Госзакупки: сложно, но не страшно

26 декабря в 08:25
2 просмотра

Государственные закупки – процесс, зависящий только от человека. Степень четкости, слаженности и правильности его действий обеспечивают итог каждой сделки. В этой сфере есть открытые конкурсы и электронные аукционы, запросы котировок и прочие операции. Есть сайты госзакупок и заказчики с прозрачным бюджетом. Есть и увесистые брошюры с изложенными в них тонкостями по 44-ФЗ. Казалось бы, чего проще – есть законодательство и есть исполнители. Так почему же современная система госзакупок столь сложна для понимания и использования? Что мешает заказчикам и подрядчикам, какие проблемы стоят перед ними и как их решить? Об этом и о перспективах дальнейшего развития системы госзакупок мы поговорили с заместителем руководителя УФАС по КЧР, начальником отдела госзакупок Галиной АВРАХОВОЙ.

Государственные закупки – процесс, зависящий только от человека. Степень четкости, слаженности и правильности его действий обеспечивают итог каждой сделки. В этой сфере есть открытые конкурсы и электронные аукционы, запросы котировок и прочие операции. Есть сайты госзакупок и заказчики с прозрачным бюджетом. Есть и увесистые брошюры с изложенными в них тонкостями по 44-ФЗ. Казалось бы, чего проще – есть законодательство и есть исполнители. Так почему же современная система госзакупок столь сложна для понимания и использования? Что мешает заказчикам и подрядчикам, какие проблемы стоят перед ними и как их решить? Об этом и о перспективах дальнейшего развития системы госзакупок мы поговорили с заместителем руководителя УФАС по КЧР, начальником отдела госзакупок Галиной АВРАХОВОЙ.
– Галина Павловна, сейчас много говорится о том, как проходят закупки товаров, работ и услуг для государственных и муниципальных нужд. В телепередачах и новостях часто муссируют сведения о закупках золотых унитазов, кроватей и даже золотых парашютов отдельными госзаказчиками. Чем «порадовал» в этом смысле уходящий год?
– Для начала немного статистики. Объем нарушений при госзакупках в рамках 44-ФЗ («О контрактной системе в сфере закупок товаров, работ, услуг для государственных и муниципальных нужд» ) в Российской Федерации в 2017 году составил 104,6 млрд руб. Это в два с лишним раза больше, чем было годом ранее в 2016 году (48,8 млрд руб.). Почти втрое выросло и количество самих нарушений (2200 против 823 в 2016 году). При этом экономия бюджетных средств по итогам осуществления закупок снизилась до 6,7% (было 9,9%). Поскольку 2018 год еще не закончился, статистики по нему пока нет, она будет после подведения годовых итогов.
– Вы можете привести в качестве отрицательного примера какие-то наиболее значительные нарушения за истекший период этого года?
– Могу, но все значимое происходит в основном на федеральном уровне. Так, одним из министерств РФ был заключен контракт на закупку комплектующих, лучших образцов узлов оборудования, расходных материалов для изготовления опытных образцов комплектов российского оборудования общей стоимостью 130,9 млн руб., которые на момент оплаты не были выполнены. Другое федеральное министерство не направляло требования к исполнителям работ по оплате штрафов в связи с нарушением сроков выполнения обязательств по 15-ти (!) заключенным государственным контрактам. Общая сумма невзысканных штрафов составила 143,6 млн руб. Контрольно-счетными органами регионов за этот же период выявлено более 34 тысяч различных нарушений в сфере закупок на общую сумму более 35 млрд рублей. Как видно, общее количество нарушений закона достаточно велико.
– Каковы же, на ваш взгляд, основные причины данной проблемы?
– В основном это неправильное оформление первичных документов, низкая дисциплина поставщиков и заказчиков, отсутствие единой базы хранения документов и должного контроля за исполнением. Объем новой информации вгоняет в ступор, изучение специфики откладывается «на завтра» и становится долгосрочным намерением. Далеко не все представители госучреждений берут на себя труд изучить рынок, специфику заказываемой продукции и цены на нее. Так что проблема некомпетентности обеих сторон еще очень глубока.
– Контракты по госзакупкам – непрозрачная процедура. Как тут быть с контролем?
– Проблема решается с помощью внесения сведений в Единую информационную систему закупок (ЕИС), в которой размещаются все заказы всех заказчиков на территории РФ.
– Нужно ли оптимизировать систему государственных закупок?
– Судите сами. С момента принятия закона о контрактной системе в 2013 году в него было внесено более 50 изменений, а также принято в его развитие более 100 подзаконных актов. И все правоприменители сходятся во мнении, что это один из сложнейших законов.
– Что вы можете сказать о контроле за исполнением законодательства о контрактной системе?
– Такой контроль носит многоуровневый характер. Сейчас проведение процедуры закупки контролируют Федеральная антимонопольная служба и её территориальные органы, а планирование и исполнение контрактов регулирует Федеральное казначейство. В субъектах и муниципалитетах созданы свои контрольные органы, либо функции по контролю возложены на какое-либо ведомство. По мнению аналитиков Счетной палаты РФ, такое разграничение полномочий федеральных контрольных органов не позволяет увидеть «целостную картину нарушений в сфере закупок». Предлагается разработать новый стандарт осуществления контроля в сфере закупок, который будет применяться на региональном и муниципальном уровнях, а также провести анализ законодательства о контрактной системе в сфере закупок в целях дальнейшего сокращения сопроводительной документации.
– Можно ли привлечь к ответственности за нарушения в сфере закупок?
– Установленный законом срок привлечения в этом случае – 1 год, что зачастую позволяет заказчикам избегать ответственности за нарушения, связанные с неразмещением или с нарушением сроков размещения информации в ЕИС, формированием документаций с нарушениями, и прочие нарушения. Есть предложения внести изменения в часть 1 статьи 4.5 Кодекса об административных правонарушениях, где говорится об увеличении срока давности привлечения к ответственности за нарушения законодательства в сфере закупок до 3 лет. Но это пока обсуждается.
– А что делается для увеличения прозрачности в системе госзакупок?
– Рассматривается вопрос о создании открытого для пользователей функционала ЕИС – единой инфосистемы, позволяющей в автоматизированном режиме структурировать и систематизировать нарушения, выявляемые органами контроля в сфере закупок. А также создать в ЕИС открытый функционал автоматизированного анализа и контроля, позволяющий выявлять и предупреждать процедурные нарушения в сфере закупок. Можно установить в ЕИС подсистему фиксации последовательности этапов работы заказчиков, обеспечив при этом блокировку их недобросовестных действий. Но это – в будущем. А пока, несмотря на все сложности, рынок государственных заказов все-таки остается интересным и перспективным. И если вы чувствуете, что вам по силам выиграть конкурс и получить заказ, смело участвуйте! Не бойтесь бороться за свои права и указывать на необоснованные требования заказчиков. Разобраться в ситуации и поддержать вас могут как общественные, так и государственные надзорные организации.

Беседу вела Лариса НИКОЛАЕВА.

Лариса НИКОЛАЕВА
Поделиться
в соцсетях