Я говорю тебе: «Салам!»
Человек, о котором хочу рассказать, отличается цельностью и искренностью, всегда поступает по совести, как подсказывает сердце, не умеет лгать ни себе, ни другим.
Речь пойдет о первом депутате Государственной Думы Федерального Собрания РФ от КЧР Азрете Акбаеве. В 2018 году исполнилось 50 лет его многогранной общественно-политической, государственной, культурной и научно-педагогической деятельности и 25 лет, – как его выбрали депутатом Государственной думы РФ.
В знаменательные годы исторического первого созыва Госдумы он был зампредседателя комитета Государственной Думы по делам национальностей.
У Азрета Алиевича много регалий: он заслуженный деятель искусств России, народный писатель КЧР, член Союза журналистов России и КЧР, лауреат премий ассоциации городов Юга России… Всего не перечесть.
Человек, о котором хочу рассказать, отличается цельностью и искренностью, всегда поступает по совести, как подсказывает сердце, не умеет лгать ни себе, ни другим.
Речь пойдет о первом депутате Государственной Думы Федерального Собрания РФ от КЧР Азрете Акбаеве. В 2018 году исполнилось 50 лет его многогранной общественно-политической, государственной, культурной и научно-педагогической деятельности и 25 лет, – как его выбрали депутатом Государственной думы Российской Федерации.
В знаменательные годы исторического первого созыва Госдумы он был заместителем председателя комитета Государственной Думы по делам национальностей.
У Азрета Алиевича много регалий: он заслуженный деятель искусств России, народный писатель КЧР, член Союза журналистов России и КЧР, лауреат премий ассоциации городов Юга России… Всего не перечесть.
Разумеется, жизнь такого человека была переполнена острейшими сюжетами, готовыми превратиться в захватывающий рассказ или в драматическую повесть. Неудивительно, что мальчишка рано начал писать. И вот что по этому поводу сказал в свое время профессор КЧГУ, народный писатель КЧР Магомед Хубиев: «Много лет назад в ауле Верхняя Теберда пришлось случайно попасть в дом Азрета Акбаева. Мать и его сестры сказали, что он пишет стихи. Юный восьмиклассник пришел из школы и, стесняясь, показал мне тетрадку стихов. В них уже тогда намечалась полетность…»
Азрет был самым младшим ребенком в семье Алия Хутиевича Акбаева. Когда отец ушел на фронт, Азрету было всего два месяца. На руках матери Сандже Якубовны осталось четверо детей – мал мала меньше. Радостное течение жизни превратилось в сущий ад. Сначала была оккупация, во время которой жизнь преподала детям Алия Хутиевича суровый урок.
– Что мне тогда было, неполных два годика, – рассказывает Азрет Алиевич, – но даже я понял, что случилось что-то страшное, когда в наш дом ворвались фашисты, и прижался к старшему брату – семилетнему Иссе. Матери на тот момент не было, кстати, на ее счастье, навряд ли они пожалели бы жену фронтовика, которая, без всякого сомнения, кинулась бы на нашу защиту. Зато на немцев набросился наш пес – волкодав Самыр, которого они застрелили… Мать потом рассказывала, что немцы вынесли из дома все, что смогли, попутно отшвырнув Иссу, путающегося у них под ногами, да так, что тот чуть не потерял сознание…
В ноябре 1943 года уже своя власть развернула невиданный террор против карачаевского народа, который был полностью депортирован в Среднюю Азию. Страшным совпадением стало то, что Алий Акбаев погиб на фронте именно в день насильственного переселения своей семьи, с которой он даже не успел попрощаться…
Я не буду рассказывать о том, как пережила депортацию семья Акбаевых. Лучше прочитать его стихи, поэмы, книги. Все его творчество, пронизанное впечатлениями от войны, депортации, жизни в ссылке, пульсирует, как обнаженный нерв… Расул Гамзатов говорил об Акбаеве: «Практически все изображенные события в произведениях Акбаева связаны с его собственной жизнью, оттого они так убедительны и достоверны. Достоверность, пожалуй, главный признак всего творчества Акбаева, как и завидная способность и редкостный дар – раскрывать человеческие души и завоевывать сердца читателей разных профессий и возрастов».
Хотя с юных лет мечтой Акбаева была литература, литературное творчество, однако жизнь его пошла по другой колее. Поступив в Карачаевске в государственный пединститут, он проявил себя и на комсомольской работе, и в институтской самодеятельности. Кстати, именно он придумал название ныне широко известному институтскому танцевальному коллективу «Шохлукъ», в котором был солистом. После института Азрет – учитель в Чапаевской средней школе, потом будет работа на радио г. Карачаевска. Журналистику на местном радио сменит партийная работа. Азрета Алиевича назначили первым секретарем Урупского райкома комсомола, следом была работа в Джегутинском райкоме партии, ПТУ № 3 в Черкесске, областном радиокомитете, облисполкоме, а затем правительстве республики. В одной из бесед он рассказывал мне о том, как, будучи комсомольским работником, встречал на лошадях карачаевской породы на Гоначхирской поляне премьер-министра СССР Алексея Косыгина и президента Финляндии Урхо Кекконена, как фотографировался с ними… Отмечу такой штрих: на многочисленных фотодокументах Акбаев редко бывает один: вот он с генералом Солтаном Магомедовым, вот беседует с Дмитрием Лихачевым и Расулом Гамзатовым, с Михаилом Горбачевым, с Халимат Байрамуковой, Азаматом Суюнчевым, Фазу Алиевой, Фазилем Искандером, Иосифом Кобзоном, известной переводчицей Корана профессором Валерией Пороховой, ее супругом публицистом Мухаммадом Саид Аль-Рошалем. И это не позерство, а характерные мгновения жизни человека, одна из типичнейших черт которого – непреходящая верность своим друзьям, коллегам, соратникам.
В 1993 году Акбаев был избран депутатом первого созыва Госдумы РФ от КЧР. Началась совершенно иная жизнь. Азрет Алиевич так и не научился чинно сидеть в кабинетах, потому большей частью разъезжал по стране, решая многие проблемы на местах…
– Азрет Алиевич, как вы успевали работать, учиться, содержать семью, преподавать в московском вузе, помогать родным, землякам и, главное, писать, писать художественные и научные книги? Я вот навскидку назову лишь некоторые из них: «С Россией говорю…», «По русскому полю шагаю», «Героям Курской дуги», «Дерево в Волгограде», «Сказ о Родине», «Салам, Россия», «Уголок России – мой горный край», но и это впечатляет.
– Писать – для меня одно удовольствие, как и помогать людям, заботиться о родных, – скромно ответил Азрет Акбаев…
Не знаю, как можно оценить ту помощь, которую Азрет Акбаев оказывал и оказывает людям, но могу сказать точно, не было в этой помощи ничего от меценатства, которым пытается успокоить свою совесть тот или иной политик или бизнесмен. Вот всего один пример. Как-то мне позвонил Азрет Алиевич и сказал: «Послушай, Аминат, я только что приехал из Москвы, пробыв там почти два месяца. Естественно, первым долгом стал читать накопившуюся почту, то есть газету «День республики», которую выписываю с незапамятных времен. Так вот, в ней я прочитал статью о бедственном положении женщины из Теберды, у которой на руках осталось после смерти дочери трое великовозрастных душевнобольных детей. Днями буду в Теберде, дай адрес этой семьи, я навещу их и постараюсь помочь, чем могу». Таких примеров можно привести немало.
Близка, а потому очень важна для Азрета Акбаева тема депортации. Приступив к работе в Думе, он первым долгом на пленарном заседании Госдумы внес предложение подготовить законопроекты по реабилитации каждого репрессированного народа.
– Постановление было принято, протокольно оформлено, но, увы, большей частью многие его положения все еще остаются на бумаге, – сетует Акбаев.
Очень емко работу Азрета Алиевича в Госдуме охарактеризовал профессор Станислав Степанов, первый ректор Академии МНЭПУ (Международного независимого эколого-политологического университета), где Акбаев преподавал и заведовал кафедрой конституционного и административного права: «Азрет Акбаев за период своей депутатской деятельности полностью оправдал надежды и доверие своих избирателей. В Парламенте страны он последовательно, неотступно и настойчиво отстаивал интересы своей республики, защищал ветеранов труда, репрессированных людей, решал вопросы научных, образовательных, культурных учреждений и творческих союзов, добросовестно и в срок выполнял наказы избирателей. Принимал самое активное участие в подготовке и принятии многих законопроектов на пленарных заседаниях Государственной Думы РФ. В составе депутатской группы парламента Акбаев не раз ездил в горячие точки страны с миссией по регулированию политической ситуации и межнациональных отношений, достойно представлял Россию в составе официальных делегаций Госдумы РФ во многих зарубежных странах, в том числе США, Турции, Финляндии, Казахстане, Ливии, Сирии, Кувейте, Израиле, Египте».
– Знаю, вы долго искали могилу отца, погибшего на фронте. «Не смог отец со смертью разминуться, геройски пал в атаке штыковой, он слово дал домой вернуться, да не сдержал его…» Это строки из вашей баллады «Вечное эхо». Работа в Госдуме, авторитет депутата помогли вам разыскать могилу отца или…?
– Для меня, как депутата, было очень важно помочь моим землякам установить места захоронений их родных, героически сражавшихся на полях Великой Отечественной войны. Сделать действительно удалось много. В списке обнаруженных – десятки фамилий. А могилу отца я искал всю свою сознательную жизнь. Прошел весь его боевой путь и нашел его имя, выбитое на братской могиле на северной окраине Владикавказа. Я всегда знал, что рано или поздно его найду, сердцем прочувствовал то место, где обрел свой последний приют мой незабвенный отец. Вместе с ним я пытался обнаружить захоронения двух его пропавших без вести братьев – Азамата и Мурата, и четырех братьев матери – Юсуфа, Юнуса, Хусея и Хасана. Увы, удалось установить место захоронения только Хусея.
– За все те годы, что вы провели в Москве, у вас никогда не появлялось мысли остаться в столице, тем более что вы, по уверению многих, на любом поприще могли приложить немало усилий для улучшения социально-экономического и культурного развития своей республики, более того, подрастали дети, и вам обещали решить жилищный вопрос?
– Я бы мог остаться не только в Москве, но и за рубежом, были и такие предложения, но я всегда был верен своему народу, своей республике. Тем более не мыслю жизни без России.
– Мне остается в заключение лишь процитировать ваши строчки: «Лишь только зорька по горам протянет первый луч из сини, я говорю тебе: «Салам! Моя судьба, моя Россия!»
НА СНИМКАХ: Депутаты Госдумы РФ А. АКБАЕВ, М. МИТЮКОВ и эмир Кувейта, 1995 г.;
Танцоры-солисты ансамбля «Шохлукъ» («Дружба»), студенты Карачаево-Черкесского
госпединститута А. АКБАЕВ и А. КУБАНОВ; Депутаты Госдумы РФ И. КОБЗОН и А. АКБАЕВ.
Фото из семейного архива.
{{commentsCount}}
Комментариев нет