Зимовье на кошаре

28 января в 08:42
4 просмотра

После новогодних праздников резко похолодало, это особо ощущалось в урочище на подступах к плато Кумыш-Баши. Здесь находится кошара фермерского хозяйства «Узеир», в чем убедилась, когда за соседним холмом увидела стадо коров, которое разбрелось по всему склону. Такую вот «картину маслом» в разгар зимы я увидела благодаря главе КФХ Мурату Акбаеву, который привез меня в это живописное место, чтобы познакомить со своим хозяйством. Что ж, подножный корм испокон века в горах кормил животных в любое время года. Вот и в этом хозяйстве сено, силос, фураж используются для кормления животных только в позднее время суток.
Едва только открыла дверцу машины, как мне под ноги бросился огромный рыжий волкодав. И поскольку фермер предупредил, что пес дружелюбен и признает гостей, я, чтобы закрепить знакомство, несколько раз окликнула его: «Китай, Китай!»

После новогодних праздников резко похолодало, это особо ощущалось в урочище на подступах к плато Кумыш-Баши. Здесь находится кошара фермерского хозяйства «Узеир», в чем убедилась, когда за соседним холмом увидела стадо коров, которое разбрелось по всему склону. Такую вот «картину маслом» в разгар зимы я увидела благодаря главе КФХ Мурату Акбаеву, который привез меня в это живописное место, чтобы познакомить со своим хозяйством. Что ж, подножный корм испокон века в горах кормил животных в любое время года. Вот и в этом хозяйстве сено, силос, фураж используются для кормления животных только в позднее время суток.
Едва только открыла дверцу машины, как мне под ноги бросился огромный рыжий волкодав. И поскольку фермер предупредил, что пес дружелюбен и признает гостей, я, чтобы закрепить знакомство, несколько раз окликнула его: «Китай, Китай!» Но задерживаться около меня Китай не стал, поскольку на горизонте замаячила его «боевая подруга», также из стаи сторожевых собак фермерского хозяйства. «Без них на кошу, особенно зимой, никак! И тем не менее волки уже «отметились», зарезав 5 овец, – вздыхает Мурат. – Вот уж действительно получилось, как в той русской поговорке: «Ни себе, ни людям»! Овец-то лесные хищники лишили жизни, но тут подоспели мои волкодавы, и те дали деру в лес…»
К нам на лошадях подъехали всадники – сын Мурата Акбаева, Расул, студент-заочник Аграрного института СКГА, и работник КФХ Сергей Фролов. В хозяйстве задействован еще и Рамазан Акбаев, брат Мурата Махсютовича. Расул в вузе учится на ветеринара, но если по большому счету, эту науку уже давно освоил, даром что ли он в хозяйстве отца крутится с детства. Парень не мыслит жизни без животноводства, и эта нелегкая стезя, связанная с тяжелым физическим трудом, заготовкой кормов, уходом за буренками, овцами, лошадьми, ему никогда не была в тягость. Вот и на вопрос отца, поедет ли он домой в аул в этот вечер, Расул ответил, что останется на кошу с ночевкой. В свои 22 года этот молодой человек уже крепко стоит на ногах и уже точно знает, что счастье – не за этими горами, а именно здесь – в кругу семьи, их общего семейного дела, среди знакомых с детства прекрасных пейзажей с родным воздухом, который дает силы, вдохновение, уверенность в себе… А Сергей Фролов, житель г. Ставрополя, ежегодно зиму проводит здесь на кошу и на правах друга семьи Акбаевых, и как ценный специалист – обычно в январе начинается окот.
В компактном домике животноводов все обустроено лучшим образом – печь, что топится дровами, не остывает сутками, давая тепло и уют, есть телевизор, мягкие постели, а мясо-молочных продуктов хоть отбавляй. А после городского быта и шума Сергей, как он признается, на кошу чувствует себя, как на курорте, а работа приносит удовлетворение и дает гарантированный заработок.
«Наше семейное КФХ «Узеир» носит имя моего прадеда, который во времена оные отправился в хадж по святым местам Мекки и Медины, да не вернулся домой. Он умер по дороге, и товарищи похоронили его на далекой чужбине. Вместе с печальной вестью они доставили в его семью лишь кумган для омовений – все что от него осталось, – рассказывает семейное предание Мурат Махсютович. – И когда в начале 90-х годов я регистрировал свое фермерское хозяйство под этим названием, загадал, что наше дело должно быть семейным и передаваться от отца к сыну».
…Я вглядываюсь в горизонт, и где-то там вдали вижу новых всадников в темных бурках. Крепчающий ветер доносит до нас их окрики, они собирают овец, рассыпавшихся по склонам, и направляют их в кров, где животных уже ждет сено. «Нынешней зимой на плато Кумыш-Баши довольно многолюдно. Там, где нет пахотных земель, находятся фермы и кошары многочисленных крестьянско-фермерских хозяйств, – говорит Акбаев. – И это радует – земля никогда не должна пустовать, а селянин не имеет права забывать свое предназначение».
Потомственный животновод и рачительный хозяин, он знает, о чем говорит. Сейчас, наверное, кроме представителей старшего поколения аграриев, мало кто знает, что такое ЛКП, которым в свое время заведовал нынешний фермер М. Акбаев. Аббревиатура эта расшифровывается так: лечебно-кормовой пункт, где во времена колхозов и совхозов выхаживали больных сельскохозяйственных животных. «Это был своего рода лазарет вместе с санаторием для буренок и овец, – вспоминает М. Акбаев. – Там денно и нощно трудились ветврачи и зоотехники, чтобы, подняв на ноги занедуживших животных, вернуть в полном здравии в стадо или отару. Такая вот была государственная политика по сохранности животных.
Был такой ЛКП и в совхозе «Кумышский», где я работал, когда хозяйством руководили Джаппар Салпагаров и Азрет-Алий Батчаев. Сейчас, конечно, иной подход к животноводству, ведь каждый сам себе хозяин и волен распоряжаться скотиной по своему усмотрению – пустить под нож, сдать на мясокомбинат или обеспечить достойный уход. Но скажу одно: жизненные принципы старых аграриев по отношению к земле, к сельскому хозяйству сформированы у нас еще с ранних лет. И пока есть силы, будем служить родной земле, что бы на ней ни выращивали».
…Возвращаясь в аул Кумыш, опять же мимо кошары М. Акбаева, которую он построил своими силами в перестроечные годы, заметила, что эта хозпостройка уже требует основательного ремонта и кровли, и стен. И, видимо, попала в точку, потому как фермер живо откликнулся: «Вот и я думаю – хорошо бы попасть в программу АПК по ремонту семейных ферм, чтобы получить грант. А вообще, мы с товарищами с воодушевлением приняли весть о том, что 2019 год Главой Карачаево-Черкесии объявлен Годом села. Мы надеемся, что в планы многих полезных и нужных начинаний, адресованных сельской местности, войдет и поддержка фермеров, ведь именно наши хозяйства – основная точка приложения сил селян, их надежда и опора»…

НА СНИМКЕ: Глава КФХ «Узеир» Мурат АКБАЕВ.

Людмила ОСАДЧАЯ
Поделиться
в соцсетях