Знаток детских душ
Бывает так: впервые встретишь человека, а кажется, что знаком с ним давным-давно. Именно такой оказалась Людмила Михайловна ТЕМИЖЕВА (на снимке), о которой попросили написать в газету родители ее учеников, – красивая, ухоженная, интеллигентная женщина.
Людмила Михайловна выросла в семье больших тружеников. Отец, Михаил Магомедович Дармилов, работал на автозаправочной станции в Джегуте, мама, Зоя Хаджимурзовна, – учитель-русовед, влюбленный в литературу, в чистоту русского языка, каждый урок которой был уроком-открытием, где правил бал творческий поиск. Разумеется, дочь ни о какой другой профессии, как профессия педагога, и не помышляла, потому, окончив школу, поступила в КЧГПИ. После окончания пединститута ее направили в СОШ № 7 г. Черкесска, где она и преподает в начальных классах более 35 лет, в связи с чем мне даже трудно представить, сколько раз Темижева прощалась с подросшими и окрепшими за четыре года своими питомцами и сколько раз с тревогой и радостью ждала встречи с первоклассниками.
Бывает так: впервые встретишь человека, а кажется, что знаком с ним давным-давно. Именно такой оказалась Людмила Михайловна ТЕМИЖЕВА (на снимке), о которой попросили написать в газету родители ее учеников, – красивая, ухоженная, интеллигентная женщина.
Людмила Михайловна выросла в семье больших тружеников. Отец, Михаил Магомедович Дармилов, работал на автозаправочной станции в Джегуте, мама, Зоя Хаджимурзовна, – учитель-русовед, влюбленный в литературу, в чистоту русского языка, каждый урок которой был уроком-открытием, где правил бал творческий поиск. Разумеется, дочь ни о какой другой профессии, как профессия педагога, и не помышляла, потому, окончив школу, поступила в КЧГПИ. После окончания пединститута ее направили в СОШ № 7 г. Черкесска, где она и преподает в начальных классах более 35 лет, в связи с чем мне даже трудно представить, сколько раз Темижева прощалась с подросшими и окрепшими за четыре года своими питомцами и сколько раз с тревогой и радостью ждала встречи с первоклассниками. Почему с тревогой? Да потому что сложны отношения учителя начальных классов и ученика. Дома остались папа, мама, бабушки и дедушки, в прошлом – воспитатели детского сада, а тут – новые люди…
О том, как Людмила Михайловна вошла в их жизнь, помнит не одно поколение детей, помнит, какими они были поначалу робкими малышами, боящимися выпустить из своей ладошки мамину руку, а уже через неделю не отходившими от своей учительницы ни на шаг.
– Есть такие педагоги, которые как бы требуют от учеников чуть большей отдачи, чем можно было бы. Но, предъявляя свои повышенные требования к ученикам, Людмила Михайловна столь эффективно стимулирует их старания насыщенностью и увлекательностью собственных объяснений, что диву даешься и не жаль никаких усилий, – говорят коллеги Темижевой.
– Это у меня от мамы – готовиться к урокам тщательно, используя дифференцированный подход с учетом индивидуальных особенностей каждого ученика, – рассказывает Людмила Михайловна. – Дети ведь очень разные, кто-то плохо знает русский язык, а в классе дети разных национальностей – карачаевцы, русские, абазины, кто-то не посещал детский сад, и у него никаких навыков общения со сверстниками, словом, ситуации бывают самые разные, так что учителя начальных классов можно смело называть и педагогом, и воспитателем, и психологом. Но меня, могу смело утверждать, судьба одаривала прекрасными, умными, хорошими учениками.
Охотно верю, потому что дети младшего школьного возраста, как зеркало, копируют привычки и манеры поведения учителей, и как им быть невоспитанными, если они видят, что Людмила Михайловна ни разу не присядет за весь урок. Ее необыкновенно приятный голос, кажущийся всегда взволнованным, может и красиво похвалить детей, и тактично и ласково пожурить их. Она выстраивает учебный процесс так, чтобы интерес у детей не угасал к занятиям даже к концу урока. У Темижевой своя целостная педагогическая система, способствующая всестороннему развитию ребенка.
Куда проще и легче научить ученика читать и писать, чем уважать людей, быть чуткими и отзывчивыми. Этот путь наиболее беспокоен, но именно по нему она идет в своей каждодневной работе, и для этого все средства хороши – занимательные задания по русскому языку и литературе, эстафеты на физкультуре, поделки для мам на Восьмое марта и для пап на 23 февраля, занятия на природе. Нынче вышли из обихода понятия «настольная книга», все реже употребляется словосочетание «патриотическое воспитание», а у нее все это традиционно.
Темижева до малейших подробностей знает все, чем живет класс. Не только то, кто с кем дружит, а то, как вот сегодня складываются отношения друзей, что нового или тревожного у ребенка дома, не зря ее называют в школе знатоком детских душ.
– Дети влюбляются в нее на всю жизнь, а их родители становятся ее друзьями, – пишут в письме родители четвертого, выпускного в этом году, класса.
– Залог успеха воспитания ребенка, – считает, в свою очередь, Людмила Михайловна, – во взаимопонимании и взаимодействии с родителями малышей. И они становятся опорой мне. Но самой большой и надежной опорой был и остается для меня мой родной коллектив, мудрые, заботливые педагоги, которые раскрыли для меня особенности профессии, научили уверенности в своих силах.
У Людмилы Михайловны прекрасная семья. Жива мама, ей 84 года, и родные в ней души не чают за ее доброту, душевную щедрость. Михаила Магомедовича уже нет в живых, как я уже сказала, не стало и мужа Аубекира Магомедбиевича, за которым она была, как за каменной стеной… Печальна память в этом уютном доме о тех, кто ушел из жизни столь безвременно, но радость доставляют живущие рядом два сына. Аслан – заместитель начальника полиции г. Черкесска, Арсен – водитель в ведомстве судебных приставов, две невестки – чеченка и абазинка, три внука и одна внучка Амели.
Из разновременных и порой незначительных эпизодов складываются наши отношения с человеком, формируя внутреннее представление о нем, но, когда я увидела, как после уроков старшеклассники бегут к Людмиле Михайловне Темижевой, завидуя ее четвероклассникам, поняла: этот человек действительно тонкий, чуткий педагог и знаток детских душ.
{{commentsCount}}
Комментариев нет