До самого синего моря… или Свалка в междуречье

14 декабря в 08:10
4 просмотра

История этой «широкоформатной» свалки у села Чапаевского не блещет особой оригинальностью. Когда-то в советские времена от мусора в селе избавлялись самостоятельно, кто как мог – что-то сжигали на подворье, остальное выкидывали с обрыва на берег Кубани либо вывозили на старый карьер. Частенько сюда же добавляли свой мусор и близживущие горожане. А потому окрестности Чапаевского чистотой не блистали.
К началу 2000-х для упорядочивания процесса сбора мусора на селе были наконец поставлены металлические баки, и утилизация твердо-бытовых отходов стала проходить более цивилизованно, без ущерба природе и на радость людям.
История этой «широкоформатной» свалки у села Чапаевского не блещет особой оригинальностью. Когда-то в советские времена от мусора в селе избавлялись самостоятельно, кто как мог – что-то сжигали на подворье, остальное выкидывали с обрыва на берег Кубани либо вывозили на старый карьер. Частенько сюда же добавляли свой мусор и близживущие горожане. А потому окрестности Чапаевского чистотой не блистали.
К началу 2000-х для упорядочивания процесса сбора мусора на селе были наконец поставлены металлические баки, и утилизация твердо-бытовых отходов стала проходить более цивилизованно, без ущерба природе и на радость людям. Казалось бы, прогресс налицо, но не тут-то было.
Баки мешали всем, куда бы их ни поместили. Поставят возле одного двора, оттуда летят жалобы на зловоние и мух, поставят у другого забора – то же самое. Располагали их на перекрестке, но тогда ветер гонял мусор на все четыре стороны. Так и кочевали бы злополучные емкости, предназначенные для благих целей, но в одночасье кто-то позаботился о них по-своему – просто умыкнул и сдал в металлолом. Что ж, баки «ушли», а мусор остался, как и необходимость как-то от него избавляться.
И снова жители села, не мудрствуя лукаво, нашли единственно возможный для себя выход – свалку. Организовали ее по общему согласию возле нового карьера на правом берегу Кубани, неподалеку от моста на «развязке» при выезде из города. Причем периодически отходы даже засыпались землей и трамбовались, частично сжигались. По улицам и сегодня проезжает трактор, собирающий у населения мешки с мусором и увозящий их на свалку. Тариф – 100 рублей со двора. И снова вроде бы все в порядке.
Но… постепенно территория свалки разрасталась, и проехать по ней вглубь стало небезопасно – стекла, острые предметы в изобилии валяются на асфальте и вполне могут стать причиной прокола шин. Неизвестно, кто стал родоначальником новой идеи, но подхватили ее многие – свозить мусор по другому пути: мимо мечети, молокоприемного пункта и полузаброшенной фермы, далее – по мостику через речку Овечку, аккурат на ее левый бережок. Оттуда и до самой матушки Кубани рукой подать. Да и до Черкесска тоже – хорошо видны городские постройки и снующие по мосту машины.
Сказано – сделано. Потянулись авто с мусором в эту сторону, сбрасывая груз где попало. По свидетельству наблюдательных селян, тракторист тоже перестал заморачиваться дальним съездом и везет все собранное «богатство», как говорится, в ближний свет. И стала чистая грунтовая дорога, лентой вьющаяся вдоль русла маленькой Овечки, превращаться в край бездны, куда безоглядно ухнула незатейливая красота этих мест.
Так между двумя речками и растет стихийная свалка. Ветром полиэтиленовые пакеты и бумагу разносит окрест, по кустарнику и низким деревцам. И висят они, зацепившись за ветки, отнюдь не новогодними украшениями. Поломанные пылесосы, битая посуда и овечья шерсть, клочья одежды и обуви, отходы стройматериалов и «останки» старых глиняных стен, мертвые животные и пищевые отходы – все это в мешках и без оных валяется кучно и порознь на территории не менее 7 соток. Зрелище не из приятных, а об аромате и говорить не приходится.
Пасутся здесь и местные коровы. И хоть пастух старается отогнать животных от мусорных куч, нет-нет да и пристроится какая-нибудь буренка полакомиться гниющими отходами. Польза от ее молока сомнительная, а вред очевиден. Да и любую инфекцию со свалки животное в дом принести может.
Подняли тревогу, как ни странно, горожане – в редакцию поступило несколько звонков от возмущенных рыболовов, которые вместе с семьями частенько выезжали на берег Овечки порыбачить. Как раз на это место.
– Места не глухие, с городом почти рядом, а природа красивая. Для ребятишек самое то – не боишься за них, что забегут куда-то, свалятся с чего-нибудь. Все на глазах, да и речушка небольшая, но на рыбку богатая. Как модно говорить, здесь «все включено», – рассказывает Иван Бортников из Черкесска.
Иван Сергеевич как раз из тех рыбаков, которые не только сами по выходным ищут уединения с природой, но и о своих близких не забывают. А тут мусор наступает на пятки, гонит с насиженного места вглубь поймы речки Овечки.
– Можно, конечно, подальше проехать. Но, когда пробираешься вдоль этого «великолепия», уже настроение портится… Многие из тех, кто привык здесь свой досуг проводить, не рады таким переменам. Еще слышал, что здесь собираются территорию облагораживать для отдыха, но при таких делах кто же поедет сюда отдыхать? – скептически замечает Бортников.
Да, проблема утилизации отходов не простая даже для государства, где уж тут частным лицам справиться! Даже если все собрать и перевезти на полигон, то наутро кто-то снова привезет мешок на освободившееся место. А брать заведомо свалку в аренду, чтобы гнать «везунов» уже с частной территории, и вовсе абсурд. Что делать? Рыбаки свои варианты предлагают:
– Самое простое – запрет, плакат с суммой штрафа за незаконный выброс мусора. Огородить территорию можно, и шлагбаум сразу за мостиком через Овечку поставить. А то ведь мусору до воды – рукой подать. И Овечка, впадающая в Кубань, и сама Кубань дальше течет через населенные пункты до Азовского моря. И что? Теперь свой мусор сплавлять до морского побережья будем, чтобы все отдыхающие и живущие там добрым словом нас поминали? – с горечью вопрошает горожанин Бортников. В ответ – тишина и потрескивание вечно горящих мусорных куч.
А что на это скажет местная администрация?

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях