Аул Схауат в двух измерениях

13 февраля в 05:53
259 просмотров

В прошлом году исполнилось 320 лет со времени первого упоминания аула Схауат (1698 г.) в исторических источниках.
Итак, аул Схауат или Хасаут, как его называют нынче, тех далеких времен. Выглядело это, на мой взгляд, примерно так. Грани гор поднимались вокруг аула наподобие стенок огромного сотейника, в котором жизнь кипела и фонтанировала в прямом смысле этого слова, потому что на каждом шагу из-под земли били нарзаны…
Добраться до Схауата было непросто не только в те времена, но даже сегодня, когда запутанные скоростные автомагистрали пронизывают города Кавминвод, в частности, и Кисловодск, от которого ехать до Кичи-Балыка, в административный состав которого входит теперь уже Хасаут, всего 40 километров, примерно столько же от Кичи-Балыка до Хасаута.

В прошлом году исполнилось 320 лет со времени первого упоминания аула Схауат (1698 г.) в исторических источниках.
Итак, аул Схауат или Хасаут, как его называют нынче, тех далеких времен. Выглядело это, на мой взгляд, примерно так. Грани гор поднимались вокруг аула наподобие стенок огромного сотейника, в котором жизнь кипела и фонтанировала в прямом смысле этого слова, потому что на каждом шагу из-под земли били нарзаны…
Добраться до Схауата было непросто не только в те времена, но даже сегодня, когда запутанные скоростные автомагистрали пронизывают города Кавминвод, в частности, и Кисловодск, от которого ехать до Кичи-Балыка, в административный состав которого входит теперь уже Хасаут, всего 40 километров, примерно столько же от Кичи-Балыка до Хасаута. Но если первый отрезок пути преодолеваешь припеваючи, с ветерком, то дорога до древнего аула – настоящий высокогорный серпантин, который можно сравнить лишь с трассой для испытательных гонок в экстремальных ситуациях… Справедливости ради заметим, что в Хасаут ведут две дороги, одна протяженностью в 15 км, которую описала выше, и другая, которая растянулась на 45 километров.
Исторически сложилось так, что в Схауате культивировалось в основном животноводство. К примеру, на подворье одного только жителя аула Милли Байрамукова до революции было 700 овец, 50 коров и 20 лошадей. Во всем полагающиеся только на себя люди крепко стояли на ногах. Каждый двор был как ферма: в ней и отара овец, и козье стадо, и табун лошадей… Дома прочные, построенные, казалось бы, на века, потому что мастера, строившие их из единственного превосходного строительного материала – камня, достигли в своем деле совершенства, простоты и величия. И тому есть неоспоримое доказательство – дом Нанчыка Болатова, единственный в Схауате, который сумел дать бой не только времени, но и варварам во времена депортации. Он и сегодня как наглядная картина творческой мысли, романтического духа, кропотливого труда… Каково же было мое изумление, когда глава администрации Кичи-Балыкского сельского поселения Керам Ржиев поведал мне историю его строительства: «Мой отец Ханапий Жужуевич прожил 93 года, до конца своих дней сохранив хорошую, точнее, исключительную память. Так вот, он рассказывал, что Нанчык за каждый камень, доставленный на подворье для строительства этого дома, отдавал по барану…»
Казалось бы, как говорил один из героев бессмертной пьесы «Ханума»: «Где Кура, а где мой дом?», так и схауатцы жили высоко в горах, тем не менее не стояли в стороне от политики. Историю аула детально изучил в свое время один из самых уважаемых людей Малокарачаевского района, депутат Народного Собрания КЧР Адемей Батталович Хапаев. И вот что он говорил: «Документы сохранили имя Азамат-Герия Чипчикова, который в 1915 году был предан суду «за оскорбление личности императора». В 1918 году схауатцы послали свои делегации на четыре съезда народов Терека. В период Гражданской войны активно поддерживали партизанские отряды во главе с Тауканом Алиевым. Один из документов тех лет гласит: за активную поддержку Красной Армии в 1918 году деникинцы наложили на жителей Схауата миллион рублей контрибуции. На что жители аула ответили презрительным: «никогда». Зато в те же годы Гражданской войны они организовали добровольный подвоз дров зимой для жителей Кисловодска и находящихся там частей Красной Армии, чем спасли от вырубки знаменитый кисловодский парк…»
Люди аула – книга, которую нельзя прочесть до конца, потому что у нее тысячи героев. К примеру, в 1936 году два знаменитых совхозных табунщика колхоза имени Карла Маркса, который был организован в Схауате, Сеит Текуев и Ибрагим Курганов были награждены орденом Ленина. Ибрагим Курганов геройски погибнет в 1942 году на подступах Кавказа, а защитник Сталинграда Сеит Текуев, трижды тяжело раненый в боях, найдет свою семью в Средней Азии… На фронт из аула уйдет более 200 человек, 96 из них падут смертью храбрых. Легендой будут овеяны подвиги «крылатого джигита» – летчика Джанибека Голаева и Гусейна Гасанова, который, обвязавшись гранатами и с гранатой в руках, уничтожит группу фашистов, дав тем самым возможность товарищам прорвать вражеское кольцо и выйти из окружения…
Прославились схауатцы и в Средней Азии своими трудовыми подвигами. Об Азамате Темирбулатове, Дуде Байрамукове и многих других можно книги писать…
Гордятся по сей день кавалером трех орденов Красной Звезды, авиаконструктором Маджиром Гаджаевым. Как известно, именно делегации во главе с ним удалось добиться приема у Хрущева и тем самым окончательно решить вопрос о возвращении карачаевцев на родину. Вернуться-то вернулись, вот только Схаута больше не было. Аул, считавшийся одним из самых красивых и благоустроенных аулов Карачая, лежал полностью в руинах…
Разъехались люди тогда, кто куда, но где бы ни жили, чем бы ни занимались, продолжали именовать себя схауатцами…
– Люди потянулись в родной аул, когда был открыт откормочный совхоз «Хасаут», – продолжает свой рассказ Керам Ханапиевич, – причем, центральную контору разместили в Хасауте. Первый директор – незабвенной памяти Ачау Юсупович Хубиев не только заложил твердые основы современного хозяйства среди развалин заброшенного аула, но и сумел в нем открыть неполную среднюю школу.
Со временем заработал медпункт, правда, в приспособленном помещении, расширили дорогу, наладили телефонное сообщение, провели в горы высоковольтную линию…
Но каждому времени, как говорится, свои тревоги, свои заботы… Как только ушел на пенсию Хубиев, контору перевели в Кичи-Балык, и Хасауту стали уделять внимание постольку-поскольку, в результате чего постепенно закрылись почта, медпункт, школа… И начался отток населения…
В тот год – 1998-й, – когда со дня основания аула исполнилось 300 лет, картина изменилась кардинальным образом. Яблоку негде было упасть на живописных развалинах некогда самого богатого аула Карачая. Одни спешили в чудом сохранившуюся мечеть, которая была возведена в начале века и была одной из первых мечетей, построенных из камня, другие – в свои родовые поместья, пусть сровненные с землей, но узнаваемые по дувалам из камня… В тот день Адемей Батталович сказал: «В процессе подготовки к сегодняшнему мероприятию, оргкомитет которого поставил перед собой нелегкую задачу: полноценное, полнокровное возрождение, мы обратились ко всем хасаутцам с вопросом: «Вернулись бы вы в Схауат на постоянное место жительства?». Большинство ответило: да, если будут хоть какие-либо современные бытовые условия, регулярное сообщение с райцентром, Кисловодском, и так далее.
– С тех пор прошло почти 20 лет, что изменилось, Керам Ханапиевич?
– Я всего год на этой должности, но Схауат, мы привыкли только так его называть, знаю как свои пять пальцев, потому что в одно время работал управляющим отделением совхоза-племзавода «Хасаут» именно в Схауате. Конечно, у аула появилось второе дыхание благодаря Главе республики Рашиду Темрезову, который в ходе одной из своих рабочих поездок в Хасаут дал ряд поручений по развитию инфраструктуры аула, одним из которых было строительство водопровода. Мне очень жаль, что в силу разыгравшейся сегодня непогоды мы не можем подняться в горы, но уверяю, аул обеспечен водой на все сто! И как только это произошло, список желающих поселиться в Схауате, как сказал глава администрации района Рамазан Байрамуков, увеличился в разы. Кстати, мы уже не только постепенно отводим, нарезаем земельные наделы по семь соток каждый, но и обозначили улицы, дав им овеянные славой имена схауатцев Джанибека Голаева, Гусейна Гусейнова, Сеита Текуева, Ибрагима Курганова и других.
– Чем сегодня располагает аул и его жители кроме водопровода?
– На сегодняшний день в ауле постоянно проживает десять семей, не считая животноводов, обретающихся в кошарах, летом население увеличивается в два-три раза, всех их обслуживает на самом высоком профессиональном уровне медсестра Хаджат Алиева, которая здесь постоянно проживает. Последний штрих в реконструкции мечети – возведение новой кровли – нанес ее единственный строитель и реставратор Пилял Кубанов, впрочем, у него есть очень надежный, энергичный помощник Ислам Хасанов, который на своем тракторе с тележкой выполняет все разгрузочно-погрузочные работы. Не стоит без работы и экскаватор, который администрации аула помог приобрести глава администрации района Рамазан Байрамуков, скажем прямо, с головой окунувшийся в проблемы аула. В Хасаут он наезжает по два раза в месяц, интересуется, без перебоев ли водоснабжение в ауле, как часто наведываются ветеринары к животноводам, как идут работы по обновлению каменных ванн, за которые охотно взялся известный предприниматель в районе, и многим другим.
– И все-таки самый больной вопрос – это, наверное, дороги, потому что, если не будет хорошей дороги, не будет регулярного сообщения, так и хочется сказать, с землей, а значит, не жди никакой стабильности и позитива.
– Есть подвижки и в этом вопросе. Депутат Государственной Думы РФ Расул Боташев подарил аулу вездеход, прозванный в народе «таблеткой», который и будет постоянно курсировать между Схауатом и Кичи-Балыком. Ремонтные работы по восстановлению дорожного полотна на дороге, ведущей в Схауат, ведутся постоянно, но пока избирательно, то есть по мере безнадежного выхода из строя того или иного участка.
– Коль так плоха дорога, чем объяснить туристический бум, который переживает Хасаут каждым летом?
– Туристы идут в аул через плато Бермамыт и попадают в настоящий агротуристический рай, где за полцены могут приобрести наисвежайшие, чисто экологические продукты – айран, сыр, творог, сметану, масло, мясо, мед, которые у них на глазах жители аула вынесут из таких холодных каменных погребов, с которыми ни один холодильник в мире не сравнится. Прибавьте сюда блюда, приготовленные из мяса молодого карачаевского черного барашка, которые пользуются небывалым спросом. Плюс нарзанные источники, силуэты Эльбруса, стряхивающие с себя туманы и превращающиеся на твоих глазах в такой ясный графический рисунок, от которого настраиваешься на торжественный, органный лад, на размышления о красоте, всеобщей гармонии мира… В общем, если это дело – как попасть в Хасаут легко и весело со всех сторон – будет продумано и решено, то, на мой взгляд, туристические маршруты в Хасаут могут стать самыми популярными в республике.
Разумеется, мы с Керамом Ржаевым не обделили вниманием в этот день и аул Кичи-Балык, но о том, как протекает жизнь еще в одном из самых отдаленных аулов Малокарачаевского района, расскажем в одном из последующих номеров газеты.

Аминат ДЖАУБАЕВА
Поделиться
в соцсетях