«Беру в союзники время…»

23 января в 12:24
3 просмотра

Жизнь всегда берет себе в союзники время, поэтому у любого поколения не бывает разрыва между собственной судьбой и эпохой. И это особенно заметно у людей с высокой гражданской позицией, на которых, собственно, держится мир. Прежде всего, они – ценные специалисты, в какой бы отрасли ни трудились, преданно служа избранному делу, пока в силах ходить по земле… Об этом думалось мне, когда беседовала со старейшим учителем химии г. Карачаевска, обладателем гранта Президента РФ Ниной Ячменцевой накануне ее 80-летнего юбилея. При виде стопки журналов «Химия в школе» и ее собственных методических разработок на рабочем столе у нее дома невольно вспомнила старую истину: бывших учителей не бывает…
Несмотря на то, что Н. Ячменцева ушла на заслуженный отдых ровно десять лет назад, в консультациях по ЕГЭ, разборе химических задач и разделов органической и неорганической химии старшеклассникам она никогда не откажет. Из поколения в поколение передаются отзывы о ее уникальных уроках и мастер-классах для коллег республики, когда она преподавала химию в средних школах № 3 и № 6 г. Карачаевска, давая им прочные, фундаментальные знания.

Жизнь всегда берет себе в союзники время, поэтому у любого поколения не бывает разрыва между собственной судьбой и эпохой. И это особенно заметно у людей с высокой гражданской позицией, на которых, собственно, держится мир. Прежде всего, они – ценные специалисты, в какой бы отрасли ни трудились, преданно служа избранному делу, пока в силах ходить по земле… Об этом думалось мне, когда беседовала со старейшим учителем химии г. Карачаевска, обладателем гранта Президента РФ Ниной Ячменцевой накануне ее 80-летнего юбилея. При виде стопки журналов «Химия в школе» и ее собственных методических разработок на рабочем столе у нее дома невольно вспомнила старую истину: бывших учителей не бывает…
Несмотря на то, что Н. Ячменцева ушла на заслуженный отдых ровно десять лет назад, в консультациях по ЕГЭ, разборе химических задач и разделов органической и неорганической химии старшеклассникам она никогда не откажет. Из поколения в поколение передаются отзывы о ее уникальных уроках и мастер-классах для коллег республики, когда она преподавала химию в средних школах № 3 и № 6 г. Карачаевска, давая им прочные, фундаментальные знания. А результат налицо, стоит только назвать имена ее бывших учеников, успешно окончивших медицинские вузы и работающих врачами только в одной Карачаевской ЦГРБ: Зухра Бегеулова, Хадиджа Кузнецова, Оксана Тхагапсова, Аризат Салпагарова, Марьям Койчуева…
Учениками Нины Михайловны были заместитель министра здравоохранения КЧР Бэла Батчаева, доктор медицинских наук Башир Хапаев, преподаватель Краснодарской медакадемии Жанна Соловьева, хирург Ростовской клиники Солтан Хубиев и другие. Проторили путь ее ученики и в знаменитую «керосинку» – институт нефти и газа им. Губкина в Москве.
Многие годы, являясь руководителем методобъединения города; печаталась в журнале «Химия в школе» и газете «Первое сентября» и стала известна химическому сообществу страны. Феномен успеха Нины Михайловны был прост – с первых же уроков привить учащимся интерес к своему предмету. И как бы банально это ни звучало, на практике добиться этого бывает нелегко. А она, отталкиваясь от самых обыденных вещей: нельзя варить компот в алюминиевой кастрюле, белить известью без перчаток или класть золотые украшения рядом с йодом – могла перейти… к стихам, к прозе. Казалось бы, ну что романтичного в такой теме, как «Соляная кислота»? Рассказ с таким названием есть у писателя М. Пришвина. С чтения отрывка из этого произведения и начинала Нина Михайловна урок: «Известно ли вам, что в кормлении волчат участвует волк-самец? У матери-волчицы в молоке не хватает необходимой для питания молодых волков соляной кислоты, и добавку к молоку надо отрыгнуть маленькому из своей пищи с соляной кислотой».
Гимном воде стали строки знаменитого французского писателя Сент-Экзюпери: «Вода, у тебя нет ни цвета, ни запаха, тебя невозможно описать, тобой наслаждаешься, не ведая, что ты такое. Ты – сама жизнь»… И этот афоризм, и многие другие учительница использовала на уроках, тем самым совершенствуя образное мышление обучаемых. И опять же в ход шло высказывание химика А. Арбузова: «Не могу представить себе химика, не знакомого с высотами поэзии, с картинами живописи, с хорошей музыкой. Вряд ли он создаст что-либо значительное в своей области».
Правильно строя эффективную дидактическую систему межпредметных связей, Н. Ячменцева в своих уроках профессионально объединила химию, физику и биологию. В результате учащиеся осознавали общность и особенность живых и неживых макротел, многих универсальных физико-химических теорий и законов, у них развивался дидактический метод мышления. Важнейшая составная часть системы межпредметных связей – специальные интегрированные уроки Ячменцевой, которые она вела с двумя или тремя коллегами – физиками-математиками, биологами-географами. Несомненно, бесценный опыт выдающегося педагога республики Н. Ячменцевой является весомым вкладом в отечественную педагогику.
…Как всегда бодрая, приветливая, с доброжелательной улыбкой, она встретила меня на пороге своей квартиры с супругом Александром Николаевичем, лучшим музыкантом Карачаевска, ветераном городской ДМШ, многие годы возглавлявшим оркестр народных инструментов. Эта дружная чета вырастила двух дочерей и сына, которые подарили родителям четырех внуков. Диана – экономист, Светлана – педагог и психолог, обе проживают в Ставрополе, Юрий пошел по стопам отца – музыкант-«духовик» в городе Туапсе. Сын Юрия Владимир живет в Ростове и работает в духовом военном оркестре. В нынешнем году Ячменцевы отметят 55-летие совместной жизни.
Жизненный путь моей героини вместил очень многое.
Нина Карачкина родилась 26 января 1939 года в селе Пахотный Усад Горьковской области в многодетной семье, где росло четверо детей.
«С нами еще проживала бабушка, мать отца, Евдокия Харитоновна. Жили бедно, но чисто, в доме сохранялся неукоснительный порядок, и каждая вещь знала свое место, – вспоминает Нина Михайловна. – Отец, Михаил Федорович, работал в автошколе в райцентре, обучал водителей грузовых автомашин, мама, Ксения Николаевна, была рядовой колхозницей. Когда началась война, отца призвали на фронт, а в 1943 году принесли нам похоронку. Мне исполнилось четыре года, но я все же смутно помню, как голосили навзрыд мама и бабушка, как к нам во двор разделить горе пришли односельчане….
Пройдет десять лет, и уже общая смерть объединит огромную страну в связи с кончиной Сталина. Менталитет – явление иррациональное, разумными доводами не объяснимое. Тогда в сознании людей, особенно в глубинке, и в помине не было такого, чтобы замахнуться на какие-то разоблачения сталинизма. Поэтому в нашей деревне думали, что со смертью вождя в стране все рухнет и наступит конец мирной жизни»…
В рассказе моей собеседницы, в котором сквозят полутона, ощущаешь точную образность и одновременно ироническую натуру. Так рассуждают обычно много видевшие на своем веку интеллигенты, которых трудно сбить с курса собственного мнения, они никогда не изменят своих оценок пережитому вместе с народом.
…Среди фотографий и документов обращаю внимание на коробочку с серебряной медалью. Червленое серебро далеко не легковесно – сейчас таким изделиям место явно в музее, не отказались бы от них и ювелирных дел мастера. Эту медаль за успехи в учебе и прилежание Нина Карачкина получила вместе с аттестатом зрелости в 1956 году.
Потом был Горьковский госуниверситет им. Лобачевского, куда она поступила на химико-биологический факультет. А после первого курса ей вручили комсомольскую путевку на все лето на целину с пафосным текстом: «ЦК ВЛКСМ выражает твердую уверенность в том, что юноши и девушки с горячим желанием поедут на уборку целинного урожая и не пожалеют своих сил в борьбе за хлеб». Так Нина попала в Алтайский край, ощутив себя первооткрывателем и участником великих государственных планов.
За ударный труд на целине Нина была премирована 22 пудами пшеницы и почетным значком ЦК ВЛКСМ «За освоение новых земель».
«Разумеется, такую телегу зерна мне не выдали. Я получила справку, которая действовала по всему СССР. По ней на любом элеваторе мне могли выдать заработанную пшеницу, – рассказывает Нина Михайловна. – Для нашей семьи это было огромным подспорьем, и я была просто счастлива, что как-то поддержала родных в вечной борьбе с нуждой. В университете я жила на одну скудную стипендию, выгадывая каждую копеечку на еду или какую-то одежонку».
…И тем не менее она всегда была яркой, и любое простенькое платье или свитерок сидели на ней до того элегантно по тем временам, что в глаза бросались прежде всего достоинства ее стати, нежели сам небогатый гардероб. К тому же отличница учебы, руководитель студенческого научного общества, она всегда была в центре внимания в вузе. Поэтому в деканате ей пророчили аспирантуру и виды на карьерный рост.
«Это были годы хрущевской «оттепели» и кукурузной эпопеи. Никита Хрущев своим волюнтаристским решением, не считаясь с наукой, распорядился, чтобы повсюду, невзирая на климатические условия, почву, географические особенности территорий, сажали кукурузу, – продолжает Нина Михайловна. – И кем, как не нами, будущими биологами и химиками, генетиками и дарвинистами, изначально эта авантюра чистой воды была воспринята как форменное вредительство в сельском хозяйстве. А картинка была налицо – у нас в Горьковской области кукуруза не приживалась, и поля стояли пустые. По этому поводу возникло немало частушек, которые мы распевали в общежитии: «Не за то люблю, что стан твой узок, что глаза с отливом голубым, а за то, что сеешь кукурузу методом квадратно-гнездовым».
В очную аспирантуру Нина после окончания университета не пошла – хотелось самостоятельности и твердого, гарантированного заработка. Так она попала в Саранск, центр Мордовии, где работала в одной из школ. А через некоторое время ее рекомендовали в НИИ пчеловодства по линии генетики в Подмосковье.
…В наш разговор вклинился супруг Нина Михайловны, готовивший для нас чай на кухне по особому рецепту. И как раз вовремя – далее следовала история их знакомства, которое случилось в Теберде в 1962 году на танцах на местной турбазе. Но прелюдией к основной части послужил рассказ о легендарном Всероссийском 43-м туристском маршруте, включавшем 25 километров горных дорог, 5 километров подъема и столько же спуска. Путевка стоила 110 рублей, но платить надо было 30% стоимости, остальное – за счет профсоюза. В Теберде туристы жили 4-5 дней, ходили в заповедник, на озеро Каракель, водопад Шумка и Джамагатские нарзаны. Затем на машинах проводники-инструкторы везли их через Гоначхирское ущелье к Северному приюту. А через день ранним утром начинался подъем на Клухорский перевал, где инструкторы передавали туристов сванским проводникам. Туристов определяли в Сухуми на известную турбазу им. 15-летия ВЛКСМ, и они проводили на побережье Черного моря несколько дней, прежде чем разъехаться по домам.
Нина по этой путевке с подругой оказалась в Теберде, где музработником на турбазе работал Александр Ячменцев. Знакомству на танцах и двум турам вальса с этим «кавалером» девушка значения не придала. С тем и последовала дальше по 43-му маршруту. Но каково же было ее изумление, когда уже в Сухуми на второй день она встретила Александра!
Все было просто – он «дикарем», самостоятельно последовал за этой группой.
…«А мне было не привыкать, по этому маршруту я ходил не один раз, – смеется Александр Николаевич. – Этот маршрут летом 1969 года осилили два видных политика – президент Финляндии Урхо Кекконен (69 лет) и председатель Совета Министров СССР Алексей Косыгин (65 лет). В память об этом путешествии Кекконен подарил Домбаю финскую хижину в виде «летающей тарелки», ставшей визитной карточкой горнолыжного курорта».
А руки и сердца Нины Михайловны Александр добивался целых два года, забрасывая ее письмами, телеграммами, осаждая телефонными звонками. В 1964 году связав судьбу, они сердцем прикипели к Теберде и Домбаю, без которого не мыслят отдыха летом – в походах, зимой – на лыжах. Оба они – люди активной жизненной позиции, которые заряжают энергией и позитивом окружающих. И оба считают, что учитель, педагог – высшее проявление человека.
«Для каждого из нас, живущих на земле, вечным учителем является сама жизнь, – сказала Нина Михайловна, – и умение выбирать в ее потоке события, которые могут быть для тебя школой, нужно воспитывать в себе каждому».
С юбилеем, Нина Михайловна!

НА СНИМКЕ: Нина Михайловна ЯЧМЕНЦЕВА; Домбай и лыжи, ее

влечение и вдохновение (фото из семейного архива, 1970 г.).

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях