Честь учителя

23 января в 12:29
3 просмотра

Для каждого из нас самым дорогим человеком является учитель. Конечно, после родителей. Учитель родного языка для меня, например, это самая уважаемая личность. Перефразируя классика, можно сказать, что «учитель родного языка для нас больше, чем учитель». Ибо он несёт огромную ответственность как хранитель национальной идентичности народа.
Слава Богу, у нас много учителей родного языка – педагогов с большой буквы, которые с гордостью несут на себе эту ношу, не требуя взамен каких-то преференций. Одна из них – Назифат Байрамукова, проработавшая шестьдесят (!) лет в средней школе села Ильич Зеленчукского района и недавно отметившая свой 80-летний юбилей.
– Я родилась в ауле Учкулан в простой крестьянской семье, – делится Назифат Аскеровна. – Отец, Аскер Хасанович Байрамуков, и мать, Нану Пагоевна (в девичестве Урусова), были потомственными животноводами. Но так как отец имел достаточно хорошее образование для той поры, одно время он работал даже начальником милиции.
Когда был депортирован карачаевский народ, наша семья попала в Ивановский район Фрунзенской области Киргизской ССР. В селении, где мы жили, имелась семилетняя школа.

Для каждого из нас самым дорогим человеком является учитель. Конечно, после родителей. Учитель родного языка для меня, например, это самая уважаемая личность. Перефразируя классика, можно сказать, что «учитель родного языка для нас больше, чем учитель». Ибо он несёт огромную ответственность как хранитель национальной идентичности народа.
Слава Богу, у нас много учителей родного языка – педагогов с большой буквы, которые с гордостью несут на себе эту ношу, не требуя взамен каких-то преференций. Одна из них – Назифат Байрамукова, проработавшая шестьдесят (!) лет в средней школе села Ильич Зеленчукского района и недавно отметившая свой 80-летний юбилей.
– Я родилась в ауле Учкулан в простой крестьянской семье, – делится Назифат Аскеровна. – Отец, Аскер Хасанович Байрамуков, и мать, Нану Пагоевна (в девичестве Урусова), были потомственными животноводами. Но так как отец имел достаточно хорошее образование для той поры, одно время он работал даже начальником милиции.
Когда был депортирован карачаевский народ, наша семья попала в Ивановский район Фрунзенской области Киргизской ССР. В селении, где мы жили, имелась семилетняя школа. Окончив её, стала учиться в средней школе в селе Краснореченском, что находилось от нас в четырех километрах. Ежедневно и в зной, и в холод пешком – за знаниями – другого варианта не было. Так я окончила среднюю школу.
В 1957 году началось массовое возвращение карачаевцев на историческую родину. Мы в первую волну не попали по семейным обстоятельствам, смогли выехать только через два года. Всё это время я работала в колхозе, который выпускал уникальную редкую продукцию – шёлковые нити, используя для этого шелковичных червей. Перед отъездом меня назначили звеньевой.
Когда в 1959 году мы вернулись в родной аул Ильич, директор имевшейся здесь начальной школы Магомед Хамитович Ижаев пригласил меня на работу в качестве учителя начальных классов. Я не отказалась, а заодно поступила в Карачаево-Черкесский госпединститут на заочное отделение. И в процессе учёбы и работы Магомед Хамитович мне очень много помогал.
В ту пору школа располагалась в тесных помещениях. И в 1968 году построили новое здание, в том же году школе присвоили статус средней общеобразовательной. Как же мы этому радовались! Ведь в каждом классе было по 30 учеников! К сожалению, сегодня в самых многочисленных классах учатся по 12-13 человек. Отток населения из сельской местности не может не волновать. А еще меня очень огорчает тот факт, что нынче молодежь не очень-то стремится к созданию семей. А нет семей – нет детей…
Любой руководитель знает своих подчинённых лучше, чем кто-либо. Скромная, воспитанная Назифат, выросшая в многодетной семье (в семье Байрамуковых было восемь детей, и, к слову, все получили достойное образование), сразу же приглянулась директору. И он засватал ее за своего младшего брата Сагита. Сам Магомед Хамитович ушел из жизни в 1965 году, а Сагит прожил в любви и согласии со своей «второй половинкой» до последних своих дней. Его, к сожалению, не стало в 1990 году. Вместе они вырастили двух прекрасных сыновей. Оба отслужили в армии, получили высшее образование. Старший сын Кемал сейчас работает заместителем главы администрации Урупского района. Младший сын Назир живёт в Черкесске, занимается бизнесом. Оба создали крепкие семьи. Обе невестки Назифат – медики. И Назифат Аскеровна искренне радуется каждому успеху внуков…
А еще она всей душой болеет за своих учеников.
– Когда я впервые пришла в школу, – рассказывает Назифат Аскеровна, – мне дали первый класс. До 4-го класса я обучала детей на русском, то есть по общепринятой программе. А с 1963 года стала преподавать в 5-11 классах родной язык и литературу. Какой еще предмет может быть ближе человеку, чем этот?! Кабинет родных языков полностью оформляла сама, сама же обеспечила детей учебниками и учебными пособиями. Извините за нескромность, в районных и республиканских олимпиадах по родным языкам и литературам наши ученики всегда занимали первые и призовые места.
– Я знаю, что среди ваших учеников многие стали известными людьми. Конкретно вы сами кого можете назвать?
– Да, многие выпускники нашей школы, получив высшее образование, работают на ответственных должностях. Среди них можно назвать государственного служащего Рамазана Байрамукова, юриста Мурата Алиева, врачей Разият и Любовь Ижаевых, Азрета Лепшокова, Асият Чотчаеву, учителей Райханат Чотчаеву, Джандет Лайпанову, Зухру Байрамукову, Мурата Чомаева, Фаризат Аппакову, Мурата Байрамкулова, Надежду, Люазу и Зульфу Гочияевых. В сфере спорта могу отметить Тенгиза Гочияева, фотокорреспондента «Эльбрусоида» Темирлана Джуккаева и др. В стенах школы они не только получали знания, но и черпали духовно-нравственные, морально-этические ценности нашего народа.
– Назифат Аскеровна, изучение родного языка в рамках школьной программы в последнее время стало очень актуальной проблемой. Как в этом плане у вас обстоят дела?
– К сожалению, в последнее время мы наблюдаем плохую тенденцию. Часть родителей не хотят, чтобы их дети изучали в школе родной язык, так как думают, что родной язык отвлекает детей от «основных» учебных дисциплин. Раньше этой проблемы не было. Наоборот, родители активно помогали лично мне при оформлении кабинета родного языка, с удовольствием участвовали в школьных мероприятиях, посвященных родному языку. Дело в том, что подрастающее поколение всё позитивное, всё хорошее воспринимает через родной язык. А этого как раз не понимают те родители, которые считают уроки родного языка обузой для своего ребёнка…
Несмотря на свой преклонный возраст, Назифат Аскеровна и сегодня полна творческой энергии, уделяет большое внимание молодым учителям, делится с ними своим богатым опытом, секретами воспитания молодёжи. Такие люди – настоящее достояние республики.

Б. АППАЕВ.

Поделиться
в соцсетях