«Её живопись лучезарна!»

31 января в 11:05
2 просмотра

Несколько лет назад я увидела работы этой художницы на одной из выставок в Черкесске. Яркая палитра, прозрачная световоздушная среда, а главное – раскованная манера письма пленили меня сразу и бесповоротно.
Картина, притянувшая к себе мой взгляд, дробилась оттенками зелени и сини. Распадаясь на короткие ломкие штрихи, по яркой лазури вверх тянулись длинные золотисто-серые линии. Жёлтые блики умиротворяюще стелились внизу. И завораживали неожиданные вкрапления неправдоподобно красивого бирюзового цвета.
Я смотрела. Стройные, как мечи, сосны густыми уверенными кронами врывались в небесную синь. В глубине деревьев оранжево полыхали отсветы осени. Мягко обходя груды камней, ласково стелилась начинающая желтеть трава. И, бросая бирюзовые отблески своей студёной глубины, струился лесной ручей, вобравший в себя голубизну неба, зелень чащи и вкрадчивую желтизну травы.

Несколько лет назад я увидела работы этой художницы на одной из выставок в Черкесске. Яркая палитра, прозрачная световоздушная среда, а главное – раскованная манера письма пленили меня сразу и бесповоротно.
Картина, притянувшая к себе мой взгляд, дробилась оттенками зелени и сини. Распадаясь на короткие ломкие штрихи, по яркой лазури вверх тянулись длинные золотисто-серые линии. Жёлтые блики умиротворяюще стелились внизу. И завораживали неожиданные вкрапления неправдоподобно красивого бирюзового цвета.
Я смотрела. Стройные, как мечи, сосны густыми уверенными кронами врывались в небесную синь. В глубине деревьев оранжево полыхали отсветы осени. Мягко обходя груды камней, ласково стелилась начинающая желтеть трава. И, бросая бирюзовые отблески своей студёной глубины, струился лесной ручей, вобравший в себя голубизну неба, зелень чащи и вкрадчивую желтизну травы. Я долго стояла у картины, узнавая давно забытое, оставшееся в детстве, в том дне или часе, когда цвет неба вдруг сгустился, и речка сверкнула бирюзовым оком, и буклированная одуванчиками тропа ласково и настойчиво позвала за собой.
«Махарский этюд» называлась картина. Автор – Зарима Хубиева. Я изучила ещё две картины художницы – и опять провалилась в зелёный мир, в такие родные пейзажи. А потом на улице долго не могла понять, как я очутилась в этой внезапной зиме.
С самой же Заримой Хубиевой я познакомилась позже – и сразу же захотела выяснить, откуда берут начало животворные истоки её таланта.
Зарима Юсуфовна родилась в станице Сторожевой Зеленчукского района, там же окончила школу. Рисовать любила всегда, поэтому её поступление на художественно-графический факультет Карачаево-Черкесского пединститута было вполне закономерным. А потом с родным факультетом её связала работа – на целых 22 года.
В 2009 г. Зарима Хубиева с успехом защитила кандидатскую диссертацию, а в 2012 году ее пригласили в СКГГТА на факультет дизайна и искусств – заведовать кафедрой изобразительного искусства. Работать со студентами ей нравилось всегда: в молодёжи она видит большой творческий потенциал.
– Наука делает из людей специалистов, а мы формируем душу, – убеждена Зарима Юсуфовна. – Но не только студенты у нас учатся – мы у них тоже. Скажем, я даю им задание сочинить композицию на определённую тему. И вот вроде задание одно – а исполнение у каждого разное. Но как они умеют раскрыть свой замысел, когда защищают свою работу, – нельзя не восхищаться. В каждую свою работу студенты вкладывают сущностный смысл, и этот смысл лёгкий и естественный, как пение, как смех.
Что ж, понимание свободной сущности художника помогает воспитать настоящего художника, для которого искусство – это призвание. Но работа со студентами никогда не мешала Зариме Юсуфовне творить.
– Я люблю писать с натуры, особенно меня мотивируют и вдохновляют пейзажи Махара, Теберды, Архыза. Цветовое изложение и палитру выбираю контрастную, тепло-холодную. То есть постановка тёплая, но обязательно на контрасте с холодным, иначе картина не состоится. Что касается техники, то она может быть любой, но люблю заканчивать мастихином: он даёт живость работе и более интересен для зрителя. Ведь все художники работают ради зрителя – именно он увидит главное, поймёт замысел автора.
Откуда берёт силы не только работать, но и думать о зрителе эта мягкая, улыбчивая женщина, пережившая огромное горе – внезапную смерть своего старшего сына Науара, которому было всего 22 года? Наверное, спасает дружная семья: супруг Хыйса Хубиев, заместитель главного инженера МРСК Северного Кавказа, дочь Айшат, которая сейчас окончила Пятигорский фармацевтический институт, и второй сыночек, Ислам, – ныне восьмиклассник.
А может, спасает работа? Зарима Хубиева, завкафедрой изобразительного искусства факультета дизайна и искусств, кандидат педагогических наук, доцент, член Союза дизайнеров России, не только преподаёт и выполняет объёмную административную работу, но и постоянно принимает участие во всероссийских и международных конкурсах, выставках и экспозициях. Как результат – множество дипломов, почётных грамот, благодарственных писем из разных регионов и городов России и даже из Македонии.
Её студенты, участвуя в конкурсах и научно-практических конференциях, также уверенно заявляют о себе. Так, статью «Декоративно-прикладное искусство в жизни человека» студентки 2 курса Амины Мижевой, работавшей под руководством Заримы Хубиевой, включили в сборник конференции «Наука, образование и инновации», проходившей в Уфе в 2016 году.
К слову, студенты просто горят желанием поделиться своим мнением о любимой преподавательнице. Удивительно, какие точные и правильные характеристики умеют они находить!
– Она не загоняет студентов в какие-то жесткие рамки и ограничения. Мне больше нравится графика, и она помогает мне развиваться в этом направлении, – говорит студентка 4 курса Лаура Хабатова.
– Она научила меня пониманию соразмерности и формы, цветоведению и композиции. Любую картину ведь можно считать законченной, если она состоялась композиционно, – добавляет её однокурсница Фатима Байрамкулова.
А второкурсницы Диана Жирова и Айза Эсмурзиева итожат:
– Она понимает и принимает индивидуальность каждого студента, умеет мотивировать. Она верит в нас, в наш талант!
Ислам Загаштов, бывший студент Хубиевой, сейчас преподаёт ИЗО и черчение в СОШ № 8 г. Черкесска:
– Зарима Юсуфовна чутка, как человек, доброжелательна, как преподаватель, а как у художника, у неё много внутренней свободы и способов самовыражения.
С удовольствием рассказывают о том, какой Зарима Юсуфовна художник, руководитель и товарищ, и её коллеги.
– Хубиева – это большая творческая и административная единица. У нас много талантливых студентов, но ни один талант нельзя раскрыть, если не будет таких наставников, как Зарима Юсуфовна, – отзывается декан факультета дизайна и искусств Лариса Атаева.
– Зарима – человек большой души, у нее очень широкая натура. Она большой профессионал во всем – и как руководитель, и как художник, – говорит заслуженный художник КЧР Магомедзериф Гаджаев. – Она работает в реалистической манере, но с элементами импрессионизма, мгновенно схватывая дух и состояние природы. В ней много внутренней экспрессии, и эти чувственные эмоции выражаются в тональных соотношениях света и цвета.
– Охарактеризовать ауру Заримы Юсуфовны можно словом «теплый». Она опекает каждого, всем помогает, любая жизненная ситуация находит отклик в её душе, – считает Галина Иванова, старший преподаватель кафедры ИЗИ. – Ещё она находит время заниматься творчеством. Её девиз – «Трудно – не значит невозможно». На те же архызские пленэры студентов она ездит не только с проверкой, но и с огромным этюдником. Если она пишет осенний пейзаж, то её краски составлены так, что понимаешь – да, именно такими должны быть осенние краски.
– В её работах много естественности и свободы. Она не боится цвета, поэтому у неё интересные открытые цветовые решения, светлая цветовая трактовка. Мне нравится её реалистический подход, но в ней много от художников-передвижников, – это мнение Солтана Салпагарова, старшего преподавателя кафедры ИЗИ.
– Я очень ценю ее пейзажи. Она всегда работает с натуры, причём всегда делает эскизы и предварительные этюды, и сегодня это особенно ценно, – утверждает завкафедрой «Дизайн» Нина Урусова.
– Творчество Хубиевой такое же доброе и тёплое, как она сама, так же погружает в свой светлый мир, – добавляет Ольга Власенко, старший преподаватель кафедры «Дизайн». – Её живопись лучезарна!
– Творчество Заримы Хубиевой является прежде всего отражением её сути, – итожит Татьяна Жарикова, заведующая учебно-творческой производственной швейной лабораторией.
Сама художница признаётся, что любит выслушивать конструктивную критику: дельная критика развивает, заставляет посмотреть на творчество с другой точки зрения. Ведь при всем желании у художника не может быть фасеточного зрения, как у стрекозы.
– Пишу по вдохновению, но выплёскивая на холст всё, что сдерживала в себе, копила, хранила, – это как взрыв поющей души, – улыбается Зарима.
Я наблюдаю, как работает художница: её тёплая одухотворённая суть сейчас отражается в её лице, взгляде, состоянии. Сейчас она работает над картиной «Ритмы гор». Эти ритмы должны проявиться в особой пульсации картины, рельефной зубчатости пейзажа, движении ветра в кроне, потоках и брызгах воды, плещущейся в горном ручье птичке, ярких и смелых красках.
– Я считаю, что искусство в любых своих проявлениях спасает мир, да и человека, от хаоса и разрушения, – задумчиво говорит художница, выбирая кисти. Заходящее солнце золотит её вдохновенное лицо, умные глаза…
Знаете, а я считаю, что мир от хаоса спасут прежде всего такие люди, как прекрасный человек и талантливый художник Зарима Хубиева.

Шахриза БОГАТЫРЕВА
Поделиться
в соцсетях