Какого цвета печаль?
В минувшую пятницу в картинной галерее Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника состоялся вернисаж, посвященный черному юбилею – 75-летию со дня депортации карачаевского народа в Среднюю Азию. Собравшихся приветствовали председатель совета старейшин общественной организации «Къарачай алан халкъ» Ахмат Катчиев и депутат Народного Собрания КЧР, директор ГНБ КЧР им. Х. Байрамуковой Салых Хапчаев. Народный поэт КЧР Дина Мамчуева, как и полагается поэту, прочла отрывок из своей поэмы «Карачай».
В минувшую пятницу в картинной галерее Карачаево-Черкесского государственного историко-культурного и природного музея-заповедника состоялся вернисаж, посвященный черному юбилею – 75-летию со дня депортации карачаевского народа в Среднюю Азию. Собравшихся приветствовали председатель совета старейшин общественной организации «Къарачай алан халкъ» Ахмат Катчиев и депутат Народного Собрания КЧР, директор Государственной Национальной библиотеки КЧР им. Х. Байрамуковой Салых Хапчаев. Народный поэт КЧР Дина Мамчуева, как и полагается поэту, прочла отрывок из своей поэмы «Карачай».
Карачаевский народ был первым из высланных с Северного Кавказа народов, вкусившим горький хлеб чужбины. Более 43 тысяч человек, в том числе 22 тысячи детей, нашли там вечный покой. Эта трагедия, до сих пор жгущая сердца людей, была отражена сквозь призму восприятия художников Карачаево-Черкесии и фотографов Средней Азии сороковых-пятидесятых годов прошлого века.
Организаторы выставки, музейные работники, собрав богатую экспозицию художественных полотен и документальных снимков, дали возможность посетителям ознакомиться с нею еще перед торжественной частью. «Низкий поклон им и спасибо, – сказал известный этнограф Ибрагим Шаманов. – Истину становится труднее добывать с каждым часом – уходят свидетели, стираются в памяти события, жизнь есть жизнь.
Я в первую очередь обратил внимание на фотографии, потому что на них запечатлена жизнь высланных карачаевцев, не только выживших в нечеловеческих условиях, но и сумевших обстроиться благодаря самоотверженному труду. Они возвели жилье, обзавелись коврами, приличной одеждой. Светопись высветила достойный фон – обстановку, хоздворы… На фотографиях мы видим Героев Социалистического Труда, группы студентов – карачаевцев и балкарцев, обучавшихся в вузах Алма-Аты и т. д. Черно-белые снимки, превратившиеся в раритет».
Сюжеты фотографий трогали душу каждого зрителя – равнодушных не было. Похвальная грамота на сером листе со школьной печатью – награда юннату Ибрагиму Шаманову. Многие узнавали своих родственников и знакомых. Колоритная фотография наездника на лошади, передовика сельского хозяйства, пастуха Солтана Кипкеева, сумевшего даже заработать деньги на автомобиль. «Отец заместителя директора музея Ислама Кипкеева», – подсказали мне. На одной из фотографий зафиксировано множество людей. Последний день изгнания. Город Фрунзе. Прощание друзей – проводы на родину, на Северный Кавказ. Вперемешку – карачаевцы, киргизы, балкарцы, в центре киргиз, председатель колхоза. По выражению лиц чувствуется – все они успели привыкнуть друг к другу, как родные люди.
– Меня пригласил сюда друг, – поделился житель Черкесска Петр Сизоненко. – Я потрясен, боль и горечь лишенных родины людей стали моей болью… Одно дело – слышать рассказы о трагедии наших земляков, которые отличаются лично от меня только национальностью, совсем другое – когда видишь их страдания, слава Богу, оставшиеся в прошлом.
Депортация богата художественными интерпретациями. Темная палитра красок, насыщенная оттенками, заставляет подолгу смотреть на каждую картину и вздыхать от жалости. Испуганные глаза детей, страх матерей, скорбь стариков… Наверное, именно из-за этого я сердцем почувствовал «тихий героизм» народа.
Об этом же сказал режиссер Ахмат Байрамкулов из Санкт-Петербурга, подчеркнувший, что приехал в республику по приглашению директора Ногайского театра Валерия Казакова, чтобы поставить спектакль по его пьесе о выселении карачаевцев. «До слез был тронут, – признался он, – когда услышал, что говорят ногайские братья о трагедии, постигшей нас».
И за добро, и за зло люди обязательно заплатят. Всевышний не совершает несправедливости даже весом в мельчайший грамм. Эта мысль прошла красной нитью через все выступления и краткие интервью. Доктор филологических наук Фатима Эбзеева родилась уже в счастливое время – после возвращения родителей на родину, но незаслуженное наказание ее народа до сих пор не дает ей покоя. Пример, приведенный ею, заставил горестно вздохнуть всех присутствующих. Залихат Эркенову фашисты зверски пытали и убили в городе Кисловодске за то, что не выдала место расположения партизан. А ее муж сражался на Ленинградском фронте. «За что репрессировали их безвинного ребенка?» – задала она вопрос, на который уже никто не ответит: тот, кто был виновен, давно ушел из жизни… Успокаивают лишь примеры сочувствия и доброты со стороны представителей других национальностей. «Хызыр Эркенов, – продолжила Эркенова, – вернулся с фронта, не подозревая о депортации. Таких, как он, вылавливали энкеведешники как врагов. Выручила армянка Надя, схватила на перроне за руку, объяснив им, что это ее контуженный муж. Отвезла его в безопасное место и тайно переправила в Среднюю Азию, к родным. Хотелось бы, чтобы такие случаи тоже были воспроизведены на полотнах художников», – заключила она.
{{commentsCount}}
Комментариев нет