в КЧР существует специальная комиссия, определяющая образовательный маршрут каждого ребенка с ОВЗ.
«Необходима подготовка тьюторов (педагогов, обеспечивающих разработку индивидуальных образовательных программ учащихся и студентов, сопровождающих процесс индивидуального образования в школе, ссузе и вузе. – Прим. авт.), – добавила Елизавета Магометовна. – Инклюзивная практика обеспечивает равный доступ к получению того или иного вида образования и создает необходимые условия для адаптации к обучению всех, без исключения, детей, независимо от их индивидуальных особенностей, учебных достижений, родного языка, культуры, психических и физических возможностей».
Обстановка круглого стола была деловой. Компетентность участников сказалась на его качестве и дала возможность присутствующим получить очень важные для себя сведения о практическом развитии инклюзивного образования. Выступающие: директор школы-интерната имени Латоковой Г. Д. Лариса Джуккаева, директор индустриально-технологического колледжа Ахмат Байрамуков и другие – уделили большое внимание проблемам детей с нарушениями нейроразвития – аутизмом, нарушением интеллекта, расстройством поведения. До недавнего времени это была наиболее ущемленная в плане доступности образования категория детей: несмотря на то, что их права были законодательно утверждены, они имели силу лишь на бумаге. В последние годы положение улучшилось, потому что ответственность за реализацию права на образование этой категории детей возложили на директоров школ и учителей.
Дискуссия, последовавшая за выступлениями экспертов, была живой и эмоциональной, ведь кроме перечисленных приходилось рассматривать болезненные, требующие глубокого изучения проблемы взаимодействия и взаимопомощи между органами управления образования, муниципалитетами, социальными учреждениями, образовательными организациями и родителями.
Право детей с особенностями развития, в том числе детей с РАС, на образование должно реализовываться в соответствии с принципами равенства возможностей и недискриминации, которые декларируются в международных конвенциях и в российской Конституции, отметили участники круглого стола. Современную образовательную практику уже невозможно представить без инклюзивного образования детей с ограниченными возможностями здоровья. Моральная, психологическая нацеленность педагогов республики на его реализацию, в основном, уже достигнута. Теперь нарабатывается новый педагогический опыт, нащупываются пути помощи детям и их родителям. Но, как в любом новом деле, у педагогов, работающих в условиях инклюзивного образования, не хватает профессиональной компетентности. Курсы, организуемые Карачаево-Черкесским республиканским институтом повышения квалификации работников образования, проблему не решат: необходимы пособия по игровым обучающим техникам, специальные учебники, методическая литература. К сожалению, все это стоит очень дорого, к тому же отсутствует в свободной продаже и в библиотеках.
«Пока недостаток профессионализма сглаживается позицией «Особый ребенок – наш ребенок», – отметил Ахмат Байрамуков. – Однако это временное явление. К тому же необходима большая воспитательная работа с родителями. Если убедить их признать, что болезнь ребенка должна восприниматься как часть жизни, они научатся жить с этой мыслью, ощутят внутреннюю опору и, задумавшись о будущем своего чада, начнут корректировать его с педагогами, врачами и психологами. Согласно Конвенции ООН о правах ребенка, дети, неполноценные в умственном или физическом отношении, имеет право на особую заботу и достойную жизнь. Государство учится предоставлять им возможность учиться, лечиться, готовиться к трудовой деятельности, отдыхать, быть максимально самостоятельными, то есть жить полноценной жизнью».
Инклюзивное образование можно назвать просветлением в нашем обществе. Несправедливость исправлена. Теперь дети-инвалиды и с ограниченными возможностями здоровья, выйдя из изоляции, могут наравне с обычными детьми получать образование, реализовывать свои интеллектуальные и творческие способности и строить взаимоотношения со сверстниками. Однако человечность всегда дается нелегко. Несмотря на это, проекты инклюзивного обучения интенсивно внедряются в нашей республике.
Отношение к нему нельзя назвать однозначным. Ряды энтузиастов дрогнули после керченской трагедии. Но стрелок-то считался здоровым парнем, что говорит о равнодушии педагогов, не разобравшихся в душевном состоянии подростка, который, к слову сказать, не пил, не курил, не употреблял наркотики.
В заключение заседания председатель Общественной палаты Вера Молдованова выразила надежду, что участники круглого стола получили ответы на все волнующие их вопросы, в том числе и об организации режимных моментов, и о преодолении основного психологического барьера – страха перед вредом инклюзии для здоровых детей. Исследования показали, что нахождение в инклюзивных классах не мешает академической успеваемости здоровых учеников.
{{commentsCount}}
Комментариев нет